У истоков российского сионизма. 3 часть

Ховевей Цион.
Проницательность Моше Лилиенблюма, который не одобрял бегство российских евреев, спасавшихся от погромов в США, основана на уроках, которым учит нас история.
Еврейский лидер понимал, что эмиграция из одной страны в другую может в конечном счете привести к потере национального сознания евреев и даже гибели еврейского народа.

Поэтому Лилиенблюм призывал евреев к переселению только в Палестину: "В жизни нет другой цели, кроме самой жизни. Одна коза, приобретённая в Эрец Исраэль, важней 10-ти гимназий. Возрождение еврейского народа может осуществиться только на земле его исторической родины."

В ответ на Погромы 80-х годов во всех уголках России в защиту евреев выступали разрозненные еврейские группы, а в 1882 году вышла в свет брошюра Доктора Пинскера, озаглавленная "Автоэмансипация". В качестве эпиграфа к брошюре он поместил высказывание еврейского мудреца Хилеля: "Если я не за себя, то кто же за меня? И если не теперь, то когда же?"

Жалкое положение Еврейского народа, лишенного гражданских прав, коренилось не только во внешнем мире насилия и ограничений. Многовековое рассеяние в странах мира привело Еврейский народ к покорности и изоляции, приспособлению и потере боевого духа.

Пинскер считал, что быть битым, потому что ты еврей, или по той же причине нуждаться в защите, - одинаково унизительно.
Чтобы избавиться от вечных гонений и странствий, евреям нужна собственная земля.
После разрушения Второго храма в 70 году н. э. евреи были единственной нацией, сохранившей свою жизнь без своей земли. Около 2,000 лет еврейская нация, кроме Восстания Бар Кохбы, не имела своего правительства.

Пинскер напоминал, что народы мира никогда не вступали в отношения с еврейской нацией, а имели дело только с еврейским вопросом. Стремясь к ассимиляции, евреи отделялись от собственной национальности. Как отмечал доктор Пинскер, германские евреи долго считали себя немцами, принявшими Закон Моисея... (пока не запылали печи Освенцима...)

Свою "Автоэмансипацию", напечатанную в 1882 году в Берлине, Леон Пинскер послал по почте в Россию журналисту Моше Лилиенблюму. Он знал Моше Лилиенблюма как писателя, но никогда с ним не встречался.
Вскоре два выдающихся деятеля сионистского подполья России стали друзьями и вместе готовили Съезд сионистов в польском городе Катовицы, устроенным в честь Столетия со дня рождения выдающегося филантрописта Мозеса Монтефиори.
36 представителей из России, Германии, Польши, Румынии, Франции и Англии съехались в Катовицы и объединились в 1884 году в первую международную организацию "Ховевей Цион".

Движение "Ховевей Цион", возглавленное Пинскером и Лилиенблюмом, обнародовало свои цели:
1). Возвращение в страну своих предков.
2). Покупка и обработка земли в Палестине.
3). Распространение Сионизма в Восточной Европе.
4). Еврейская власть в земле Израиля.

Они призвали евреев всех стран объединяться в сельскохозяйственные артели по совместной обработке палестинской земли. Главным вопросом на съезде был сбор средств и субсидий для создания земледельческих поселений. Для этого было организовано Общество помощи земледельцам Палестины.

Центр Сионизма оставался попрежнему в Одессе с отделением в Варшаве. Первая алия в Эрец Израэль началась в 1882 году, когда в Палестину приехали Харьковские пионеры Билу и основатели Ришон - ле Цийон".

Моше Лейб Лилиенблюм сделал все возможное, чтобы сотрудничать с Леоном Пинскером в движении " Хибат Цион". Доктор, не искавший славы, был скромным человеком, но ему не давали покоя оскорбленная честь и достоинство своего народа.
 
Он художественно определил слово ЮДОФОБИЯ как разновидность бестелесных и беспочвенных предрассудков, веками питавших воображение народов.  "Но призрак еврейства, - говорил он, - не бесплотен, как его душа. Он состоит из тела и крови."

И евреи веками и тысячелетиями страдавшие от этих фантастических выдумок, оплачивали бессмысленный бред толпы и её предводителей собственной жизнью за "КРОВАВЫЙ НАВЕТ", за "ДЕТЕЙ ДЬЯВОЛА", за "ВСЕМИРНЫЙ ЗАГОВОР ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ" и многие другие вымыслы.

Продолжение следует

ББ©2021


Рецензии