Липгарт Андрей Александрович

Липгарт Андрей Александрович (4 [16] июня 1898 – 20 марта 1980), конструктор автомобилей. Один из основоположников отечественного автомобилестроения, создатель конструкторской школы Горьковского автомобильного завода.

Родился в Москве. Окончил частное реальное училище Воскресенского. В 1915 г. поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1918 г. был призван в Красную Армию, служил в запасном телефонно-телеграфном батальоне, работал в авторемонтных мастерских. С 1921 г. продолжил обучение в вузе и в 1925 г. окончил Московское высшее техническое училище по специальности «автомобильное дело». Работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ): принимал активное участие в создании первых малолитражных отечественных автомобилей НАМИ-1, трёхосного грузового ГАЗ-НАТИ-30 и ряда других автомобилей – сначала чертежником-конструктором, а затем стал главным конструктором автомобильного отдела.

С 1933 г. по личной просьбе был переведён на Горьковский государственный автомобильный завод им. В. М. Молотова и назначен главным конструктором завода. За годы работы главным конструктором ГАЗа А. А. Липгарт создал 67 экспериментальных моделей, 27 из которых стали серийным. Под его руководством созданы легендарные легковые и грузовые автомобили: ГАЗ-М1 «эмка», ГАЗ-11-40, ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-ААА, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ-41, ГАЗ-46, ГАЗ-47 и др. В историю автомобильной промышленности страны вошла первая послевоенная легковая машина «ГАЗ» – автомобиль М-20 «Победа» – первая в мире модель «бескрылой» формы конвейерной сборки и первый в СССР автомобиль с несущим кузовом. На заводе была создана мощная конструкторско-экспериментальная база, позволившая проводить научно-технические исследования и доводку конструкций автомобилей, подготавливаемых к производству.

В годы Великой Отечественной войны под руководством А. А. Липгарта были созданы и выпускались бронеавтомобили БА-64, лёгкие танки Т-60, Т-70 и Т-80, артиллерийские самоходные установки СУ-76.

В 1951 г. по обвинению в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011» был снят с должности главного конструктора, а в 1952 г. отправлен инженером-конструктором в Миасс на Уральский автозавод. При его активном участии была проведена коренная модернизация автомобиля УралЗИС-5, приведшая к созданию УралЗИС-355М.

С 1953 г. – главный конструктор, затем заместитель директора по научно-экспериментальной работе в НАМИ. Под руководством А. А. Липгарта были проведены научно-исследовательские работы, определившие перспективы развития автомобильной промышленности СССР на 1950-е и 1960-е годы. Были созданы прототипы семейства мощных V-образных четырёхтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом, грузовой трёхосный автомобиль высокой проходимости для УралАЗ, созданы карбюраторные двигатели воздушного охлаждения для микролитражных автомобилей.

А. А. Липгарт руководил кафедрой «Колёсные машины» МВТУ им. Н. Э. Баумана (1953–1973). Доктор технических наук (1960), профессор.

Награждён тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат Сталинской премии 1-й степени и четырёх Сталинских премий 2-й степени. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.


Иллюстрация: Неизвестный автор. Создатель автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» Андрей Александрович Липгарт рядом со своим детищем. Фото из открытых источников.


Рецензии