Поцелуй Маргариты. Заметки о Мастере и Маргарите

Продолжение публикации: "Безумно я люблю Татьяну"
http://stihi.ru/2021/06/06/5601 
               
    Кинувшись вдогонку за Воландом и его спутниками (Коровьевым и Бегемотом), поэт Иван Бездомный, конечно, не догадывался, что тем самым он встал на путь своего «преображения». И «точкой не возврата» на этом пути для него стал тот момент, когда он, сам не зная  зачем, в квартире 47 по адресу «Остоженка, дом 13, взял помимо дешёвой бумажной иконки одну из венчальных свечей. Этим безотчётным (уже «безумным) поступком он связал себя с Мастером и Марагритой и с их «детищем» - романом о Пилате.
      Окончательно Иванушка «преображается» в клинике Стравинского, когда к нему является Мастер и рассказывает о своём романе. Однако не меньшее впечатление, чем роман о Пилате, производит на Иванушку, рассказ Мастера о его встрече с Маргаритой. Внимательный читатель не может не заметить, что у Иванушки возникает особо заинтересованное отношение к Маргарите. Правда, в этой заинтересованности нет никакого любовного (в обычном понимании) оттенка. Аналогично и Маргарита ведёт себя в отношении Иванушки особым образом - каждый раз при встрече с ним (во сне или наяву – это другой вопрос) она целует его в лоб.    
    Во время последнего визита Мастера Иванушка, прежде чем расстаться со своим учителем, задаёт ему вопрос, нашёл ли тот Маргариту. «Вот она, - ответил мастер и указал на стену. От белой стены отделилась тёмная Маргарита и подошла к постели. Она смотрела на лежащего юношу, и в глазах её читалась скорбь.
-Бедный, бедный, - беззвучно зашептала Маргарита и наклонилась к постели.
-Какая красивая, - без зависти, но с грустью и с каким-то тихим  умилением проговорил Иван. – вишь ты, как у вас всё хорошо вышло. А вот у меня не так, - тут он подумал и задумчиво прибавил – А впрочем, может быть, и так…
- Так, так, - прошептала Маргарита, и совсем склонилась к лежащему, - вот я вас поцелую в лоб, и всё у вас будет так, как надо… в этом вы уж мне поверьте, и я всё уже видела, все знаю
    Лежащий юноша охватил ее шею руками, и она поцеловала его».
     Точно также Марагрита целует повзрослевшего и изменившегося Ивана в эпилоге романа, в его завершающей сцене.
      В праздничное майское полнолуние бывший поэт Иван Бездомный, а ныне сотрудник Института истории и философии Понырев Иван Николаевич, идёт на Патриарший пруд, сидит на скамейке, а затем направляется готическому особняку, в котором некогда жила Маргарита. Так он делает каждый год, в течение семи лет, прошедших спустя известных событий, благодаря которым он оказался в клинике для душевнобольных. Почему Иван Николаевич приходит на Патриарший пруд и сидит на скамейке, понятно. Здесь к нему и Берлиозу семь лет назад подсел Воланд - с этого-то всё и началось, все кардинальные перемены и в личности, и в судьбе Ивана Николаевича. А вот почему он идёт к особняку Маргариты, уже понять не так просто. Что значила Маргарита для Иванушки, если он, влекомый какой-то неведомой силой, каждый год в мае приходит к тому месту, где она жила?   
       Домой Иван Николаевич возвращается совершенно больной, жена делает ему укол, он засыпает и во сне он видит Пилата и Иешуа, идущих по лунной дорожке и беседующих между собой, после чего к нему являются Мастер и Маргарита.   
«Тогда лунный  путь вскипает,  из него начинает  хлестать лунная  река и разливается во все стороны. Луна  властвует и  играет, луна танцует и шалит.  Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и  выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван  Николаевич сразу узнает  его.  Это    номер  сто  восемнадцатый,  его  ночной  гость.  Иван Николаевич во сне протягивает к нему руки и жадно спрашивает:
     — Так, стало быть, этим и кончилось?
    — Этим и кончилось, мой ученик, — отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:
     — Конечно, этим. Все  кончилось  и все  кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.
    Она наклоняется к Ивану и  целует его в  лоб, и  Иван тянется  к ней  и всматривается  в ее  глаза, но  она  отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.
     Тогда луна начинает неистовствовать, она  обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается,  поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом.
     Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно  спокойным  и здоровым. Его исколотая память  затихает,  и  до следующего  полнолуния профессора  не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса,  ни  жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
     Роман заканчивается поцелуем Маргарита – она целует Ивана в лоб. И уже одно это обстоятельство говорит о какой-то особой (магической-?) значимости этого поцелуя.       
     В чём же здесь дело? Попробуем разобраться. Последовательно, по порядку. 
     Иванушка становится учеником Мастера. Он «заболевает» романом, хочет написать продолжение романа о Пилате. Мы не знаем, удастся ли ему выполнить это намерение. Мы знаем только, что он бросает писать стихи – уже в клинике Стравинского к нему приходит ясное понимание того, что написанные им стихи - плохие, даже "чудовищные", и прежде всего потому, что написаны они не от от души-от сердца, а по научению и заказу Берлиоза. Осознав это, Иванушка становится историком, т.е. он становится на путь Мастера, который был по специальности как раз историком. Но главное, что делает его учеником Мастера, - всё же не это. В ходе «преображения» Иванушка обретает дар, которым наделён его учитель. Дар «иночества» и «восхищения». Во сне. Так ведь и Александр Сергеевич Пушкин признавался, что своих героев - Татьяну и Онегина, увидел во сне. Они ему "явились" (понятие, которым активно пользуется и Булгаков)именно во сне, как и вся "даль СВОБОДНОГО РОМАНА".      

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный Идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Всё, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
               
       Часть 2.
      

       Поцелуй Маргариты в обоих случаях  - и наяву, в психиатрической клинике, и во сне, действует на Иванушку успокаивающим образом. Более того, слова, которыми она его сопровождает - «я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо», оказываются не просто утешительно-успокоительными словами, сказанными в душевно терапевтических целях. Они являются обещанием, и даваемое Маргаритой обещание исполняется. Иванушка покидает клинику. Несмотря на то, что полностью вылечиться ему не удаётся, он делает успешную, можно даже сказать, головокружительную, карьеру -   становится профессором истории. И личная жизнь у него складывается вполне благополучно. Иванушка женится на доброй и понимающей женщине, которая помогает ему справляться с ежегодными рецидивами болезни, делая успокоительный укол. Засыпая после укола, он видит один и тот же тревожный сон, который заканчивается поцелуем Маргариты. Этот поцелуй возвращает ему душевное спокойствие и наутро он просыпается здоровым.
      Таким образом, Маргарита целует Иванушку в романе 8 раз – один раз наяву и семь раз во сне. Любители нумерологии могут поупражняться в догадках, что бы это значило, поскольку восьмёрка – очень нагруженное символическими значениями число. Но я пока сосредоточусь на главном -  каждый раз поцелуй Маргариты магическим образом возвращает Иванушку-Ивана Николаевича Понырёва к обычной, нормальной жизни.
     Но вот вопрос - возвращает откуда, из какого состояния? Что же всё-таки стоит за диагнозом «шизофрения»? Мы же все понимаем, вслед за профессором Стравинским, что  никакой шизофрении, в смысле известного психического заболевания, на самом деле у Иванушки нет. Что его болезнь какая-то иная. Если это вообще болезнь. «Раздвоение Ивана» (название 11-й главы), когда он вдруг обретает способность «посмотреть на себя со стороны», т.е. объективно, с какой-то иной, более высокой точки зрения, с точки зрения своего истинного Я, - это не шизофрения, а рефлексия. И такая рефлексия является необходимой предпосылкой сущностной трансформации личности, «нравственной революции»  в человеке (И.Кант), или, если выражаться не философским, а религиозным языком, - преображения человека. У Булгакова Иванушка после встречи с Воландом и гибели Берлиоза, что стало для Иванушки настоящим потрясением,  «раздваивается», а после встречи с Мастером – духовно «преображается», отказываясь от себя прежнего, от поэта Ивана Бездомного.
      В ходе этого процесса в Иванушке обнаруживается способность к восприятию иной реальности (иного среза реальности) – подлинной, сущностной, духовной, трансцендентной, как бы её не называли. Он вдруг стал видеть невидимое обычному взору. Как будто у него открылся «третий глаз». Причём, эта способность у него проявляется как дар особого рода сновидений. Так, после встречи и разговора с Мастером он во сне видит продолжение истории Пилата, начало которой он услышал от таинственного иностранца, подсевшего к нему и Берлиозу на скамейке на Патриарших прудах. То есть он видит продолжение романа, который к тому времени уже был уничтожен Мастером. Дальше – больше. Во время своих ежегодных рецидивов, наступающих в ночь «весеннего полнолуния» (когда Луна становится полной в знаке Скорпиона), Иванушка видит сон, как Пилат встречается на лунной дорожке с Иешуа, и они беседуют между собой. Но об этом Мастер не писал. Иванушка видит концовку романа, которую предстоит написать ему самому.
     Именно благодаря дару творческих сновидений Иванушка и становится учеником Мастера, перенимая у того самую суть его мастерства – способность «восхищаться» (экстатировать) в «иной мир», отличный от мира повседневности, в которой мы живём, способность воспринимать этот «иной мир», одновременно творя его по законам высшей, творческой, правды. Но наличие такой способности в человеке говорит о его принадлежности к иному миру и, как следствие, – его «иночестве» в отношении обычного мира, к которому он принадлежит лишь отчасти, лишь телесно. «Раздвоение» Ивана это и есть пробивающееся в нём «иночество», благодаря которому он, наконец,  смог совершенно объективно посмотреть как на стихи Рюхина, так и свои собственные.
    Однако дар иночества и экстаза-«восхищения»– нелёгкий дар. И опасный. «Восхитившись» в «иной мир» при жизни, можно назад и не вернуться, действительно сойдя с ума. У Булгакова уставшему Мастеру дарована смерть-«восхищение» – из клиники для душевнобольных он, в сопровождении «восхищающих существ», «ангелов экстаза» отправляется в «ночной полёт», к  месту «вечного приюта» (см. об этом: Елена Котелевская. "Заметки о "Мастере и Маргарите". Две смерти" http://stihi.ru/2017/10/03/3666). Иванушка же выходит из клиники, и его жизнь продолжается. И происходит это благодаря не только и не столько врачу Стравинскому, сколько Маргарите.
    Интересно, что Маргарита говорит Иванушке почти те же самые слова, которые ей самой говорит Воланд, когда она  требует освободить Пилата:
«—  Повторяется история с Фридой?  — сказал  Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир».   
     После того, что Маргарита повидала, будучи ведьмой, особенно на балу у Воланда, она уже и сама знала, что «всё будет правильно», «как надо» - по законам справедливости и милосердия.
     Поцелуй Маргариты – это, конечно, акт милосердия. Милосердие не покинуло её даже тогда, когда она обозлилась и стала ведьмой. Она  полна сострадания к больному юноше, который в её глазах такой же «бедный, бедный»,  как и Мастер. Почему бедный? Да потому как раз, что  дар иночества – это тяжёлое бремя, которое, как в случае с Мастером, может стать и непосильным.
     Магической силой поцелуя Маргариты Иванушка возвращается из экстатического пограничного состояния «выхода за пределы» в обычное нормальное состояние, к обычной нормальной жизни. Это значит, что «всё будет, как надо», что роман Мастера будет дописан Иванушкой. Что однозначно не могло бы произойти, если бы Иванушка выздоровел полностью, т.е. если бы он потерял открывшуюся в нём способность к проникновению в иную реальность, или если бы он  «ушёл» в эту реальность безвозвратно. А что касается романа Мастера, то Маргарита здесь -  самое заинтересованное лицо.
     И,конечно, совершенно неслучайно Маргарита целует Иванушку именно в лоб. Поцелуй в лоб ассоциируется в христианской культуре с «последним поцелуем», с погребением и прощанием с усопшим. У Булгакова он выполняет сходную функцию, только обратного характера – Иванушка «умирает» для «мира иного», чтобы вновь возродиться в мире повседневности. В эзотерике лоб считается энергетическим центром, отвечающим за самопознание и интуицию. Согласно эзотерическим представлениям именно здесь располагается тот самый «третий глаз», позволяющий видеть невидимое обычному взору. Целуя Иванушку в лоб, Маргарита как бы закрывает этот «третий глаз», открывшийся у него после пережитого им потрясения.
     Маргарита в её отношении к Ивану Бездомному – это как бы сущностная, духовная ипостась тех женщин, с которыми судьба сталкивает Ивана Бездомного в его реальной жизни, - сердобольной Прасковьи Фёдоровны из психиатрической клиники, всё понимающей жены. И здесь надо отдать должное Булгакову – для каждой из его трёх жён в романе «Мастер и Маргарита» у него нашлось доброе слово…
 
                Продолжение следует.

   
               


Рецензии
Многие интереснейшие вещи приходили к авторам именно во сне,Лена. Та же таблица Иенделеева
Эдк продолжения.)
С уважением,Света

Добрава   11.07.2021 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.