Реферат1349

Реферат
«Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств»








Новосибирск, 2021
Введение
Вы замечали, что люди, которые систематически занимаются спортом – могут похвастаться не только крепким здоровьем, но и сильным характером? Что же ещё такого с нашим организмом делает спорт, раз мы становимся «быстрее, выше, сильнее»?
Для начала стоит разобраться: что такое спорт, и какими возможностями он обладает?
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport – «игра»,
«развлечение») – организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных
способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. Цель спорта высших достижений – это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Многие уверены, что спорт дает человеку лишь физическое развитие, и это
огромное заблуждение. Существует огромное количество видов спорта, и каждый из них оказывает своё особое влияние на определенные черты характера. Возьмем, к примеру, несколько из них, чтобы убедиться, что от выбранного вида спорта зависит и то, какие навыки будут развиваться у спортсмена.
Константин Лопухин, кандидат в мастера спорта по скалолазанию говорит:
«Упорство, даже упёртость. Многие спортсмены из года в год ездят на одну и ту же трассу до тех пор, пока у них наконец не получится ее пройти».
Наталья Молчанова, мастер спорта по подводному плаванию говорит следующее:
«Этот вид спорта однозначно научил меня сохранять внутреннее равновесие даже в трудных жизненных ситуациях. Ведь погружение на глубину сродни медитации».
Каждый рассказал о своём виде спорта, не упоминая о физическом развитии. Все они говорили лишь о личностных качествах, в развитии которых каждому
помог определенный вид спорта. Таким образом, спорт – это не только мышцы и
подтянутое тело, но ещё и отличный учитель в жизни каждого спортсмена. И если такой образ жизни влияет не только на состояние здоровья, но и на формирование характера человека, то сказывается ли это на жизни человека в целом?
Человек, который имеет непосредственное отношение к спорту - может запросто
похвастаться своей дисциплинированностью. Причём дисциплина проявляется не только в поступках и действиях спортсмена, но и отражается на всём к чему он прикасается. У таких людей чаще порядок не только в голове, но и в доме. Они привыкли жить по строгому расписанию тренировок, а значит, и вне этого продолжают действовать строго по плану. На самом деле, даже само желание заниматься спортом – это уже первый шаг к более качественной жизни.






1. Что даёт человеку спорт?

1. Больше времени. Самый лучший способ продлить день – встать пораньше и
потренироваться, или хотя бы сделать зарядку. Во-первых, упражнения взбодрят организм, а во-вторых, если заниматься спортом утром, то будет больше времени на работу, учёбу или развлечения. Польза? – однозначно!
2. Правильное питание . Регулярные тренировки отлично выстраивают режим
питания. Человек начинает принимать пищу вовремя. Спортсмены привыкли завтракать, что хорошо сказывается на их организме. Усталость, полученная в ходе вечерней тренировки, помогает быстрее заснуть, а значит «ночное переедание» окажется невозможным, а к утру как раз человек успеет проголодаться.
3. Время для размышлений . Работа, телевизор, интернет – всё это заполняет не только наше время, но и нашу голову. Тренировки помогают голове расслабиться, ведь когда работает тело, мозг получает разгрузку и перестраивается на нужный лад.
4. Достижение целей . Когда человек усердно работает на достижение своих целей в спорте, становится, очевидно, что он использует это и в других областях. Ведь, если он смог пробежать 10 км, то ему ничего не помешает продвинуться по карьерной лестнице, или, допустим, накопить деньги на путешествие.
5. Энергия . Медленный темп жизни приводит к лени и апатии. Поэтому, чем активнее человек, тем больше дел он выполняет. Регулярные занятия способствуют движению. Тело начинает двигаться, мышцы приходят в тонус, и сразу появляется дополнительная энергия.

Также систематические тренировки влияют на:

1. Внешность – стабилизируется вес, тело приобретает красивый рельеф, замедляется старение.
2. Работа организма в целом – улучшается обмен веществ, увеличивается
работоспособность суставов и мышц, снижается риск заболеваний, приходит в тонус сердечно-сосудистая система, повышается иммунитет.
3. Самооценка – заметно возрастает уверенность в себе, улучшаются навыки
коммуникации, организм легче справляется со стрессом.
Помимо всего этого, спорт отлично дружит с интеллектом. Для того, чтобы в этом
убедиться, мы взяли несколько примеров различных видов спорта:
Теннис. Не зря его называют «шахматами в движении». Помимо выносливости,
теннисисты имеют отличные навыки предугадывания действий соперника, а также умеют за доли секунды понять и оценить траекторию движения мяча.
Командные виды спорта. Все, без исключения способствуют развитию
аналитического мышления и быстроты реакции, а также совершенствуют навык работы в коллективе. А в связи с тем, что игра требует сложной координации движений, повышается концентрация внимания.
Бег на длинные дистанции. Стайерский бег способствует активному развитию стратегического мышления. А иначе как ещё выдержать путь в несколько десятков километров.
Йога. Основная польза – гармонизация эмоций и мыслей, способность
сосредотачиваться на главном и отбрасывать лишнее, что крайне важно в наше время.
Спокойствие ума в свою очередь является залогом успеха в любом деле.
Силовые тренировки. Многие считают, что они являются прерогативой мужчин,
однако это тоже серьёзное заблуждение. Любая силовая тренировка стимулирует работу кору головного мозга, которая отвечает за комплексное мышление,
возможность работать в режиме многозадачности, умение находить правильныеаргументы и отстаивать свою позицию.
Шахматы. Многие не считают это за спорт, но ведь само определение слова спорт гласит о том, что это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Да,от борьбы на шахматном поле вы не накачаете себе мышцы, но вы прокачаете мозг,который в свою очередь отблагодарит вас улучшенной работой всего организма, а значит и качеством жизни в целом.
;
2.Профессиональный спорт.
Несмотря на все прелести, которыми нас снабжает спорт, есть у него и свои негативные стороны. Сейчас речь идёт о профессиональном спорте на достижение глобальных целей. Дело в том, что профессиональные спортсмены систематически подвергают свой организм максимальным нагрузкам. Травматизм, а также ускоренные обменные процессы приводят к быстрой жизни спортсменов, именно поэтому профессиональный спорт – занятие молодых. Также спорт может быть опасен для сердца, ведь более быстрый износ может негативно сказаться на сердце, а некоторые медики утверждают, что даже повышается риск заболевания раком. Многие спортсмены не реагируют на запреты врачей, умалчивают о своём самочувствии, тем самым приумножая свои проблемы. Некоторые прибегают к помощи запрещенных препаратов, повышающих работоспособность и выносливость, что, несомненно, сказывается на работе всего организма. Важно понимать, что заниматься спортом профессионально - дано далеко не
каждому. В любом случае неприятностей можно избежать, если следить за своим организмом, иметь с ним близкую дружбу и периодически проходить медицинские обследования. В любом случае, адекватное поведение и трезвый взгляд на любое занятие – залог благоприятного результата.
;
3. Ценностные ориентации и отношение современных школьников к физической культуре и спорту

Исследование
В настоящее время со стороны общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической культуры личности. В то же время, по данным Министерства здравоохранения до 90% школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи особое значение приобретает работа со школьниками по формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом с целью поддержания высокого уровня работоспособности и ведения здорового образа жизни. Для этого требуется сбор информации по вопросам жизни, деятельности и их интересов.
Было проведено социологическое исследование среди обучающихся МОУ Гимназии №16. При проведении исследования использовались анкеты, включающие вопросы, касающиеся выяснения отношения школьников к ценностям здорового образа жизни и формам проведения досуга. В анкетировании приняли участие школьники в возрасте 13 -14 лет.
В результате опроса школьников выяснилось, что основные ценности здорового образа жизни признаются подавляющим большинством. Из представленных в таблицах данных видно, что большинство ответов относятся к категории "огромное значение". Таблица 1.
Ценности здорового образа жизни школьников 7-х классов
Из анализа данных, представленных в таблице следует, что к первой группе ответов (от 100 до 50%) можно отнести те, которым абсолютное большинство школьников (более 63%) придают огромное значение. Это, в основном, личностные качества, способствующие успехам в будущей работе, а также касающиеся собственного здоровья и благоприятных семейных отношений.
Ко второй группе ценностей отнесены те, в которых преобладают ответы "огромное значение" (50-30%) при достаточно высоком количестве ответов "небольшое значение" (40-10%).
К третьей группе ценностей отнесены те, в столбцах которых преобладают ответы "небольшое значение".
Таким образом, именно в 1-2 группах и находятся ценности поддержания здорового образа жизни средствами физической культуры. То есть, ставя на одно из первых мест в своих жизненных ценностях здоровье, многие школьники достаточно пассивно относятся к одному из самых эффективных средств его укрепления и сохранения. Причиной этого является, вероятно, невысокий уровень просвещения в вопросах физической культуры, а в связи с этим и недостаточная мотивация к занятиям физкультурой и спортом.
Изучение форм проведения досуга школьников позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством школьников (суммарно более 50% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 - 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется - не менее 60%).
     Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства учащихся сориентирован на потребление так называемой "массовой культуры": прослушивание аудиозаписей, радио – 78,8%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей – 69,9% школьников, а также игра на компьютере – 66,7%.
Занятия физкультурой, спортом и туризмом находятся среди наиболее привычных форм досуга: 51,6% учащихся занимаются этим постоянно, регулярно или часто. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий об определенной эффективности работы в школе по пропаганде занятий физкультурой и спортом.
Однако требуется дальнейшая работа по привлечению школьников к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии (просмотр передач, прослушивание записей, пассивный отдых, игра на компьютере и пр.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья. Такая работа должна осуществляться, в первую очередь, за счет практической вовлеченности школьников в спортивно-массовую деятельность. Это возможно, например, посредством ведения агитационной работы, нахождения форм занятий и соревнований, позволяющих каждому школьнику попытаться реализовать собственные потребности в двигательной активности, проведения занятий и соревнований по максимальному числу видов спорта.
2. Необходимо донести до учащихся взаимосвязь занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это позволит сформировать потребность заниматься физическими упражнениями на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности как средство поддержания высокой работоспособности.
3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения образованности школьников в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного человека.
;
Рекомендации
Решение задачи, а точнее проблемы совершенствования ценностных ориентаций современного школьника направленных на привлечение его к здоровому образу жизни требует следующих шагов:

1. создание наглядной агитации, рекламы в по пропаганде физической культуры и спорта (стенды с результатами соревнований, объявления, стенгазеты о пользе физической культуры и т.д.);
2. работа с учащимися, то есть введение теоретических уроков физической культуры (дополнительно) или разъяснение влияния физической культуры на организм человека на уроках биологии;
3. создание клуба пропаганды здорового образа жизни, где будут задействованы сами школьники, ведущие здоровый образ жизни и заинтересованные в вовлечении в клуб других учащихся;
4. проведение классных часов на темы здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
5. создание лекторских групп учащихся старших классов, для проведения бесед в младших классах о пользе физической культуры;
6. введение домашних заданий по физической культуре, как практического, так и теоретического характера, привлечений родителей к контролю за выполнением главным образом практических заданий школьниками;
7. проведение общешкольных мероприятий, посвященных физической культуре.
;
Заключение.
Мы живём в век интернета. В различных социальных сетях показывают и рассказывают про активный образ жизни. Профессиональному спорту, конечно, обучают только в специальных секциях, но ведь спорт – это не только постоянные состязания с противником, прежде всего - это соревнования с самим собой. Сейчас для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и для собственного развития не обязательно преодолевать расстояния, тратить время на поиски хорошего тренера достаточно просто зайти в интернет. Многому можно научиться самостоятельно, главное – желание! Большое количество блогеров публикуют мотивационные посты, в которых призывают людей правильно питаться, тренироваться и развиваться. Так или иначе, а спорт – это движение, а движение, как всем известно – это жизнь! Именно поэтому стоит
пересмотреть свои взгляды, искоренить вредные привычки и выбрать для себя занятие ,которое будет способствовать не только правильной осанке или кубикам на прессе, но и качеству вашей жизни в целом.














Список литературы.

1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Спорт
2. 3. https://samosoverhenstvovanie.ru/the-risk-of-sports/
4. https://progressman.ru/2010/07/sport/
5. kotorye-treniruyut-mozg-1628015/amp/__


1. «Гармоническое развитие ребёнка» Г.Доман - Москва,1996 год.
2. «Настольная книга классного руководителя» - Москва «Просвещение», 1983 год
3.«Физическая культура» под редакцией проф. Е.В.Конеевой - Москва «Феникс», 2006 год





.


Рецензии