Взгляд на душу. Спиноза 6

    Большей частью мы имеем тягу к чему-то новому и необычному для нас вовсе не потому что в нашей груди кипит небывалая жажда приключений. Мы давно уже перестали быть "первооткрывателями". Всё оказывается гораздо прозаичнее - нас окружает невидимый ореол скуки, которую нам бы хотелось развеять ежеминутно, даже если мы об этом не думаем и считаем свою жизнь в целом вполне удавшейся и нормальной. Не потому, что мы молоды, сильны и здоровы мы путешествуем (контингент пожилых туристов крайне велик, ведь эти люди уже отпахали своё и получили на руки некоторый достаток материальных ресурсов и времени). Встречаются и такие люди, которые даже и к философии обращаются тогда, когда уже прожита жизнь и завоёвано или пройдено всё, что может быть завоёвано или пройдено в человеческом обычном мире. Феномен - "ну а после можно и пожить" крайне распространён. Причём в этот раздел "после чего именно" можно наконец-то пожить входит практически абсолютно всё, кроме самого главного - собственно самой жизни. После работы, после образования семьи, после приобретения положения в обществе, после всех развлечений и хобби - наступает момент когда мы говорим - "ну а теперь можно и жизнь посмотреть"... Но далеко не все успевают произнести даже эту сатирическую фразу, стоя у края могилы одной ногой.
     В основном мы ездим и отправляемся в походы потому что мы "засиделись" и надо же как-то развеяться. Тут задача - не жизнь посмотреть, а привычный ритм приукрасить. Отправляемся так сказать "от противного", от противоположного. Некоторых ещё соблазняет романтика, социальный престиж, современный имидж - не отставать же от современности. В целом у нас у всех в голове есть такая установка - "надо как-то свою жизнь разнообразить". Звучит вроде неплохо, тем более что с современными технологиями появилась масса возможностей осуществить такую установку на деле. Но если мы задумаемся почему в нашей голове пребывает такая установка и прямо-таки вот с этим вот "надо", мы поймём, что она в нас пребывает именно потому, что жизнь почему-то выходит всё равно однообразная. Реально по факту только наша виртуальная жизнь стала многообразной (благодаря сети). Она хорошенько расширила нам сознание. "Прокачала" нас, так сказать в одной способности (геймеры меня поймут). Но если в некоторых играх и можно выехать на одной способности, то в жизни не очень-то. Достаточно вспомнить простое словечко - "опыт" - вот его не удаётся так быстро прокачать как сознание через интернет. Он частично и местами даже сдал свои позиции, а не приобрёл. Опыт человеческий... можно ли его отделить от виртуального? Можно, поскольку речь идёт о реальном опыте.

    И тут, после долгого моего введения и присказки, мы снова переходим к Спинозе, а вместе с ним и к вопросу о том следует ли всё перебирать. Именно наше сознание и именно в виртуальном мире перебирает бесконечные модификации вещей и положений. Но когда речь заходит о реальном опыте, то оказывается, что его можно извлечь лишь из того, что "исключает перебор", потому что если не отбросить массу возможностей, то нельзя будет и отдаться чему-то по полной, а если не отдаться чему-то по полной - не получишь и опыта. Развлечение получишь, приобретение информации получишь, кругозор расширишь, но через опыт не пройдёшь. Опыт требует максимальной интенсивности и взятия тех порогов, благодаря которым раздаётся "щелчок" и мы меняемся и становимся другими. Опыт крайне требователен. Но наш современник отнюдь не требователен. Про нашего современника можно сказать, что он мобилен, отстранён (от многих вещей, которые его не касаются), структурен (придерживается структур наличного существования), в меру социален, быстро взросл( в раннем возрасте определён в своей деятельности) и при этом удивительно инфантилен( не определён в своих внутренних предпосылках, если они у него имеются). Наш современник "имеет опыт" в прохождении карьеры, половых связях и виртуальных играх, но я думаю мы можем догадаться, что такой "опыт" не подходит для того опыта, о котором мы говорим. Впрочем, всегда можно заявить, что "всякий опыт хорош", как мы и делаем, закрывая ненужный для нас вопрос. Но поскольку я в своих текстах не закрываю, а открываю вопросы меня это не удовлетворит. Да и вообще, у философа ведь такое призвание - открывать вопросы. А потом заново их переоткрывать, потому что люди умудряются быстро забыть и уже открытое. Опыт под знаком вечности, экзистенциальный опыт, опыт реальности, событийный опыт - как ни назови - поскребите моего современника - найдёте ли? Спиноза называет этот опыт - опыт интенсивности(у кого в голове возникли сразу же наркотики, алкоголь или секс - тот сам виноват). Среди бесконечных модификаций вещей не опыт бесконечных вещей в их модификациях, вообще не вещественный опыт, а опыт собственной интенсивности - опыт себя. Вот мы и подошли к истинному названию реального человеческого опыта - опыт себя.

    И Спиноза говорит об этом опыте удивительные вещи, он говорит - этот опыт приносит мне уверенное чувство того, что я бессмертен, что я божественен. По сравнению с той общей картиной нашей жизни, что мы только что нарисовали, это кажется звучит слишком пафосно. Между тем спросите у кого-нибудь, кто пережил этот опыт и вовсе не является философом, например, у альпиниста, покорившего какую-нибудь сложную вершину, то есть у человека, который провёл себя через какое-то сложное испытание, спросите у него и вы услышите в ответ, что у него были какие-то моменты или мгновения, когда он ощущал то, о чём пишет Спиноза. Это предельный человеческий опыт. Это прыжок через самого себя куда-то... И вот он ведёт к очевидности и несомненности нашей совершенной природы и этот опыт настолько уникален, что его нельзя ничем подменить - только пережить собственноручно, собственноножно)) - собственнодушно.
    Опыт, откуда возвращаются другими, а другими возвращаются не с гор и не из космоса, а из тех "вспышек", "озарений" и "откровений", который подскакивают даже над горами и даже над Космосом. Но Спиноза то, Спиноза, откуда он знал? Он не ходил в горы... И, как видите, можно даже и в горы не ходить. Пожалуй, мы описываем нечто такое, что в своей предельной интенсивности распахивает перед нами совершенно другой простор и пространство бесконечности. А та бесконечность, которой так пугался Паскаль в этот момент исчезает. Вы смотрели фильм, фильм выключился и включился совершенно другой фильм.


Рецензии