1812 Смоляны ч316

ч316
Смоляны

Резервный корпус брошен на прорыв,
Разбить противника сиянием награды,
Дать время армии уйти в отрыв,
Напомнив золотого Фридланда услады.

Принять в бою почёт и честь,
Быть лучшим , став примером битвы,
Способной принести благую весть,
Огнём орудий сотворив Величие Молитвы.

В Смолянах повергая русский гнев,
Вернуть солдатскую надежду в счастье,
Святую веру в страхе смерти заперев,
Владеть природой духа и причастья.

           В 1806 году Виктору было приказано заменить на посту командующего 1-м корпусом заболевшего маршала Бернадота. В этой должности Виктору довелось принять участие в знаменитом сражении при Фридланде. В этом сражении войска Виктора оказали большую поддержку корпусу Нея против левого крыла русской армии. Именно Виктор отдал приказ выдвинуть вперед корпусную артиллерию и с близкого расстояния расстреливать сомкнутые колонны противника. В результате этого смелого хода и слаженного действия русские войска понесли огромные потери от ближнего картечного огня, и вскоре их сопротивление ослабело. Под прикрытием артиллерийского огня колоннам Виктора и Нея удалось возобновить свое наступательное движение и вскоре с боем вступить в пылающий Фридланд.
Решающую роль в успехе наступления внесли канониры и пехотинцы корпуса Виктора. 19 июля 1807 года Наполеон высоко оценил заслуги командира 1-го корпуса и вручил ему маршальский жезл. Делдерфилд пишет: «В битве под Фридландом Виктор, этот Beau Soleil… получил шанс, которого ждал уже много лет. В одном из более ранних сражений Бернадот был ранен, и Виктору, к его великой радости, было поручено командовать его корпусом. Он справился со своей задачей весьма успешно, и после боя Наполеон вручил ему маршальский жезл, так что болтливый унтер-офицер, когда-то скакавший в Париж рядом с молчаливым Даву, теперь оказался в одном звании с такими прославленными героями, как Ланн, Сульт и Ней».
Многие современники считали, что награждение маршальским жезлом Виктора было не совсем справедливым и отнюдь не соответствовало его полководческим талантам. Среди наполеоновских генералов было немалое количество людей, возможно, более достойных этого почетного звания. Но Наполеон имел иную, отличную от мнения своих современников точку зрения и руководствовался своими мотивами, скрытыми от глаза большинства.
Интересно, что именно корпус Виктора долгое время считался одним из самых недисциплинированных. Винили в этом, прежде всего, самого Виктора, который, вероятно, не отличался достаточной требовательностью и волевым характером. Виктор даже был вынужден специально обратиться к Наполеону: «Дух неповиновения растет, несмотря на усилия офицеров поддерживать дисциплину. В результате, в строю находится чуть более четверти солдат. Остальные рассеялись в ходе кампании и творят ужасы, которые превосходят все, что только можно вообразить».
   Виктор в войну 1812 года. Во время кампании 1812 года Виктор был поставлен во главе 9-го корпуса Великой армии, но ему так и не довелось принять участие в победоносных для французов сражениях, большую часть похода он находился практически в бездействии – вплоть до вынужденного отступления армии из Москвы.
По приказу Наполеона маршал должен был занять Смоленск, а затем атаковать войска Витгенштейна, стоявшие в Полоцке. Бертье писал Виктору: «Вы должны отбить Полоцк. Эта задача крайне важна. В течение нескольких дней в ваши тыловые районы смогут вторгнуться казаки; завтра армия императора будет в Смоленске, крайне усталая после прохождения 120 миль без привалов. Перейдите в наступление – безопасность всей армии зависит от вас; промедление на день может означать бедствие. Армейская кавалерия идет пешком, потому что холод убил всех лошадей. Наступайте немедленно, это приказ императора и безвыходная необходимость».
14 ноября 1812 года Виктор предпринял наступление против Витгенштейна в районе Чашников. После ожесточенного боя французам удалось занять село Смоляны, однако продвинуться вперед и закрепить успех им так и не удалось из-за сильного артиллерийского огня и мощной контратаки русских войск. Тем временем Витгенштейн, подтянув все свои силы, стремительной атакой вернул Смоляны и оттеснил войска Виктора, вынудив французов отказаться от дальнейшей попытки отбросить русские войска за Двину. На следующий день Виктор был вынужден отступить к Черее.
Маршалу Виктору также удалось организовать героическое сопротивление русским войскам на берегах Березины. Именно благодаря его действиям удалось спасти большую часть остатков Великой Армии, позволив им перебраться через реку в ноябре 1812 года. Безусловно, это нельзя было считать настоящей победой, ведь кампания к тому времени была уже проиграна. Но спасение чести Великой армии, которая к тому моменту и так уже изрядно пострадала, было также немалым достижением.

Последняя надежда для врага ,
На деле стала покаянием свободы,
Вернув долги  по чести и в снега,
Отправив дух войны на зимние невзгоды.

Кружившиеся  в обликах пурги,
Сбивая поредевшие прицелы,
Атакой русскою в штыки ,
Бросая вызов и творя любви пределы.

Грозящие на поле перекрыть отход,
Расставив по движению лихие эскадроны,
Уйдя в начале далеко вперёд,
Зимою русской , зная все препоны.

2 (14) ноября 1812 года
Сражение под Смолянами
Во время своей стоянки у Череи, маршалы Виктор и Удино получили приказ Наполеона – атаковать Витгенштейна и отбросить его как можно сильнее от пути отступления Великой армии.Маршал Виктор получил право распоряжаться действиями обоих корпусов по причине того, что маршал Удино был ранен. Однако Удино не во всем шел на уступки Виктору. Между ними возникли разногласия о дальнейших действиях по выполнению приказа императора. Удино считал, что русских надо было атаковать в занятой ими позиции, а Виктор намеревался двинуться в обход, чтобы отвлечь Витгенштейна. В итоге Виктор двинулся со своим корпусом от Череи к Лукомле, а Удино следовал за ним.Витгенштейн был осведомлен о передвижениях противника. Он укрепил свои позиции в этом районе.
                Бой 13 ноября .
13-го ноября дивизия Партуно совместно с кавалерией 9-го корпуса атаковала авангард генерала Алексеева у Аксенцов. После боя, продолжавшегося более двух часов, русские вынуждены были отступить. Но граф Штейнгель отправил им на помощь три пехотных полка. И совместными усилиями им удалось остановить французов от вступления в Смоляны и удерживать их там до самой ночи. Русские потеряли в этот день около 500 человек.
В ночь с 13-го на 14-е ноября генерал Витгенштейн приказал лейтенанту Яшвилю отправиться в авангард генерала Алексеева. Он должен был отвести часть состоявших при Алексееве войск на усиление рядов Штейнгеля, занимавшего позицию у Смолян.
                Бой 14 ноября
Около 10 утра дивизия генерала Ж.Б. Жирара атаковала авангард генерала В.М. Яшвиля. Русские уступили превосходству сил противника и вынуждены были медленно отойти сквозь боевую линию и встать в резерве. Затем Виктор атаковал Смоляны, за которые закипели кровопролитные бои. Село несколько раз переходило из рук в руки. Чтобы сковать войска Витгенштейна, Виктор предпринял несколько попыток прорвать русские позиции по обоим флангам. Русская артиллерия отбила все атаки французов, однако благодаря этому маневру французы смогли закрепиться в Смолянах.
После этого Виктор атаковал центр русской позиции за селом. Снова вспыхнуло кровопролитное сражение, перестрелка быстро перешла в штыковой бой. В решающий момент к месту сражения прибыл находящийся в резерве Севский пехотный полк, и русские войска отбили атаку и даже смогли выбить французов из Смолян.
После удачной фронтальной атаки Витгенштейн, предвидя попытку Виктора прорвать русские позиции на левом фланге, бросил туда резерв Фока, который остановил продвижение неприятеля. Французы начали отступать, через Лукомлю правее корпуса Штейнгейля.
В бою под Смолянами французы потеряли около 3 тыс. человек, в том числе 800 пленными. Потери русских войск составили около 1 тыс. человек. Виктор не смог выполнить задачи по обеспечению прикрытия путей отступления Великой армии. С другой стороны, Витгенштейн не смог открыть сообщения с 3-й Западной армией Чичагова из-за возможных действий в своем тылу корпуса Э. Макдональда.
Карл Клаузевиц вспоминал: «Когда автор прибыл в эту армию, она только что отразила последнюю попытку французских маршалов атаковать ее под Смолянцами. Армия оценивала этот бой как новую победу; в войсках говорили о 17 настоящих сражениях, которые дала витгенштейновская армия. Этим хотели лишь отметить ту значительную активность, которая царила на этом театре войны. На победу же при Смолянцах смотрели как на успех в чисто оборонительном сражении, в котором преследование не играет особой роли».
      Дальнейшие действия противников.
На следующее утро Виктор со своим корпусом отошел по дороге к Черее. В директиве Наполеона, посланной Виктору из Смоленска, предписывалось в случае неудачного исхода сражения отойти к Двине, чтобы привлечь на себя армию Витгенштейна. Однако Виктор не выполнил этого приказа. Опасаясь быть отброшенным к Двине и потерять возможность открыть связь с войсками Наполеона, Виктор остался у Череи до 22-го ноября.
Витгенштейн же получил инструкцию, в которой говорилось о необходимости вытеснить из этого района маршала Удино, отбросить его к Вильно и предоставить Штейнгейлю удерживать его от дальнейшего участия в кампании. Но этого не произошло. Удино отошел к Виктору в район между Днепром и Двиной, и только состоящий из нескольких тысяч человек 6-й корпус отошел к Вильно.
В это время Витгенштейн расположился у Чашников и терпеливо ждал приближения к нему главных сил Кутузова и армии Чичагова, ограничившись лишь наблюдением за неприятельскими корпусами. Что касается Штейнгейля, то ему не удалось сформировать отдельную армию, и он присоединился к Витгенштейну.

Враг показал , что он весьма ещё силён,
И ждёт дальнейших о войне распоряжений,
Хотя в бою атакой русской пригвождён,
И потерял настрой для самоутверждений.

Из прошлого , творя любви амвон,
Очередной  военною задачей,
Сплотить в строю, отменный дух колонн,
Упавший от военной неудачи.

До уровня , без славы беглеца ,
От русского народного устоя,
Творить им славу жизни до конца,
Великого военного настроя.

Сопровождавшего их всюду на почин,
Взять русский дух без права искупленья,
Тех современных исторических причин,
Где право жизни ищет суть Любви Богоявленья.


Рецензии