Христос искупил нас от клятвы закона,

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

Весь народ подлежал этому проклятию потому, что не исполнял закон постоянно (да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон), но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: проклят всякий повешенный на древе (Втор. 21:23). А так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон - находится под клятвою (между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту [незаслуженную] клятву вместо той, [заслуженной]), то Христос и принял на Себя таковую клятву и ею уничтожил заслуженную. И подобно тому как кто-нибудь невинный, решивший умереть вместо осужденного на смерть, этим избавляет его от смерти, - точно так же сделал и Христос. Поскольку Он не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами не заслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного, - потому что Он не совершил греха, и не было лжи в устах его (Ис. 53:9).

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

Великий смысл заключается в этих словах. Единородный Сын Божий принял на Себя проклятие, заслуженное нами, и не дай Бог быть под проклятием праведным Отца Небесного: тяжело, как ад, это проклятие. Мы видим это на Сыне Его возлюбленном в те минуты, когда оно тяготело над Ним всею своею силою, – в предсмертных Его страданиях. В это время человечество Иисуса Христа поражено было небесным проклятием всею силою правосудия. Кто может описать эти муки Спасителя на кресте? Они были так страшны и невыносимы, что Господь смертно скорбел о них прежде креста, и когда они, так сказать, достигли своего зенита, высшей степени, Искупитель мира воззвал к Отцу Небесному: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27,46). По ипостасному соединению с человечеством Иисуса Христа Божества Его страдания имеют цену беспредельную: грешное человечество в совершеннейшем Человеке наказано со всею строгостию праведного суда; но так как этот совершеннейший Человек есть вместе и Бог, то, по наказании Его как Человека совершенно безгрешного и Бога Всесовершенного, – не только удовлетворено [правосудие] за все неправды человеческие, но и приобретено право возвести род человеческий в благодатное звание сынов Божиих и сделать их причастниками Божественного естества.

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе

Так сказано не потому, что Господь превратился в проклятие, но потому, что Он испытал его на Себе, восприняв наши беззакония и понеся болезни (Ис. 53:4).


Рецензии