Взгляд на душу. Спиноза и Паскаль

     Повторю фразу, чтобы она легла в наше сердце: аффекции бесконечны. Бесконечное множество самых различных модусов субстанции - так это звучит на языке Спинозы; а на нашем языке - бесконечное множество форм существования. Никакое конечное, будь оно даже универсальное как человек, существо охватить их не в состоянии. Это та бесконечность, которая так пугала Паскаля - стоит только как следует хорошенько вообразить подобное соотношение - где я, а где вот эта бесконечность, и нам становится неуютно, не по себе.
    Чего же стоят тогда наши житейские и "умные" советы, ну типа - в жизни нужно попробовать и испытать всё? Наверное каждый из нас встречался с подобными наставлениями. Но всё испытать и попробовать просто невозможно. Бесконечность не преодолевается конечным числом актов. Пока мы живём, мы проецируем вперёд себя какое-то будущее, в этом будущем мы много путешествуем, успеваем побывать там и тут, успеваем прочитать массу книг, успеваем посмотреть море фильмов, но вот жизнь человека завершается и оказывается, что в реальности по факту он не так-то многое и успел - был там и там, и прочитал то и то, где-то работал, кого-то любил, или как раньше говорили - посадил несколько деревьев, построил дом, родил ребёнка. И вот если бы было у нас такое желание - сравнить наши мечты и чаяния с тем, что случилось и осуществилось по факту, мы бы конечно очень расстроились, потому что мы были бы потрясены той существенной разницей между нашей жизнью, простирающейся на бесконечность благодаря услугам нашего воображения и желания, и той жизнью, которую мы смогли реализовать. Паскаль отличался от обычного человека только тем, что произвёл такое сравнение ещё до своей старости и смерти. Произвёл... и пришёл в ужас.

     Что делать? Как быть? Ведь если видеть ясно и чётко, как требует мужество философа, то мы стоим на краю какой-то экзистенциальной ситуации, причём всегда, каждый день, каждый час, а не так, как мы думаем - что только в особенных случаях. Паскаль именно поэтому и трубил о том, что нельзя спать - каждый миг что-то совершается - совершается что-то в нашей жизни, прямо затрагивающей нас, а не просто совершается что-то с внешними объектами. Человек так заковыристо устроен и является таким хитрым существом, что постоянно отслеживает эти изменения, что происходят с внешними объектами, но то, что происходит с ним самим - так ли он внимателен к этому? Нельзя спать - кричит Паскаль в своём устойчивом ужасе - пока мы спим эта бесконечность надвигается на нас и превращает нас лишь в малую песчинку, она нас буквально задавливает, перетирает в порошок. Мы должны проснуться и что-то противопоставить такой бесконечности, чтобы наша жизнь не оказалась случайной песчинкой, мы должны не желать всего, ибо это невозможно, а желать чего-то, пусть и одного, качественно иным образом - мы не можем противопоставить бесконечности бесконечно много частей, мы малы, но мы можем экстенсивной пространственной бесконечности противопоставить интенсивность нашего чувства - бесконечность нашего сердца и нашего разума. Такова основная идея Паскаля и она великолепна.

    Но так как обыкновенные люди не обладают мужеством философа, они избегают производить эти сравнения, а значит избегают и самого вопроса, самого кризиса, самого напряжения проблемы - естественно, что они не знают и ответа на них, потому что не знают и не задавали вопроса. Но в этой самой большой трудности для человека и самом большом для него испытании (существование и есть испытание, ордалия) таится и самое великое его пробуждение - этот узел несёт как бы возможность яркой вспышки для человека.

    Посмотрите например на современного человека. С позиций мысли Спинозы и Паскаля мы можем оценить насколько современный человек в самой сердцевине своей обманут. Что он делает? Сегодня, когда открыто множество самых различных форм существования, о которых наши предки могли только мечтать, сегодня прямо буквально стоя лицом к лицу с этой бесконечностью, человек продолжает "перебирать" - он избирает путь "побольше попробую", и не замечает как в конечном счёте постепенно и незаметно исчезает в никуда. Бесконечности человек противопоставляет высокий темп технологического перебора и не замечает как бесконечность хохочет у него за спиной - будь его скорость хоть сверхсветовая, этому перебору не перебрать бесконечности. Мы множим, множим и множим свои части - бесконечность зловеще-иронически улыбается. Наша психика надрывается и подаёт сигналы, что что-то тут не то - мы её не слушаем и продолжаем дальше черпать воду бесконечности своим решетом. Не далёк тот день, когда наше многообразие начнёт нас зримо и прямо таки ощутимо подавлять. Но что же такое, ведь многообразие это же хорошо, это же казалось бы истинней, чем однообразие? Может вспомним наконец о Паскале? Послушаем Спинозу? Вразумимся хоть чуть-чуть знанием о самих себе?

    Бесконечность не может быть плохой или хорошей, что больше всего подавляет, так это то, что она безразлична к нам - как считал Паскаль. Легко приписать универсуму благие намерения, чтобы потом всё происходящее зло автоматически списывать на дьявола. Человеку гораздо труднее выдержать "равнодушие бесконечности". Наше существование это испытание равнодушием бесконечности. И поэтому все, разумеется, существуют, но тех, кто выдержал испытание - единицы. Спиноза также пишет об этом, только на свой завуалированный (геометрический) манер. Спиноза говорит, что все части, "приклеенные" нами к частям внешних объектов (вот эти все наши страсти и желания, в том числе и перепробовать всё), они распадутся вместе с этими же внешними объектами, а касаемо нашего тела - вместе с нашим телом, и всё, и ничего не останется - у таких людей. Нужно подниматься на уровень свободы! А уровень свободы не зависит от бесконечной суммы своих частей, он как бы прыжок, скачок в иное качество, где бесконечное выступает уже не внешне положенными рядами, а так сказать "внутренней упаковкой" тебя самого. Это очень важно, Спиноза это постоянно подчёркивает. Прорывайтесь к новым уровням свободы, а не растекайтесь биомассой по протяжённой бесконечности. Протяжение, а вместе с ним и существование (ведь существовать значит войти в протяжение) - вещь классная только для того, кто натягивает её в сингулярную точку, мировую линию, а для всех остальных это существование - мачеха, злая или прикидывающаяся доброй, всё равно.

    Совет и Спинозы, и Паскаля таков: не следует гоняться за новыми привкусами, запахами, ощущениями, переживаниями, всё это, безусловно хорошо, но до определённой меры и лишь в разряде более благожелательной атмосферы для нашей души; стоит делать другое - искать. Что искать? Искать такие предметы, тела или другие живые существа, которые будут вас по настоящему захватывать - то есть не так, чтобы одной своей новизной, а "до нутра" так сказать, до косточек - отличить не трудно, если имел в жизни хоть один такой опыт. Зачем же нам нужны такие предметы, ведь они беспокоят нас уже по серьёзному, а порой и меняют в корне нашу жизнь? Вот именно поэтому они нам и нужны. Такие предметы позволяют обнаружить бесконечность внутри нас самих, они словно бы распахивают "вторую бездну" - бездну интенсивности нашего сердца. И мы переводим, обращаем глаза нашей души от внешней бесконечности, всё время торчащей перед нами - на бесконечность внутреннюю. Именно через них мы становимся вровень с Космосом, потому что как сумма многого мы при всей своей мощи продолжаем оставаться "никто" и "ничто", но через собственную интенсивность мы обнаруживаем своё тождество с универсумом и вечностью. "Открылась бездна звёзд полна - звездам числа нет, бездне дна" (М. Ломоносов) - мы должны сказать это про самих себя, про свою душу.


Рецензии