Виталий Бобышев. Читательский обзор. Июнь-2021

Здравствуйте, друзья!
Решил написать читательский обзор.
Получилось хорошо или нет - вам судить.
Но прошу не судить строго, т.к. я технарь и не в полной мере владею даже терминологией.
Если пропустил некоторых авторов - прошу без обид.
Это не потому, что не понравилось, а потому, что есть некоторые сомнения по поводу собственного восприятия.
Итак, начнём.


раскачивательная песенка
Безумие Фрейда

склоняются тихие пальцы
над музыкой по падежам
без нас не начнётся
урок или нечто такое
что мы узнаём по слогам
без нас не начнётся

качаются чьи-то макушки
там в зелени не разобрать
порхают цветные букашки
но стоп
сильнее качаются так что
на слоги не делятся и
а можно ли сделать погромче
не слышно почти

макушки и пальцы и струны
качаются не разобрать
какие древесные страны
какая тревога проснётся
внимательный жук
в коре прогрызает границы

страницы и струны и пальцы
склоняются тихо
скрипят шелестящие книги
и бабочек тонких брошюры
раскрыты

пространство без нас не начнётся
пространство без нас не начнётся
без нас ничего не начнётся

уже началось

***************************

В этом произведении поначалу особо ничего не впечатлило, стих  как стих, и прошёл бы мимо и ничего бы не отложилось, кроме сомнительного олицетворения "склоняющиеся пальцы", если бы не...
Если бы не 2 неординарные вещи:
1. Образ "внимательного жука"
"Внимательный жук в коре прогрызает границы".
Какими мы обычно привыкли видеть жуков? - Мерзкие, страшные, мелкие, опасные, шустрые, летающие и т.д и т.п... но вот "внимательные" - это что-то новенькое.
Удачный, выверенный образ. Понравился.
2. "бабочек тонкие брошюры раскрыты" - а вот это уже здорово!
Раскрытая маленькая поэтическая брошюра - бабочка; покрытые переливающимися письменами красоты тонкие листы крыльев - читай их! Великолепно!


===================================================

Так случится...
Владимир Цюпин

Так случится... без слёз и сомнений      
упадёшь в травяную волну,               
лисьей поступью, вздохом оленьим,
криком сойки спугнув тишину,

встрепенёшься, ветрами объятый
цветонос, желторотый побег,
брат полыни, алтея и мяты,
подступившая вмиг и навек

даль затянет, без боли и схваток
будут роды просты и светлы,
здешний воздух до одури сладок,
это явь, это сон, это - ты...

станет тихой казённая койка,
угощайтесь - вот фрукты и мёд,
кто-то в белом зашепчет: "Постой-ка...",
и, осёкшись, рукою махнёт.

*****************************

Вначале кажется, что этот анапест о природе и растворении в ней, чисто пейзажный стих, но потом понимаешь, что всё не совсем так.
И, уже читая последние строки, становится ясно, что здесь описаны ощущения умирающего человека, процесс смерти...
Ну что ж, тема вечная, каждый поэт обязательно отмечается в ней.
У автора по-моему получилось неплохо, "мурашки пробежали" по спине после прочтения. Рельефно, ненавязчиво, достойно сделанная вещь.

============================================

Тихо-тихо
Александр Спарбер

Я плыву на плоту               
по лесному пруду,
нет, по озеру (это точнее)

где туман словно дым,
и торчат из воды,
наклонившись, древесные шеи.

Будто были всегда
лес, и плот, и вода –
тихо так, что не может быть тише.

Лишь наверх изнутри
всё ползут пузыри –
словно кто-то неведомый дышит.

В глубине этих вод
он давненько живет
тихо-тихо и медленно-верно –

у него есть рога,
у него есть нога,
или несколько даже, наверно.

И он видит, как я,
чуть веслом шевеля,
к берегам, где растёт голубика,

тихо-тихо гребу,
тихо-тихо плыву.
Всё плыву и плыву. Тихо-тихо.

****************************

Ну что сказать? Спарбер есть Спарбер. :)
Открывая стихи этого автора, всегда можно рассчитывать на хорошее, добротное чтение. Произведения всегда зрелы, выверенны, и сбалансированы по энергетике, кажется, в сторону некоторого усреднения ради покрытия как можно большего диапазона читательских вкусов.
Это дело автора, - борьба за читателя. И у этого автора явно получается собирать аудиторию.
Что касается технической стороны - тут тоже не ординарно:
aаС-bbС сдвоенная трёхстрочная строфа анапеста. Интересно и необычно.
"Новое - хорошо забытое старое". :)

============================================

Замолкают
Александра Инина

Замолкают люди, замолкают -
Подистерт зубцов латунный ряд,
Шестеренок патиновых стая
Движется - на жизнь ее хватает,
Но теперь молчат они, молчат.

Незачем и не о чем, и нечем,
И под звук упрямого ключа
Замирает слово человечье:
Нежное, щемящее, калечное
О себе пытаясь закричать...

Странный стих, но что-то в нём есть.
1-я строфа туманна по мысли. Я не понял - это ассоциация людей с шестерёнками в механизме? Почему они именно "молчат теперь"? Что случилось? Смерть?...
Во 2-й строфе вытягивает взрывной образ беспомощного, искалеченного Слова. Правда, есть и ложечка дёгтя - "слово" у автора "щемящее".
Мне хочется узнать - а автор не спутала слово с сердцем? Это сердце может щемить. А вот слово...
Интересная схема рифмовки: АbAAb. Простите, не помню точно, как она называется.

=============================================


Моряки
Евгений Иваницкий

Что нам нужно? Наша дружба, волны, ветер и маяк.
Что мы делали на суше? Ты моряк и я моряк.
Каждый хочет плыть на помощь и кого-нибудь спасти.
Брат, ты станешь капитаном, надо только подрасти.
Мы поплыли морем Чёрным, морем Красным, как заря,
Белым, Жёлтым – есть на свете акварельные моря.
По пустыне океана плыли будто бы во сне.
Звёзды яркие над нами, звёзды тусклые на дне.
В небе галочка на память – мы запомним навсегда
И фонтаны над китами, и подводные стада,
И огни святого Эльма, и рванину парусов,
Ожиданье, очертанья неоткрытых островов,
Как с пиратами сражались, и срывали чёрный флаг,
Как из трюма выпускали исхудавших бедолаг,
Плыли с картою сокровищ, бушевал девятый вал!..
Мама нас звала обедать, и обед наш остывал.
С мамой спорить бесполезно, наша мама всех главней.
Налегке спешим обратно без дублонов и гиней.
Дан приказ, а мы матросы. «Есть! – кричим на корабле, –
Рифы слева, рифы справа! Мы плывём к родной земле…»

****************************************************

Удивительный детский хорей!
При чём сначала складывается впечатление, что речь идёт о взрослых моряках. Но потом потихоньку начинаешь догадываться в чём дело. :)
Как будто вернулся в детство, в его игры и ощущения!
Прекрасная работа!

====================================================

Мягкий знак
Александр Габриэль

Свободы нет. Есть пеший строй. Приказы в «личку».
Не думай много. Рот закрой. Сарынь на кичку!
Ведь нам всё это не впервой с времён Турксиба.
Скажи спасибо, что живой. Скажи спасибо.

Ты нынче доктор всех наук. Освоил дроби.
Суха теория, мой друг. Суха, как Гоби.
Материя - нам ясно и без вычисленьиц -
первична, голуби мои, Платон и Лейбниц.

Садись за руль. Поешь харчо. Плати по ссуде.
Но ведь живут же так - а чо? - другие люди.
Всё как у всех - друзья, враги. По старым калькам
твои присыпаны мозги неандертальком.

Спокойной ночи, малыши. Поспели вишни.
А эти двадцать грамм души - лишь вес излишний.
Покуда шёл парад-алле, услада зрячим,
свеча сгорела на столе к чертям собачьим.

И жизнь прошла, как звук пустой, как дождь по крыше,
и ты вернулся к точке той, из коей вышел,
и там стоишь, и нищ, и наг, открытый мукам,
бессмысленный, как мягкий знак за гласным звуком.

*****************************************

И снова здравствуйте, Борис Леонидович (Пастернак)! :)
"Неандертальк" - находка, удачный неологизм.
Авторов, рекомендованных Юрием Семецким часто можно отличить по ноткам Депривизма (он же Пост-Панк, как я считаю) и экзистенциальным окончаниям, в которых не содержится ни вопроса, ни ответа, а происходит просто констатация факта. :)
В данном случае, кроме философии, - ещё и безупречная техника, что вполне доставляет удовольствие от прочтения.
Классический Ямб - всегда беспроигрышный выбор, но им надо ещё и владеть в совершенстве, что автору вполне удаётся.

===========================================

Телефонный столб. Весенний вид из окна 2020
Надежда Бесфамильная

А цветенья сирени не будет – сошла на нет,
Слишком рано проснулась, да вот холода прибили,
На помытые окна ложится белёсый свет,
Проявляя собой нуклеарный рисунок пыли.

Что ни день, то ветра налетают из гиблых мест –
Это палы от Припяти пыльным идут потоком,
Только столб телефонный – огромный сосновый крест –
Богатырски стоит, в чернозём по колени вкопан.

Он стоит, озирая пространство великих бурь,
Где куда ни посмотришь, поймёшь, что земля поката,
И его изоляторов тускло блестит глазурь,
Будто зубы гнилые желтеют во рту щербатом.

Этот вид из окна, выходящего на восток,
Изучай как словарь новоизданный, бестолковый,
Где о замысле высшем – ни пары понятных строк,
Лишь соломкой спасительной тянется к дому провод.

Но однажды поймёшь – телефон не звонит, молчит,
И уже не помогут спецы телефонных станций,
Это столб за окном, оборвав провода в ночи,
Крестным ходом пошёл, подхвативши хоругвь акаций.

***************************************

Интересное, подробное олицетворение телефонного столба.
Я хотел бы жить в мире автора, в котором телефонные столбы становятся священниками и идут с крестным ходом, а так же, наверняка, происходят и прочие чудеса...
Интересный ритм:
--/--/--/--/-/
--/--/--/--/-/-
Анапест, в конце строки переходящий в ямб.


========================================

Выбор
Анастасия Скорикова

Человек выбирает не вечность, а страсть, то есть – смерть,
и о правильной праведной жизни уже не хлопочет.
Неизбывность качала, как в люльке, но стал он хотеть
это тесто разбухшее света и таинство ночи.

Что за скука не трогать руками божественный плод,
аромат не вдыхать и не пробовать нежную мякоть,
не отведать полынную горечь и приторный мёд         
поцелуев горячих, тягучих, потом чтобы плакать?

Чтобы снова вернуться туда же откуда пришёл.
На заливе в Лебяжьем сидеть или в Солнечном где-то,
на песке рисовать набежавшей волны гребешок
и смотреть... бесконечно смотреть на бескрайнее лето.

*************************************

Добротная философская лирика с элементами пейзажики.
"Разбухшее тесто света" - это сразу впечатлило и понравилось.
Хотя банальное "таинство ночи" по соседству немного сгладило впечатление.
Хотя и не со всеми сентенциями стиха согласен, но стих понравился.
Тем более, что летом сам часто бываю в Солнечном и занимаюсь именно тем, что описал автор - бесконечно смотрю на бескрайнее лето. :)

==============================================


мидгард наш
Александр Савостьянов
                хоррор(чик)


     ***

ухает филин
хрустит под ногами
вставная челюсть

***************************

Хмм... Это не хайку.
Потому, что Хайку, как известно, - это 5-7-5, а у автора 5-6-5.
Я не сторонник модных теперь послаблений. Традиция есть традиция. 5-7-5 означает 5-7-5, никаких исключений, даже для другого языка!
Так же отсутствует указание на сезон, время года, обязательное для хайку. Филин может ухать и зимой и летом с одинаковым успехом. Разве что зимой чуть более хрипло? ))
Хотя, о чём это я? Возможно, автор писал не хайку, а просто прикол, шутку? :)

ps: Уважаемый Александр поправил меня, и указал, что данное произведение является Сэнрю. Я почему-то считал Сэнрю исключительно сатирическим жанром. Век живи, век учись. Спасибо!
Пожалуй, данное произведение близко к традиции Дзен с его Сатори...

==============================================

Песенка
Анна Аренштейн

...Подайте, граждане, слепой,
глухой и неразумной
Подайте, граждане, пятак –
ах, нам так трудно жить......
Под вечер я, достав суму
и вывалив всю сумму
на стол, на кучки разделю, и стану ворожить...

Из левой кучки взяв пятак,
его кладу направо
Из правой кучки взяв пятак,
его сочту  рублем
Потом сложу пятак и рубль –
и это будет Слава
Потом сложу два пятака –
и это будет Дом...

Какие басни я плела,
какие песни пела,
какие штопала носки, приткнувшись у стола!
А где направо я была – кому какое дело!
А уж налево где была,
налево где была......

Потертый коврик. Дети спят.
По крыше ходит кошка.
Блюдет игрушечный медведь непрочный наш уют
И я сложу все пятаки и брошу их в окошко –
пускай слетятся воробьи
и денежки склюют


Я утром выйду на порог,   
проспав четыре года   
Я утром выйду на порог,   
я выйду на порог   
И в синих сумерках зимы
увижу в точке схода   
сеть птичьих лапок на снегу –         
и это будет Бог.

***************************************

Лучшее, по моему мнению, произведение из лонга!
Здесь есть всё, буквально всё, вся суть человеческой жизни.
Труд, стяжание средств, которые потом вдруг становятся ненужной игрушкой, обращение к архетипам (Слава, Дом), одновременно тонкая самоирония, сквозь которую просматривается такая внутренняя тишина и смирение, что становится даже страшновато, - это гораздо больше человека...
Апофеоз стиха - избавление от материального, временного:

"И я сложу все пятаки и брошу их в окошко –
пускай слетятся воробьи
и денежки склюют"

И в конце настоящее озарение, - встреча с Богом...

Вот так я увидел философскую составляющую этого великолепного стиха.
Кто-то другой, возможно, увидит что-то совершенно другое в этих строках. И это один из признаков истинного Искусства - каждый видит в нём что-то своё.
Спасибо за внимание!


Рецензии
Жаль, Вера Маркова и другие классические переводчики-японисты не читали стихирских правил - иначе бы они знали, что а) их переводы - это не хокку (посчитайте хотя бы слоги в "Тощей лягушке" Исса); б) перевод японских трехстиший, скажем, на финский не под силам даже Эглю...

Татьяна Воронова 6   28.06.2021 08:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.