Анабаптисты

КРОМАНЬОНЦЫ
Древнейшие кроманьонцы были обнаружены в Эфиопии, в Восточной Африке. Через Аравийский полуостров они мигрировали в Переднюю и Среднюю Азию, на побережье Индийского океана, через Кавказ проникли в Прикаспийские, Донские степи, Причерноморье, через Дунайский коридор проникли в Западную Европу, достигли бассейна Атлантического океана и оставили наскальную живопись в пещерах Франции. Кроманьонцы имели очень даже сносный человеческий облик, занимались охотой и собирательством, изготовляли орудия труда из камня, рога и кости, мастерили украшения, создали первые в истории поселения, жили в пещерах, шатрах из шкур, в землянках, хижинах из каменных плит, приручили собаку.

ЛЮДИ
Первые люди, были созданы Богом в 4155 году до н.э. существами, способными жить, двигаться, существовать Богом, искать Его. В 3099 году родился Ной. В 2499 начался всемирный потоп. В 2498 году, семнадцатого тишрея (Эйтаним) Ноев ковчег остановился на Араратских горах (Быт.8;4). Из ковчега вышли Ной, его жена, его сыновья: Иафет, Сим, старший брат Иафета (Быт.10;21), 2596 года рождения (Быт.11;10) и Хам с жёнами. В 2496 году у Сима родился сын Арфаксад. Кроме Арфаксада сыны Сима: Елам, Ассур, Луд и Арам. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш (Быт.10;22,23).

ЯЗЫК
До Вавилонского столпотворения (Быт.11;6) на земле был один народ и один  праиндоевропейский язык. Это был и язык семитских арамейских племён, издревле обитавших на территории Армянского нагорья. Чтобы разрушить безумную затею строителей Вавилонской башни, Господь Бог (7,8) в 2397 году (Быт.10;25) смешал их язык так, что один перестал понимать речь другого и рассеял народы по всей земле. Праиндоевропейский язык семитских арамейских племён урартов, обитавших на территории Армянского нагорья, в результате их контактов с анатолийскими, месопотамскими и кавказскими племенами стал прародителем языка государства Урарту, легшего в основу армянского языка, распространился в Иране, Ираке, Сирии, Анатолии, на Балканах, в странах Средиземноморья, на Кавказе, в Прикаспийских степях, по степям Евразии, заселившимися ираноарийскими племенами. Праиндоевропейский язык стал прародителем языков сначала в Месопотамии (Междуречье – долине рек Тигра и Евфрата), а затем и языков всех народов мира. Хотя Израиль происходит от Арфаксада, Писание называет его странствующим арамеянином (Вт.26;5), что указывает на то, что единым языком и наречием, на котором говорили строители Вавилонской башни был ближе к арамейскому, нежели к ивриту, родственному древнеханаанейскому языку.

КЕЛЬТЫ И ФРАНКИ
Поселения отдельных ираноарийских племён мы находим и в горах Средней Франконии. Здесь были племена кельтов, затем, в 15 году сюда пришли римляне. Германские племена, смешиваясь с кельтами, правратились в силу, разрушившую Древний Рим. Король франков Хлодвиг I (481-511), завевав Галию и Восточную Франконию, создал Франкское государство, просуществовавшее до 716 года. В 843 году было создано Западно-Франкское королевство, ставшее впоследствии Францией. Как отдельное гецогство Франкония перестала существовать в 1806 году, превратившись в три административных округа Баварии: Верхняя, Средняя и Нижняя Франкония, последняя со столицей Вюцбург.

Я
Мои предки - Нижне-Франконские евреи из Вюцбурга, в котором евреи стали селиться с 1100 года не от хорошей жизни, а в связи с первым крестовым походом 1096 года, когда в Майнце, Кёльне, Бамберге и других городах Германии произошла массовая резня евреев. Затем во Франконии и Швабии произошли преследования евреев в 1298 году и всплеск волны фанатизма, охватившего Германию в 1349 году. В результате преследований евреев мои предки переселились в Герцогство Варшавское, в ту его часть, которая в 1815 году была присоединена к России, и оттуда переехали в Ростов-на-Дону. О моём прадеде, Исааке, я знал, что он исполнял какую-то службу в синагоге, будучи стариком, спал на русской печи, пил водку, и когда умер в возрасте девяноста с чем-то лет, все зубы у него были целыми. Дед работал мастером в мастерских Владикавказской железной дороги, участвовал в знаменитой стачке 1902 года. Отец 1894 года рождения учился в гимназии, участвовал во Второй мировой, Гражданской войне, в 20-е годы работал в типографии, получил специальность экономиста в Ростовском-на-Дону филиале Императорского Варшавского университета (ныне Южный федеральный университет), работал по специальности на предприятиях Ростова-на-Дону, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Я родился в 1945 году, окончил Ростовский инженерно-строительный институт, работал архитектором, руководителем изостудии. Уверовал. Служил в церкви Евангельских христиан баптистов. Интересовался историей этой конфессии.   

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
Папское средневековье начало складываться в правление римского императора Константина I Великого, отменившего гонение на христиан, объявившего в империи свободу вероисповедания, предоставившего христианству особый статус, активно вмешивавшемуся в дела церкви. Константин, выступая арбитром во внутрицерковных спорах, был инициатором Первого Никейского собора (325 год), осудившего арианство. Арианство действительно противоречащее Библии еретическое учение, но Иисус Христос говорит Церкви этого периода не об арианстве, а (Отк.2;13,14) о том, что она живёт там, где престол сатаны, упрекает её в том, что в ней есть «держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу». С приходом Константина Великого Церковь подверглась обольщению богатством, властью, привилегиями, подкупом, идолопоклонством, в частности, солнцепоклонничеством. Действительно, во дни Константина Великого законом от 21 октября 313 года клирикам были предоставлены официальные государственные льготы и привелегии, им было даровано  освобождение от налогов и «любых тягот». Практически владеющие землями христианских общин, с прикреплением эдиктами, выпускаемыми с 316 по 332 год, колонов к земле, ремесленников к коллегиям и куриалов к городам, клирики вошли в число первых римских феодалов – крепостников. В 321 году день Господа – день Солнца официально был признан религиозным праздником и днём отдыха. Наименование «день солнца» осталось за первым днём недели в немецком (Sonntag) и в англо-саксонском (Sanday) календарях, рождение Солнца традиционно праздновалось 25 декабря. В древнеримской рукописи «Хронограф 354 года», наряду с упоминанием праздника в честь рождения Непобедимого Солнца 25 декабря, «рождение Иисуса Христа в Вифлееме иудейском» впервые упоминалось как праздник, проводимый таже 25 декабря. Вместе с тем в «Хронографе» даётся ссылка на календарь 336 года, так что  идея соединения дня рождения Непобедимого Солнца с Рождеством Христовым должно быть также появилась во времена Константина Великого. Равноапостольный император Константин I Великий был язычником, солнцепоклонником, и милостиво позволил себе, уклонившись в арианство, перед смертью принять крещение от епископа арианского толка Евсевия Никомедийского.

ПАПСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Следующий этап истории Церкви характерен тем, что уже сама Церковь (Отк.2;20) будет попускать своим духовным лидерам, называющим себя пророками учить и вводить в заблуждение себя любодействовать с плотью, миром, мироправителями и «есть идоложертвенное», то есть поклоняться идолам. Это период, после падения Древнего Рима в 476 г. н.э., после того как из него восстанут десять монархий и после них иная монархия, отличная от прежних (Дан.7;23,24), которая к 538 году с корнем исторгнет три из десяти (8), а именно племена вандалов, западных аланов и герулов. Эта монархия будет иметь «уста, говорящие высокомерно» (8), «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (25), на 1260 лет. Во дни этой монархии внешний двор храма Божия будет отдан язычникам, и они будут попирать святой город 1260 лет, и Библия, её Старый и Новый заветы будут пророчествовать в ней, будучи облечёнными в нищенскую одежду, в течение 1260 лет. Эта монархия суть диавол и сатана, древний змей и великий дракон (Отк.12;9), большой, красный, с семью головами и десятью рогами, увлёкший с неба треть ангелов и повергший их на землю, стал пред Божиим народом, которому надлежало родить Иисуса Христа, чтобы, когда он родит Его, пожрать младенца. Но когда Божиий народ родил младенца, Который умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания, восхищен был к Богу и к Его престолу, Божиий народ – жена, родившая младенца мужского пола «убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят» лет (3-6).  «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение» тысячи двухсот шестидесяти лет (12-14). Эта монархия суть зверь «с семью головами и десятью рогами: на рогах... (которого) десять диадим, а на головах... имена богохульные... И... одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела... И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать» 1260 лет. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». (Отк.13;1,3,5-8). Действительно, Средневековое папство проявило себя как самовластная, преступная, роскошествующая монархическая система, запятнавшая себя искажением закона, «охристианиванием» языческих празднеств и ритуалов, войною против евреев и «еретиков», жестокой инквизицией, крещением младенцев, продажей индульгенций. Одна из её голов была как бы смертельно ранена (538+1260) в 1798 году, когда наполеоновский генерал Бертье занял Рим, сверг римского папу Пия VI с престола. Папа был взят в плен, изгнан во Францию и умер в 1799 году. Французское правительство издало указ, согласно которому никогда больше не должно быть епископа в Риме. Однако эта рана исцелела. В октябре 1799 года Папская область была восстановлена. Прошло каких-то 130 лет и в 1929 году глава итальянских фашистов дуче Бенито Муссолини заключил с папой Латеранские соглашения, по которым Ватикану были возвращены его земли, церкви – её имущество. Папа был возведён в сан монарха.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Причиной Возрождения было не бегство византийцев в Европу вследствие падения под натиском турок – османов Византийской империи в 1453 году, а благодатная почва, которую оно нашло в среде мастеров, ремесленников, купцов, банкиров укрепившихся европейких городов – республик, для которых характерно движение в направлении секуляризации культуры. Эпоха породила универсальных гениев, составивших славу человечества: в Италии: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарку (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375),  Пизано, Джотто, Орканью; мастеров Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буанарроти (1475-1564), Рафаэля  Санти (1483-1520), Антонио да Корреджо (1489-1534), Тициана (1488/1490-1576); Позднего Возрождения: Тинторенто (1518/1519-1594), Андреа Палладио (1508-1580); вне Италии: Джона Уиклифа (1320-1384), Яна Гуса (1369-1415), Иоганна Рейхлина (1455-1522), Томаса Мора (1478-1535), Эразма Роттердамского (1469-1536), Мартина Лютера (1483-1546), Ульриха Цвингли (1484-1531), Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), Франсуа Рабле (1494?-1553), Мишеля де Монтеня (1533-1592); Мигеля де Сервантеса (1547-1616), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Уильяма Шекспира (1564-1616). Идеи Возрождения нашли поддержку у части князей, стремившихся избавиться от засилья пап.
 
МАРТИН ЛЮТЕР
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года – день, когда, по легенде, Мартин Лютер прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». Мартин Лютер – человек Возрождения, доктор богословия Виттенбергского университета, создатель перевода Библии на немецкий язык и норм общенемецкого национального языка, реформатор образования и музыки. В своих «95 тезисах» он утверждал, что папство не является посредником между Богом и людьми, что человек оправдывается не через церковь и её обряды, а через веру по благодати Бога. Основополагающим принципом спасения Лютер считал только веру, только благодать и только Писание. Лютер опровергал авторитет Священного предания, постановлений церкви и папских декретов, оставляя единственным мерилом истины Священное Писание. Труды и высказывания христианских деятелей прошлого ценны, но они всегда должны приниматься критически и поверяться Писанием.

УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ
Швейцарский христианский реформатор, гуманист и философ Ульрих Цвингли (1484-1531) родился несколькими неделями позже Лютера. С 1494 по 1498 гг. учился в школе Св. Теодора в Базеле. После этого в школе Генриха Лупулуса в Берне начал писать стихи, освоил игру на всех известных тогда инструментах. Высшее образование Цвингли получил  в  Венском  и  в  Базельском  университетах, где изучал классическую литературу, усердно читал Священное Писание, общался с базельским богословом Виттенбахом, с гуманистами и в том числе с Эразмом Роттердамским. 29 января 1523 г. на публичном диспуте в Цюрихе Цвингли отстаивал свои 67 тезисов учения о Священном Писании, как высшем авторитете веры, о Христе, как о единственном посреднике между Богом и людьми, о вере, как единственном средстве спасения, о церкви, как единстве всех верующих и т.д. В результате в Цюрихе католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено, латинский язык заменён немецким, монастыри были обращены в школы, приюты, госпитали, монастырское имущество секуляризованы, безбрачие духовенства упразднено.  В церковной организации  Цвингли проводил начала пресвиторианского управления. Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Санкт-Галене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Цвингли был убит 11 октября 1531 г. в сражении между цюрихцами и войсками католических кантонов.

АНАБАПТИЗМ
Анабаптизм зародился как движение в русле Реформации в Швейцарии, как критика цвинглианства, требовавшая более далеко идущих реформ в Цюрихе. Поддерживая вначале цвинглианскую критику нерешительности реформаторской деятельности Лютера, анабаптисты впоследствии подвергли критике и самого Цвингли. Движение Швейцарских братьев (как сами себя назвали анабаптисты) возглавил сын влиятельного члена городского совета Цюриха, один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха, Конрад Гребель, основываясь на многих местах Священного Писания, в частности на книге Деяний Апостолов, где (Деян.2;37,38,41), услышав проповедь Апостола Петра, люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа вследствие прощения грехов и получите дар Святого Духа... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Для того, чтобы креститься, людям надо было услышать слово благовествования, охотно принять его, уверовать в Иисуса Христа, как в Спасителя и Господа, умилиться сердцем, спросить: «Что нам делать?», покаяться вследствие прощения грехов и в крещении пообещать Богу быть Ему верными, добрыми, не ленивыми и не лукавыми рабами. 1Пет.3;18-21: «И Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». Креститься – это не только признать Иисуса Христа нашим Спасителем, но и Господом, Господином нашей жизни, в умилении сердца решиться стать Ему добрыми и верными рабами, отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Христом, куда бы Он ни пошёл. Когда двери Ноева ковчега закрылись и начался дождь, многие люди стучались в двери и стены ковчега и вопили к Богу, но было поздно. Однако Иисус не оставил молящихся. По смерти Он нисходил в места преисподние и проповедовал находящимся в темнице духам некогда непокорных во время строения ковчега. Подобное этому образу крещение спасает воскресением Иисуса Христа. Поэтому крестя младенцев католическая церковь лишала людей спасения.
Итак, услышать слово благовествования, охотно принять его, уверовать в Иисуса Христа, как в Спасителя и Господа, умилиться сердцем, спросить: «Что делать?», покаяться вследствие прощения грехов и в крещении дать Богу обещание доброй совести. Что из этого может совершить младенец?». Ничего. Покаяние и крещение должны осуществляться людьми в сознательном возрасте, в добровольном порядке, а принятое в католичестве крещение младенцев идёт вразрез с Писанием. Следовательно, людям, крещённым в младенческом возрасте, желающим заключить завет с Богом, необходимо перекреститься. Основными признаками анабаптизма (перекрещенства) стали призыв к крещению по вере в сознательном возрасте, отрицание централизованной церковной организации, отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сферах, противоречащих религиозным убеждениям. 24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. 

СИМОНС МЕННО
Некоторые последователи анабаптизма в своей критике заняли крайне левые позиции вплоть до создания в вестфальском городе Мюнстере Мюнстерской комунны, как попытки воплощения идеи «мессианского коммунизма». В Мюнстере были осуществлены конфискация церковно-монастырского имущества, сожжение долговых и налоговых документов, усиление обороны города, отмена долгов и денежного обращения, изъятие у населения денег и драгоценностей. С 1524 г. католический священник из Нидерландов Менно Симонс (ок.1496-1561) под влиянием сторонников радикальной Реформации, трудов Лютера и Эразма Роттердамского в 1530 г. признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков, Лютера и других лидеров Реформации. Симонс утверждал, что миллитаризм Мюнстерской коммуны противоречит библейскому христианству, призванному нести мир, а не войну. В 1536 г. Менно перешёл в анабаптизм, в 1537 опубликовал трактат «О духовном воскресении», в 1538 – сочинение «О новом творении», в котором написал, что католическая церковь подменила собой Христа, скрыв Его за пышным церемониалом, но в Царствие Божие войдут лишь те, кто, став новым творением, сохранит верность Христу. В 1539 г. Симонс опубликовал «Размышления над 24-м псалмом» и «Объяснения христианского крещения» с изложением богословия и практики крещения ранних анабаптистов. В следующем 1540 г. был издан главный труд Симонса «Основания христианской веры», в котором было дано систематическое изложение вероучения. В 1545 г., в правление в Восточной Фризии (Нижняя Саксония) графини Анны Олденбургской, анабаптисты подверглись преследованиям. Анна издала декрет, в котором впервые было упомянуто название «меннониты», по имени Менно Симонса. Его последователей стали называть умеренными анабаптистами или меннонитами. Ни в Нидерландах, ни в Германии меннониты не были признаны ни католиками, ни протестантами. Меннониты собирались тайно. Их богослужения были запрещены под страхом смертной казни. Голова самого Симонса в 1542 г. была оценена императором Священной Римской империи Карлом V в 100 гульденов. Менно покинул Восточную Фризию, жил в разных городах. Зиму 1553-1554 гг. провёл в Висмаре, после изгнания из которого Менно и меннониты под покровительством Бартоломеуса фон Алефельдта нашли пристанище в городе Бад-Ольдесло в Гольштейне. Здесь, в имении Вюстенфельд  Менно Симонс провёл последние годы жизни и здесь скончался в 1561 г.

МЕННОНИТЫ
С 1561 по 1572 год меннониты в Нидерландах подвергались жесточайшим гонениям. Во время Восьмидесятилетней войны 1568-1648 гг. за освобождение Нидерландов голландские меннониты всячески помогали своему отечеству, нередко жертвуя всем своим состоянием, лечили солдат в армии Вильгельма Оранского. В результате им была дана свобода богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в начале ХVII века. В 1795 году голландские меннониты были уравнены в правах с католиками и реформатами. В 1789 году по приглашению Екатерины II в Россию прибыли первые переселенцы – менонниты. Они заселили Хортицкую волость Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии. В 1800 году 150 семейств переселились на Молочные воды Мелитопольского уезда Таврической губернии.  В 1847 году в Пруссии в меннонитов лишили освобождения от военной службы, вследствие чего значительная их часть эмигрировала в Российскую империю. В 1852 был образован третий меннонитский округ, названный Мариупольским. Данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты с 1854 года стали селиться в Самарской губернии в Новоузенском и в Самарском уездах, но когда в 1874 году колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, меннониты восприняли это как требование, несогласное с их религиозными убеждениями, и значительная часть меннонитов переселилась из России в Америку. В СССР, в связи с антирелигиозной политикой советской власти и с нерешённостью земельного вопроса с 1923 по 1929 год страну покинули свыше 12 тыс. меннонитов, и в связи с коллективизацией  ещё 6 тыс. человек уехали в Бразилию, Парагвай и Канаду. Меннониты пострадали в ходе выселения лиц разных национальностей из погранзон СССР, в частности постановлением Совнаркома от 28 апреля 1936  о переселении из погранзоны Украины в Казахстан 70 тыс. поляков и немцев. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны указом от 8 августа 1941 года была ликвиирована национальная автономия поволжских немцев, а сами они были депортированы в Казахскую ССР. В результате Сталинских репрессий их приговаривали к тюремному заключению, к расстрелу по обвинениям в массовом дизертирстве, коллаборационизме и антисоветской деятельности. Но и неосуждённые пережили в Казахстане ужасные тяготы и унижения.

ШЛАЙТХАЙМСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
Маленькая община Шлайтхайм с населением около 2 тысяч человек, где в 1524 г. было составлено Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии,  расположена на севере швецарского кантона Шаффхаузен, почти на границе с Германией. Недалеко от неё, в селении Шопфхаим обосновалась община евангельских христиан-баптистов из возвратившихся в 90-х годах в Германию казахстанских немцев. Так пересеклись моё христианское служение и интерес к истории анабаптистов.

В период Реформации магистерское реформационное движение, которого придерживались лютеране и кальвинисты, действовали в связке со светскими властями – князьями и городскими советами (магистратами). Радикальные евангельские реформаторы противоставшие злоупотреблениям в католической церкви, подвергли критике и коррупцию в расширяющемся магистерском реформационном движении.
   
Томас Мюнцер (1490-1525), учившийся в Виттенберге, ставший священником, выступивший с пламенными проповедями в саксонском Цвиккау (у границы с Чехией), в Праге, в Альштедте (Тюрингия), в конце 1524 года в имперском городе Мюльхаузене вместе с бывшим монахом Генрихом Пфайфером стал во главе простого народа в Крестьянской войне в Германии, в которой погиб в 1525 году. Лютеровское «только Библия» оказалось ящиком Пандоры для протестантизма. Так, Меланхтон, друг и сподвижник Лютера, расходился с последним во взглядах на причастие, считая, что Иисус присутствует в причастии духовно, а не телесно, и на синергизм – содействие свободной воли человека и Божией благодати.  Кроме того Меланхтон имел особенный взгляд на проблему оправдания верой, отдавая дань делам веры.  Жан Кальвин (1509-1564), французский теолог, знаток логики, диалектики, риторики, права, вдохновенный пастор, великолепный полемист. Разрыв Кальвина с католической церковью произошёл в 1535 году, в котором он написал свой главный труд «Наставление в христианской вере». За годы своей яркой и плодотворной деятельности Кальвин выдвинул ряд оригинальных взглядов на цели учения Реформации, его основу, на источники знания о Боге, на человека, на спасение, на предопределение, на церковь, на государство, на отношение к наукам. Ульрих Цвингли, в 1520-21 гг. служивший в церквах Цвиккау, был уволен за уже не лютеровское содержание своих проповедей. Если Лютер шёл на союз с князьями, то Цвингли, обличая тиранию монархов и князей, отстаивал республиканские идеи. Феликс Манц (1498-1527), сын каноника церкви Гроссмюнстер, родился, жил и умер в Цюрихе, имел гуманитарное образование с глубоким знанием иврита, греческого и латыни. После приезда Цвингли в Цюрих в 1519 году, Манц стал его последователем. В 1521 году к группе присоединился Конрад Гребель, ставший другом Манца. 17 января 1525 г. на публичном диспуте с Цвингли друзья поставили под сомнение мессу, отношения церкви и государства и крещение младенцев. Цвингли был признан победителем в диспуте. 21 января Конрад Гребель в доме Манца крестил Джорджа Блаурока, а тот, в свою очередь, - всех остальных. Возникла первая церковь радикальной Реформации, в которой Манц активно евангелизировал. 5 января 1527 года Манц принял мученическую смерть в водах Цюрихского озера, казнённый по решению Магистерских протестантов. Конрад Гребель (ок.1498-1526) с 1522 года увлечённый последователь Цвингли. После крещения от Джорджа Блаурока благовествовал и выступал с проповедями в близлежащих к Цюриху городах. В октябре 1525 г. был арестован, заключён в тюрьму. В тюрьме написал брошюру по крещению. В марте 1526 г. бежал из тюрьмы, опубликовал свою брошюру, продолжил служение, но в июле или августе умер. Джордж Блаурок (ок.1491-1529) получил образование в Лейпцигском университете, служил католическим священником. Около 1524 года прибыл в Цюрих, примкнул к Цвингли, стал одним из основателей анабаптизма. В день, когда Манц был замучен в Цюрихе 5 января 1527 года, Блаурок был жестоко избит и изгнан из Цюриха, работал в Берне, Биле, Граубюндене, Аппенцелле. Был арестован и изгнан в апреле 1527 г. В Тироле в 1529 г. стал пастором в церкви, бывший пастор которой Михаэль Кюршнер был сожжён на костре. Здесь Блаурок вёл очень успешное служение. В августе он и его сотрудник Ханс Лангеггер были арестованы властями Инсбрука, подвержены пыткам и 6 сентября 1529 года сожжены на костре около Клаузена. 24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер (1490-1527). В Исповедании отрицается крещение младенцев, утверждается крещение верующих в сознательном возрасте; допускается отлучение членов церкви, решившихся следовать за Христом, но вернувшихся на путь греха, и не раскаившихся после наставления со стороны церкви; устанавливается причащение лишь для принявших крещение в сознательном возрасте и живущих согласно заповедям Христа; устанавливается отделение церкви от государства; устанавливются правила избрания священнослужителей; устанавливается христианский пацифизм; запрещаются всякого рода клятвы и присяги. Бальтазар Губмайер, видный деятель анабаптизма, критиковал декларируемые в Исповедании принципы отделения церкви от государства и непротивления злу. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание. Преследования анабаптистов, вызванные их богословием, возросли в результате Крестьянской войны в Германии. Анабаптисты  подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением.


Рецензии