Взгляд на душу. Спиноза 2
Казалось бы детские вещи тут перед нами - пирожное, клубника, а в них, как в зеркале, собственно говоря, отражается вся наша сущность человека, все его телесные свойства и все его душевные наклонности.
Разве вы не встречали таких "поедающих бесконечно" среди своих знакомых, разве такими не были сами в детстве? Но тогда про себя сегодняшних думаете, что исправились, остепенились? Но Спиноза подскажет: вовсе нет, не исправились и не остепенились, а став взрослыми, натолкнулись на множество проблем перебивающих, искажающих или не допускающих столь открытое и наглядное, так сказать "счастливое вечное поедание". Мне встречались люди, которые говорили "клубнику я не ем". Почему? "В детстве обожрался".
Но может быть вместо простой клубничной зацикленности наши зацикленности стали чуть-чуть посложней, лучше замаскировались в нас. Прусту стоило усилия воли выпасть из этого забвения: данное пирожное вызывало в нём не только приятные гастрономические чувства, но ещё было ассоциативно связано с чем-то важным для его души - и вот он ел и ел, и не мог остановиться, потому что не мог понять, не мог разгадать привлекающую его загадку. Когда мы попадаем в такой круг, мы буквально на своей шкуре ощущаем что мы за существа по своей природе и естественности. Вот такие существа, поглощённые собственными влечениями и желаниями.
Стоит только один раз как следует впасть. Также повторяется и горе, с какой-то такой же степенью "маниакальности" оно преследует пережившего его, хотя вследствие того, что горе мы не любим и избегаем (отнюдь не стремимся к нему) такой "горестный круг" нашей природы нам всегда хуже виден, чем радостный. Мы говорим: судьба. Но скорее: случай одного раза, в котором нас перемолотило, а дальше, дальше не судьба, дальше - наша собственная природа. Мне скажут: не может быть, чтобы горе повторялось, оно ведь нам не нужно - не может же наша природа хотеть не нужного ей! А следы в нашем теле? А образы в нашей памяти - извольте принимать и тело, и душу не только как памятующих о благостных состояниях. От себя отказаться невозможно, и от той природы, которая хранит опыт отказаться нельзя - можно перерасти, высвободиться, чем и занимался Пруст. А обмануть нельзя - можно обмануть своё сознание и своё "Я", но не свою природу, о которой пишет Спиноза.
Слово "обволакивает", подобранное для аффекции, звучит почти как "хватает и тянет на дно" (в случае печали), или же звучит как обволакивает и покрывает рану (в случае радости) - так в аффекции внешний предмет словно бы растекается по нам и становится самой предельной, самой внешней формой всего происходящего с нами, в то время как сами мы, как я уже говорила, размещаемся внутри. Наша сущность покрывается чем-то внешним, но при этом она вспыхивает и ярко горит. Каждый предмет мы зажигаем словно бы изнутри через самих себя, через испытание аффектом. Каждый, конечно, из тех, что не оставили нас равнодушными. И все же не хочется вечно есть одно и то же пирожное Мадлен. Не хочется не только идти на дно, но не хочется и забвения одного и того же "маленького рая".
Аристотель, например, в конечном счёте пришёл к тому, что душой движет её предмет влечения или стремления, если предмет благородный и сложный (но влечение, желание и стремление в каком-то смысле тождественны). И только разум, как тот "рояль в кустах", неизвестно откуда взявшийся, может вмешаться, да и то относительно. У Спинозы, понятное дело, всё не так, и человек возвышается в адекватных идеях до причины самого себя, сам становится предметом своей собственной страсти, но об этом после. Пока мы находимся на уровне наших естественных зависимостей. И для нас страшнее внешнего предмета страсти зверя нет)) - тут царит Аристотель, а разум бессильно бьётся о глухую стену. Значит обволакивает - без пощады, спасибо ещё не заглатывает как змея добычу и не переваривает в себе - или и это также имеется, когда мы всё кушаем, и кушаем, и кушаем клубнику, и она всё больше, и больше, и больше превращается в питона, поглотившего нас?
Способность живого существа оторваться от насилия внешнего предмета рассматривается всегда только в случае опасности и печали - скажите ребёнку, что он не должен больше есть клубники - но почему??? Ведь это так здорово! Так что опасность для нашей свободы таится и в печалях, и в радостях, и в этом наверное и заключается базовая сложность нашей человеческой жизни.
Свидетельство о публикации №121062804743