В каждой рифме живёт послесловье

Я иду по сутулой дороге,
Озираясь, бегу как беглец,
Сущность ищет спасенье в чертоге,
От последней любви ошалев.

Заигрался, надеясь на случай,
Я дошёл до бескрайних краёв.
У желанья вечер пахучий,
Улыбаются тени цветов.

Безрассудно хватаюсь за время,
Ожидаю червивый удел,
Сутки время качают, седея,
Без надежды совсем очумел.

Собираю слова в поголовье –
Бесконечный поток поскладней,
В каждой рифме живёт послесловье,
Час за часом – стихи пожадней.

Я влачусь на разбитых коленях –
Надеваю на ревность узды,
До нуля, до конца обесценив,
Отдаю, маясь, волю в бразды.

На рассвете, в дрожащем волненье,
Я пишу рифмой первых побед.
Я творю в долговязом сомненье
И пытаюсь найти паритет.

Отдаю чувства розно в заклятье.
Приживутся… не знаю, что где.
У разлуки пейзаж поцветастей,
Сцены прошлые вижу везде.

Без иллюзии и без прелюдий
Я хочу слышать благостный стон,
Я – прислужник ночных рукоблудий,
Потаскушеством явно польщён.

Ошарашен покорным вниманьем,
Удивлён соблазненьем души.
Испокон… Напролом… С придыханьем…
Мне нужны в наготе – скулежи.

У надежды фети́ши в подбрюшье,
С голодухи ловчее глаза.
Вызывает блаженство удушье,
И петля бесконечно длинна.

Разговор о счастливом уделе
В перекличке томливых сердец.
В перископе – любовь на прицеле.
Какощелье – безумный истец.


Рецензии
Это произведение автор открывает исключительно сильной метафорой - «Сутулая дорога». Не «кривая», не «косая», а именно «сутулая»! Это метафора, как символ изогнутого жизненного пути лирического героя, который полон горьких разочарований и неуютных моральных компромиссов.
Не случайно поэт Михаил Гуцериев вложил в уста своего лирического героя слова: «бегу как беглец» (по этой искривленной дороге) до самых «бескрайних краёв». Эти повторения однокоренных слов в данном контексте , безусловно, находка поэта. Этот поэтический приём усиливает восприятие читателем некоей внутренней деформации лирического героя , вызванной постоянным давлением на него жизненных обстоятельств.
Герой поэта вынужден идти по «сутулой дороге», но всё же пытается спасти свою «сущность», подразумевая под этим словом свою возможность свободы выбора, и свою способность к эмпатии и состраданию. Всё то, что Михаил Гуцериев выразил блестящей духоподъёмной строкой: «Испокон… Напролом… С придыханьем…».
И здесь, одним словом «чертог» (устаревшим, но при этом не потерявшем прелести и мощи своего значения) поэт окончательно увлекает читателя в загадочный мир сюрреализма, в котором «улыбаются тени цветов»… Это потрясающая метафора! В ней я нахожу не только великолепный художественный образ, но и всю суть философии сюрреализма, как такового.
Это не единственное произведение поэта Михаила Гуцериева в этом загадочном, но столь увлекательном стиле. Вспомним хотя бы ещё одно - «Территория любви». Но если в нём преобладает романтический абстрактный тип сюрреализма, то в рассматриваемом произведении доминирует его реалистичный тип с откровенными и точными деталями из жизни. Здесь поэт действительно отдаёт «чувства розно в заклятье». Кстати, как удачно и мастерски он употребил уникальное просторечное слово «розно». До этого я, пожалуй, встречал это слово только у классиков…
Сама психология сюрреализма, основанная на безусловной вере в ассоциативное мышление и всемогущество иллюзии, помогает герою поэта решить все его самые важные проблемы поэтическими строками. Пусть даже и иллюзорно. Собственно, это и есть сюжет самого произведения.
Когнитивный диссонанс (тот самый психический дискомфорт путешествия его героя по «сутулой дороге»), сублимация («вызывает блаженство удушье // и петля бесконечно длинна») и конечно сама любовь («от последней любви ошалев»), и явились источниками вдохновения. Здесь стоит процитировать слова Александра Пушкина: «…вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта». И я понимаю, что у поэта Михаила Гуцериева с поисками вдохновения никогда проблем не возникает. Он пишет, как живет и стиль не выбирает. Жизнь рождает строки, строки рождают стиль - «Собираю слова в поголовье…». Все его переживания и размышления, надежды и желания в его строках, в устах и поступках его лирических героев.
И очень важный момент в его творчестве, и в частности в этом произведении - недосказанность, которую поэт выразил уникальной метафорой «долговязое сомненье». Даже само название произведения «В каждой рифме живёт послесловье» об этом говорит…
Нельзя не отметить найденное поэтом слово «какощелье». Пожалуй, я впервые встречаю его в поэтическом тексте. Интересно слово ещё и тем, что его разные значения могут поменять смысл не только последней строки, но и всего произведения. Ведь глупая ревность - это одно, а подражание дурному - совсем другое…

Спасибо!

Сергей Ростовъ   02.07.2025 21:03     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Как это обычно и бывает, Ваши наблюдения и акценты отражают нюансы смысла стихотворения.

Вы отметили важность метафоры «сутулая дорога» — она призвана олицетворять изломанный жизненный путь лирического героя, его внутренние раны и тяжесть переживаний. Повторения однокоренных слов, действительно, — приём осознанный и служит усилению чувства усталости.

«Чертог» для меня — не только слово с возвышенным оттенком, но и попытка увлечь читателя в пространство созерцания, в своеобразный «храм» души с её тайнами и переживаниями. И Ваше сопоставление с философией сюрреализма здесь весьма точное.

Мысль о недосказанности, выраженная через «долговязое сомненье», очень важна для меня. В поэзии всегда должно оставаться пространство для читательских домыслов и откровений. Отсюда и рождается сотворчество.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   16.08.2025 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.