3. К чему эта геометрия

Выпускной класс пришелся на тот год, когда в среднем образовании начали искать возможности облегчения мучений школьников. Первая такая попытка пришлась на экзамен по геометрии. В начале учебного года от приближенных к гор-, обл- и т.д.-оно пополз слух, что этот экзамен отменят в школах, как выпускной, и в ВУЗах, как вступительный.
Постепенно в классе на уроках математики созревала ситуация возмущения – зачем нам учить все эти теоремы и аксиомы, если экзамена не будет. Не лучше ли на этих уроках ненужной геометрии заниматься настоящей математикой - алгеброй. В ответ, наша математичка, Вера Григорьевна Хрусловская, корректно, но жестко охладила весь пыл тем, что слухи слухами, а в последний момент все могут вернуть на круги своя. Поэтому будем заниматься как всегда. А геометрия нужна не только для экзамена, но, прежде всего, для жизни и для общего развития. И она будет с нас требовать теперь еще более строго, чем прежде.
Уроки, в отсутствие Дамоклова меча в виде будущего экзамена, стали интереснее и продуктивнее. Как ни странно, исчезло напряжение, препятствующее усвоению материала  даже у тех, кому эта геометрия была как корове подковы.
А секрет был прост. Вера Григорьевна, тоже абстрагировавшись от прежней обязаловки, объясняла материал непринужденно, как она говорила, «разжёвывая его для всех»,  просто «от печки». Слушать ее было приятно. И поэтому понятно. Все складывалось как песня, как белый стих. Чувствовалось, что человек этим живет и тем самым отдает нам частичку своей души. Опять же, понимание этого пришло из поздних рассказов родителей о наших школьных годах и их переживаниях.
В тот год экзамена не было. На следующий год его вернули. Познания в геометрии помогали не раз, и не однажды вспоминались слова нашей замечательной учительницы, что нельзя надеяться на случайную поблажку, а танцевать надо всегда от печки. Такая, еще одна первая учительница.
А причем здесь геометрия?
Дело не в конкретном предмете, а в отношении к делу. В том, что любящий свое дело человек – поэт в душе.


Рецензии