Две обочины

В литературном христианском служении, как в любом движении, есть две обочины - две крайности.
Одна - это люди, которые не видят разницы между художественным творчеством и художественной самодеятельностью.
Школьный курс литературы напрочь забыт, но встречаясь с любовью Христовой, сердце переполняется радостью... и говорят, говорят уста от её избытка, выливая всё, что накопилось годами, выливая без разбора - чистое и нечистое, и шлак, и пену. А церковь - не редколлегия и не литературный совет. Стоит в таком послании уловить пару рифм - и автор уже "записной поэт". И в творческом порыве спешит заполнить собой эфир, время от времени вставляя имя Христа... чаще всуе... Как правило, попытки направить автора на путь обучения, вдумчивой работы над собой и своими текстами, соотнесения их с текстом и духом Писания встречаются с обидой, или в штыки. Отметаются фразой: пишу под диктовку Святого духа ( получается, что это Дух Святой - " двоечник"?!!)
    Здесь уместно задуматься: знаете ли вы, какого вы духа?
Имя Сатана переводится и как "подбрасывающий мысли" - иногда эти мысли приходят в большом объеме и настолько навязчивы, что крутятся, как заезженная пластинка, не дают покоя, пока не выльются, не высвободятся (тело человека – инструмент для разных духов). Изливайте обязательно, лучше на бумагу, на диктофон, но не спешите обнародовать публично. Эйфория, радость освобождения уляжется через день - другой и вы сможете взглянуть даже своим умом трезво. Степень чистоты и святости послания поможет определить человек высокодуховный - найдите себе духовного наставника - ему покажите.
                А если автор всё же направляет свои стремления в литературу и искусство – нужно знать, что эта сфера имеет свои вековые традиции, правила и законы. Изучать их и укладывать свои мысли в соответствующую форму стихотворения, эссе, свидетельства, рассказа... вам помогут учителя языка и литературы, редакторы газет и журналов, чтение классической поэзии, общение с поэтами в доступных вам клубах и поэтических сообществах. Но приходить туда нужно в роли ученика, тогда вас примут и, в какой-то мере, помогут.
         Засилие в интернете самодеятельных христианских «поэтов», их попытки взять литературу на абордаж сродни крестовым походам, вызывает отторжение, оскомину на зубах поэтов состоявшихся: «что ж вы носитесь со своей религией, как с дешевыми бусами – мы же не дикари» (Ирина Сотникова).  Здесь больше урона христианской литературе, чем пользы.
         
       Вторая крайность - люди, не считающие себя поэтами, идущие по пути достижения чистоты и святости, получившие в моменты духовного подъёма осколки небесной руды – слова силы и откровения в гармонии смысла и формы. От двух-трех до десятков стихотворений хорошего уровня, не нашедшие применения, пылятся у каждого в закромах памяти, архивах. В силу того, что автор не знал куда, или не стремился отдать этот кусок породы с алмазом внутри огранщику, не понимая истинной ценности. Бог изливает на жаждущее и способное принять, вместить, транслировать. Угашать Духа Святого, закапывать талант – также означает наносить урон христианской литературе. На моём христианском пути встретился не одни десяток таких людей…сколько их вообще… и эту категорию нужно направить и к пастырям, и к учителям словесности.
Поэтому литературное христианское движение нуждается в двойной цензуре – и духовной, и литературной, соответственно остро нуждается в  такого рода помощниках, чтобы взрастить талант тех, кто призван служить людям литературы и искусства, многие из которых достигли высокого мастерства в своём творчестве, посвятив ему годы и жизни.
          Поэзией отточена форма, но содержание ее отражает широкий диапазон взглядов и верований. Разобраться где богоборчество, где атеизм,  многобожие, а где поиск Христа и собственно христианство поможет только инструмент Слова Божьего, которое истинно судит и помышления, и даже намерения сердечные… Рассказывать о совершенном Боге нужно совершенным языком. Чем выше творческий и интеллектуальный уровень сообщества, к которому вы обращаетесь, тем более мудрой, грамотной и высокохудожественной должна быть ваша речь.
   Литературное христианское служение – ответ на запрос времени - обновить Духом умы, засеять семена Истины и Святости на богатую почву художественного мастерства. Соединить гармонично высоту духа, широту кругозора, глубину мысли, с яркостью образа и органичностью формы и временным педелом: краткость, концентрация, конкретика.
   И «старался!» мудрейший «Экклезиаст приискивать изящные изречения»… исследовал, испытывал всё, ибо «слова мудрых, как иглы, как вбитые гвозди, и слова Истины записаны им верно»…но не всё было открыто…а ныне Христос – Путь от славы в славу нетленную, Истина высшей инстанции и Жизнь…вечная.


Рецензии