Взгляд на душу. Спиноза и Аристотель 2

     Да, Спиноза рассматривает душу как простое тело, но само простое тело Спиноза никогда не рассматривает как изолированное и внешнее, на самом деле Спиноза рассматривает своё простое тело как соотношение тел и тем самым он выходит за рамки и границы визуальной индивидуации. Пока Аристотель внимательно разглядывает человеческую телесность словно бы извне и через подобие пытается отождествить её с природой в целом, Спиноза устремляется прямо в динамику - нет никакого отдельного тела, и тем более отдельной души - мы постоянно подвергаемся воздействию и сами активно воздействуем на все внешние вещи и вот эти процессы взаимодействия или вот эти соотношения-переходы и составляют суть души. Душа движется между телами, и пусть это происходит практически незримо, а зримо нам кажется, что душа сидит лишь в одном теле, не имеет смысла рассматривать душу каким-либо образом иначе. Наша душа находится в нашем бытии, а не в нашем теле, а бытие оказывается всегда тем, что оно не только "наше". Душа неустанно переходит из одного состояния в другое, из этого в следующее, и снова, и снова, по сравнению с телом она просто какой-то плещущийся океан, и нужно предполагать, что и покой душа может найти только посреди своего беспокойства, а не в клетке (изоляции) или же в угасании (смерти).

    Нет никакого тела, если нет другого тела; то, что составляет природу реальности базируется не на формах тел, как считает Аристотель, а на их взаимном воздействии друг на друга. Невозможно найти, создать, сконструировать или сотворить форму предмета, покуда неизвестно каким образом он ведёт себя в отношениях с другими предметами, в пределе со всем окружающим миром - так зачем же брать уже готовый результат? Уже приобретённую или познанную форму? Если можно взять сам источник её рождения, если хочется заглянуть в тот тигль, в котором природа и человек как раз и выплавляют свои формы? А душа... может быть она вечно - выплавляется и выплавляется, может быть её призвание быть бесформенным Протеем, способным принять любую форму? Как же можно смотреть на неё, как на уже нечто готовое? Нет, для Спинозы недопустим такой подход - душа приращивается, обогащается, обновляется или же умаляется, растрачивается, коллапсирует (сжимается) и для неё не столь уж и важно какой орган чувств ею зайдействован (помимо отдельно выделенных случаев) - гораздо важнее прийти к идеям двух тел - своего и чужого - воспринять общее отношение, расщепить его, увидеть обе его стороны через целое взаимодействия их друг с другом, чтобы наконец сформировать своё собственное специфическое единство - душевное единство - влечение. Душа начинает с перехода или отношения - аффекта и заканчивает переходом или отношением - влечением, но последний по отношению к первому обогащён познанием души.

    Следовательно, в рассмотрении души, мы сопровождаем душу от начала её душевного акта до конца её душевного акта, а не отличаем душу от своего и чужого тела. Потому что юмор заключается в том, что пока мы её отличаем, словно бы из головы и из представлений - душа сама только тем и занимается, что через тела отличает себя от всего остального. И прежде, чем мы сообразим что по этому поводу можно сказать, если внимательно прислушаемся, то ощутим - что душа уже всё сообразила. Это бесплодное удвоение сущности, эта лишняя работа по подозрению души выглядела бы как настоящий водевиль, доверь мы то, что можно и нужно доверить своей собственной душе. Если же душе хочется отличить себя от себя, она может призвать на помощь разум, который для этого и создан как "форма форм", бесконечно формующих отношения между телами. Но разуму не стоит отличать душу от тел, повторяю, душа прекрасно справляется с этим и сама, душа не может спутать себя ни с каким телом, потому что душа есть желание. Желание по Спинозе - осознанное влечение. В самом общем виде душа есть стремление и когда это стремление не находит для себя достойного предмета, оно не становится ни влечением, ни желанием, а так и остаётся каким-то неясным стремлением, натягом, тягой, наклоном, уклоном, вектором, направлением - в общем тем, что всё равно стремит нас неизвестно куда, по иронии нас самих и не спрашивая.

    Спиноза разгадал многие базовые секреты души и даже в некоторой степени обосновал свой телесный подход к душе тем, что сама душа базируется в конечном счёте на межтелесных отношениях. По своей сути она есть стремление, всегда готовое превратиться во влечение и стать желанием. Душа это хочу или не хочу, или равнодушна. Но в хочу и в не хочу есть что-то усмирённое, не такое властное и хищное, как в подлинной душе - душа просветляется духом, а сама по себе она - похитительница, она в мгновение ока похищает нас у самих себя, покуда мы не похитим самих себя у внешнего мира ( не похитим предметы своих желаний).

    Будучи двигательной силой, душа может оказывать и сопротивление, но не такое сопротивление, какое оказывают тела или предметы. Но почему же не такое, если душа может стать как кремень, или же уступить как вода, чтобы потом нахлынуть обратно и взять своё, или может долго и нудно сопротивляться бесконечным тлением, словно угли, нескончаемо тлеющие в камине? Душа оказывает не такое сопротивление как тело только в том смысле, что она может сопротивляться силой абсолютно всех тел, которые познала на опыте, она - их универсальные способности вообще. Так что, чтобы сломать душу, нужно обладать силой сломать любое тело вообще. Правда на практике эта способность души выглядит несколько уже, так как опыт индивидуальных душ не охватывает "все тела". Но кто пытался это сделать, давно мог обнаружить, что в принципе сломать душу нельзя, опять же на практике это будет звучать так - мог обнаружить, что некоторые души некоторых людей не ломаются ничем.
    Объединённая сила сопротивления всех тел? Нет, не только сила сопротивления всех тел, но ещё и форма - объединённая, универсальная, протеическая форма.


Рецензии