Вечерняя беседа от 31. 03. 2021

Вечерняя беседа от 31.03.2021, 21.35, 38 мин. 29 сек. Мои именины, день Святого Эдуарда. «Ну вот. Прошел еще один день. Он опять был трудный. Как и все дни на этой земле. Они все будут трудные, без исключения. Это как будто один и тот же день. Который мы каждый раз живем. Вот этот фильм – «День сурка» - он очень хорошо иллюстрирует, то, как есть на самом деле. И так как мы здесь каждый день просыпаемся в изгнании из нашего небесного Отечества, нам всегда будет трудно. Но – по мере течения жизни, по мере того, как человек взрослеет, он начинает ощущать, что в жизни есть некая смысловая нить. В вашем возрасте это можно только предчувствовать, и верить на слово родителям. И вот Настя взяла и попыталась всё разрушить. (Прихожу к выводу, что это уже был иной дух – тот старец, который стоит за нашей хорошей знакомой и который не считает грехом причинять боль как мне, так и моей семье, просто потому, что мы были от неугодного ему человека, а тот, получается – лопух, что допустил в свою орбиту существо чужого и очень сильного духа и своим же родным его дал – а может, и просто предатель наш – вот, как он предал Церковь, сказав, что официальная Церковь предала Христа, слившись с миром.)  Все смыслы порушить. Но ей это не удастся, потому что они реально существуют. Они всё равно о себе заявят. Хотя бы и через наказание. Конечно, ее теперь не оставят просто так. Будут наказания сыпаться, одно за другим. Будет страдать, пока как следует не раскается. Пока не покается. Потому что она оскорбила и родительскую любовь, и святыню, и веру… И по мере того, как у человека накапливается опыт – опыт усилий по спасению души, по тому, чтобы жить так, как подобает человеку, он начинает понимать, что в жизни главное, что неглавное. Опять же, это тоже можно предчувствовать по началу, но с течением жизни это начинает ощущаться всё больше и больше. И приходит спокойствие. И неглавное уже перестает так нервировать и волновать. Но если вы хотите понять прямо сейчас, что главное, что неглавное, что стоит реакций, а что нет – представьте себе, что вы через пару дней умрете. Ну, или через месяц. М? Вот так вот живо поставьте это в себе, картину, и вы сразу поймете, что стоит забот и реакций, а что нет. С течением лет человек настолько сильно меняется, что можно сказать, что он несколько раз смерть претерпевает, сам того не заметив. И поэтому для него эти темы становятся очень животрепещущими. Всё это он понимает очень хорошо. И все вот эти духовные темы, они выдвигаются на первый план, потому что они вечные, они неподвластны смерти. Суета, конечно, каждый день, одолевает, каждый день одно и то же, особенно в вашем возрасте, и здесь жизнь человека подобна световому дню. Самая большая суета – с 12 до 3, когда Христос на кресте висел. Если посчитать, что световой день с 8 до 12, когда человек обычно бодрствует, то получится, что где-то с 20 до 35 лет, а жизнь человеческая, скажем, 80 лет, долгая – очень здорово это сравнивается, очень адекватно. Один час – пять лет. 16 часов человек бодрствует, 80 лет живет – значит, один час – пять лет. Значит, время дня с 12 до 3, когда Христос висел на кресте, - это с 20 до 35 лет получается. Самый тяжелый возраст, самый суетной. (В первую очередь, конечно, всё говорится для Сони, у которой как раз истекает 21 год жизни.) Когда кажется, что ничего высшего нет. Когда кажется всё безсмысленным. Когда всё предельно тяжело и безжалостно, и свет режет глаза, и зло разнузданно, и нет ему удержу, и нет на него управы… (Алеся: «Эдь, успокойся…») Это именно с 20 до 35 лет. (Алеся: «…Это когда закладывается твоя жизнь, это когда ты так на многое надеешься…») Да, с другой стороны. Правильно мама говорит. (Алеся: «Столько у тебя появляется людей, с которыми ты потом всю жизнь будешь идти…») А внутри другое, я сказал о внешней стороне, а внутри – другое: во-первых, человек здоров, еще. Во-вторых, у него очень много надежд. В-третьих, действительно, вот в этой атмосфере он как раз самые главные дела и совершает. Самые главные дела, в соответствии с той верой, которую он должен обрести к 20 годам. К 20 годам человек уже должен быть очень твердо верующий. А чтобы так было, нужно весь подростковый возраст, весь! – положить на поиск своей, своей (!) веры. Она ДОЛЖНА совпасть в итоге с верой православной, но это уже должна быть твоя вера. Не чужая, не та, о которой тебе говорили с детства, на мозги капали… Но большая ошибка будет, если ты вдруг решишь, что то, что капали на мозги, нужно выбросить на помойку. Нет. Надо сделать это своим. (Женя: «Что у тебя болит?») У мамы сильно болят глаза. Очень сильно. Обрати внимание, вот это розовое вокруг глаз – это рана. …К чему я вам это говорю? Что нужно научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы вот эти волны ежедневные житейского моря не опрокидывали ваш корабль, корабль вашей жизни. И не сбивали его с курса. Чтоб вы понимали, как на всё реагировать, чтоб не теряли душевный мир. Помните, я вам говорил, что каждый человек в этой жизни должен уподобиться ледоколу – огромному, мощному, атомному ледоколу, который прорубает лед арктического моря, и вслед за ним уже идут маленькие кораблики. Вот так надо жить. Именно таким становится человек, который живет по вере. В ком вера есть. И причем вера Божия. (Дальше читаю Евангелие от Марка. Притча о виноградарях.) Вот здесь тоже очень важная мысль, по поводу «кесарева кесарю, а Божие Богу». Это как раз касается того, о чем я вам только что говорил. Опять же, каждый наш день состоит из множества текущих временных наших обязанностей, которые мы должны совершать по нашему телу, потому что мы через тело погружены во внешний мир, и имеем обязательства – прежде всего, перед своим телом как таковым, - мы должны кушать, мыться, одеваться, ДЫШАТЬ, в туалет ходить… Потом мы обязаны перед своей семьей, с которой мы состоим в телесном союзе – тоже имеем обязательства: перед родителями, перед братьями и сестрами, перед котом даже… Потом мы имеем обязательства перед обществом, в котором мы находимся и которое нас, в силу разных общественных отношений и договоров, снабжает деньгами. Мы должны показать ему, на что мы способны, оно нас, в соответствии с этим, выучит – кого-то физическому труду, кого-то – умственному, кого-то – эстетическому какому-то… Между прочим, они друг другу не уступают, ни капли, в первенстве, и дворник, допустим, или рабочий какой-то  - он не хуже, а может быть, и лучше программиста, искусствоведа, экономиста, юриста, учителя… Для этого требуется большая внутренняя сила. (Алеся: «Читай».) Но и эти общественные отношения наши, они также связаны с нашими обязательствами перед семьей, которой мы должны помогать этой денежкой, и перед самими собой, потому что чтобы себя кормить, опять же нужны деньги. Но есть наши вечные обязательства, наша вечная обязанность перед Богом. Потому что в каждый конкретный момент времени мы соприкасаемся с вечностью. Как можно ощутить вечность? Вы думаете, вечность будет только после смерти? Она вот прям здесь и сейчас. Вечность – это настоящий момент. Я Соне говорил это уже не раз. Вот – сейчас! Представить, что кончилось время! Вот она – вечность. В каждый настоящий момент вечность касается времени. И что тогда надо делать, с точки зрения вечности? Молиться! Молиться! И еще раз молиться! Молиться надо! С точки зрения вечности – и вечность, она не пройдет, всё время пройдет, а вечность не пройдет! Вечность будет всегда. И вот с точки зрения вечности, с точки зрения своей вечной судьбы, надо молиться, надо к Богу стремиться!.. То есть все эти внешние обязательства, телесные, их нужно делать по касательной, автоматом. И от нас не требуется для этого сердечного участия – нет! Хорошо, когда по-доброму всё это делается, но тем не менее сердце нужно прежде всего отдавать Богу. Он не зря сказал: «Сыне, даждь Ми сердце свое». В этом состоит воля Божия, главная, о каждом из нас. Это слова из Священного Писания. НАШЕ СЕРДЦЕ ДОЛЖНО ПРИНАДЛЕЖАТЬ БОГУ. Он должен быть нашим главным Интересом! Нашей главной Целью! Нашей главной Любовью! Я сегодня слышал, - вот я тебе, Соня, не пересылал – восемь минут всего, Алексей Ильич Осипов говорит. Почему сказано: «Непрестанно радуйтесь»? Да потому. Если б мы верили по-настоящему в то, чему учит нас наша вера, мы бы всегда радовались. Что нас ждет вот эта вечность с Богом, вечность вечного увеличения Любви!.. Потому что Бог есть Любовь. Только представить себе! Только в эту идею… только заронить! В душу. Сразу радость пронзит – радость! Потому что не то что скорее всего, а это точно так и есть. И иначе и быть не может! Тут даже очень мало сказать: «Скорее всего, так и есть», - да нет! Это так и есть, несомненно, вне всякого сомнения! Так и есть! И чем дальше вы будете жить и учиться в вере, и постигать веру, и молиться Богу, тем более вы будете убеждаться – в том, что так и есть. А если так и есть – действительно, надо радоваться! Все тяжелое – временно. А блаженство – вечно! Поэтому есть эта заповедь – непрестанной радости. Вот научиться бы чему, а! Радоваться всё время. Это заповедь Господня: «Непрестанно радуйтесь». «О всём благодарите» - еще одна. А, Соня? То есть ты чего-то не понимаешь просто, что тебе вот эти вот… э… мрачные состояния тебя изматывают. Не понимаешь, почему? Потому что ты, извините, тетенька. Тетенька, она понимает с помощью дяденьки. Она сама по себе не может. Но у тебя есть папа. Папа тебе объяснит. Ты только всерьез отнесись. Вот мама, она что плохо делает? Что она папу высмеивает. Это нехорошо. Потому что папа – немножко другого рода, у нее был свой папа, совсем другой, я на него не похож, во многих ее разочаровываю отношениях, но тем не менее, для тебя-то, Соня, я отец… Крайне, суперсерьезное существо! И вот как я Коле говорил, я тебе повторяю: если хочешь чего-то в жизни достичь, ты должна встать на мои плечи. Должна усвоить всё, что исходит от меня, прям впитать, как промокашка. Всё, что от меня исходит. Почему я настаиваю, чтоб вы книжки мои прочитали? Стихи чтобы мои знали?.. Вам это надо – вы поймете все это очень глубоко. Да, может быть, я не во всем прав, но мой опыт вам очень сильно пригодится. Чтобы не с нуля начинать, а с меня! Я уже очень много прошел! Много перестрадал! И твои состояния, Соня, я давным-давно оставил позади. М? Если бы ты была бы посообщи-тель-не-е, хотя бы жаловалась бы мне побольше, я бы тебе больше мог бы помочь. Но это дело твое. (Читаю дальше Евангелие, о семи братьях и их жене.) Только что я вам об этом говорил! (О первой заповеди любви к Богу.) Что это та заповедь, которая касается нашего вечного бытия! Почему она первая? Потому что вечность – она превышает время. Она больше времени! А в вечности вот это главная Реальность. Любовь к Богу. Этому мы должны научиться. В это мы должны вложить свою душу. А кого нам еще любить?!.. Он нам дал всё то, что мы любим. Я и тебе ведь говорю, Женя! Куда ты пошел? Да?... Он нам дал всё то, что мы любим. Всё то, на что мы надеемся!.. Всё то, во что мы верим и чаем встретить, - Он нам это всё дал. Он всё нам дал! Кого нам еще любить? То есть это, на самом деле, отношения между нами и Богом, между нами, Его творениями, и Им, нашим Творцом, - они по определению должны быть абсолютно гармоничны. Аб-солютно. И всё то, что Он от нас требует и всё то, что Он от нас ждет, и что для нас пока так трудно – потому что мы испорчены, мы родились в том, что называют первородным грехом… - Всё это ведет нас к состоянию абсолютной с Ним гармонии. Когда мы отсечем все то, что нам мешает быть с Богом, и ограничим себя во всем том, что Ему неугодно, и когда это в нас – может быть, и трудно, и тяжело – умрет, задохнется, - придушится, или будет даже отрезано от нас, волевым путем таким каким-то, острым скальпелем, как операция – это если мы дадим вырасти в себе, какому-нибудь там мертвому аппендиксу – вот после того, как мы это всё сделаем, мы войдем в состояние полной гармонии с Богом. Ради которой мы и предназначены были. У нас не может быть никаких с Ним противоречий! Все противоречия – они высосаны из пальца. Вот этим вот лукавым существом, который нас обманул. Там, в Раю. Наших прародителей. Которые каждый день нам напоминают о себе. Но вот напоминаю слова Алексея Ильича Осипова, что если мы спасемся, мы узнаем истинное место в нашем бытии даже этих существ, которые нам станут послушны. Вот этих вот, которые столь цинично и подло нас здесь мучают, на этой земле, и хотят вообще в еще худшее место привести… (Алеся: «Эдь! Почитай Евангелие, пожалуйста…» Читаю дальше, о второй заповеди любви к ближнему.) А ближний – это образ Божий. Если ты любишь Бога, ты Его будешь узнавать в человеке. И будешь любить Его в человеке. Если ты не любишь человека, как ты можешь любить Бога? Если это Его образ. Бога любишь – значит, и человека люби. И ты увидишь, что всё злое в нем – оно случайно, оно второстепенно, оно не сущностно! Оно мучает его самого! В каждом человеке видно, что его суть – любовь. Непредвзятым взглядом – видно. Что суть каждого человека – любовь! То, что мешает в нем любви, мучает его самого! Поэтому эту заповедь тоже нетрудно исполнить! А если на него нельзя реагировать с любовью, если он до такой степени изуродован и стиснут, зажат, отравлен, что… Или атмосфера такая, в которой вы встречаетесь – она совершенно невозможна к проявлению любви, - значит, должно быть великодушие, терпение, прощение, вера в этого человека… Пусть ты там не можешь ему, вот, простить, допустим, попросту, так ты верь, что прощение, оно существует, что оно потом явится и покроет! То есть вот просто, чтобы эту жизнь прожить по-человечески и душу свою сохранить и спасти, нужно верить в совершенно такие запредельные, невозможные, нечеловеческие вещи. Вот в такую фантастику нужно верить, и главное, что это не мои выдумки! Это учит Церковь этому! А плюс – наша душа об этом знает. Если хорошенько у нее расспросить, у своей собственной души, она скажет тебе то же самое. Что иначе не может быть!.. Что всё так и есть!.. Откуда мы это знаем?.. Вот знаем!.. Потому что мы пришли оттуда – где все всё знают… И каким-то боком своего существа мы продолжаем там пребывать. Сердцевиною своего существа. (Дальше читаю Евангелие. Дальше читаю второе послание Петра. Слова апостола о том, что в вере нужно явить терпение, братолюбие и наконец, любовь.) Начинается с веры, кончается любовью. А без веры не будет любви. Любовь без веры умирает, она не выживает без веры. Чтобы любить, нужно верить. И если есть вера, но пока не хватает любви, не волнуйтесь – если веру сохранить, любовь явится. И достигнет очень больших размеров. Если сохранить веру. (Дальше читаю.) Видите, что он говорит – что он сам всё это видел, что он был участник! Какое на него всё это впечатление произвело! Потому они и стали апостолы, потому что они всё это пережили! Реально. Но это не значит, что Церковь зиждется только на том, что было 2000 лет назад. Что там их ученики помнили своих отцов в вере – апостолов, они называются мужами апостольскими, потом уже были епископы, которые помнили мужей апостольских… Да, отчасти это так. Действительно, Церковь бережно хранит память, предание своё, о всех тех, кто ее составляли. Но Господь, Он не только самих апостолов просветил, но, через апостолов, Он Сам ЛИЧНО, не кто-то другой, а Он Сам, просветил их учеников. Почему апостолы из простых рыбаков стали вот такими гигантами, которые написали, могли написать вот такие тексты, которые проходили сотни километров пешком, благовествуя, которые приняли безстрашную вот такую мученическую смерть – почему? Потому что в них жил Сам Христос. Сам Господь в них обитал. Они стали Его продолжением, понимаете, какая реальность Церковь? А эти апостолы, с пребывающим в них Христом, они вселились в своих учеников, а те – в своих, и вот мы сейчас встречаем священников, которые находятся в самом конце этого процесса, и должны от них унаследовать То Же Самое… Батюшки – они отличаются от других людей, даже внешним видом. Опытный человек может в толпе выделить, сказать: «Вот это священник». Почему? Потому что в нем Христос. И если мы будем послушными чадами Церкви, будем общаться с батюшками, и будем свою жизнь спрямлять к Церкви поближе, потому что на самом деле вне Церкви жизни нет! Почему я вот нашел работу при Церкви? Там, конечно, тяжело, но в миру вообще бывает нестерпимо просто для верующего человека. Помните, как Батюшка говорил? «Мир сейчас в таком состоянии находится, что мученичество христианину в нем быть». Это он правильно говорил. Вот если мы постараемся в нашей жизни, и мы тоже в какой-то момент начнем вмещать в себя Христа. Времени много, на самом деле, для этого дано. Если ты будешь стараться, у тебя получится. Получится! И своим детям – тоже надо будет, с помощью Церкви, это передать. Чтоб человек жил не сам по себе, не просто так!.. Что бывает, когда он живет сам по себе? Ну, бывает вот эта вот несчастная житуха, которая была у моих родителей, которая у маминых родителей – обратите внимание, какие это всё несчастные люди! Какие… вот у тети Яны с дядей Димой, у тех людей, которых вот вы там в школах встречаете… И другая жизнь может быть только у тех людей, которые стараются жить со Христом. Которые стараются Церкви служить. Которые стараются! Вот почитайте Святых. Почитайте, не поленитесь, какие это были люди! Что возможна совсем другая жизнь. Почитайте! Там всё написано! Что им Господь давал, что Он им открывал! Это всё возможно для нас тоже! Просто духовная жизнь, она… для нее нужно не так даже, как в школе – вам кажется, что это долго учиться, десять лет, а потом еще в институте пять – какой человек это выдержит? А духовная жизнь, извините, она рассчитана на всю жизнь. И там какие-то, как вот этот Сергей Михайлов говорит: «В молитве десять лет – это один шаг». Какие-то ощутимые изменения могут произойти лет через 20-25-30 ежедневных покаянных молитв! Ежедневных вообще молитв – ежедневных усилий в стремлении к Богу. Вот я как раз где-то 30 лет иду. Вот я верующий – с 16 лет. Где-то на 16-м году моей жизни пришла ко мне вера. Потом на 17-м году были еще какие-то последние грехи нехорошие, и уже в 17 лет я уже, в общем-то, представлял из себя образец «раннего праведника». (Усмехаюсь.) Раннего. Ну, мне как раз вот будет 47. 30-31 год… 32 – Федора Михайловича я прочитал в 15 лет, он первый мне вот эту мысль о Богу, православную, заронил. 32 года этим летом будет. (Алеся: «Дочитай, миленький». Читаю дальше.) Вот оно что будет. Утренняя заря (на слова апостола Петра: «И денница воссияет в сердцах ваших»). В сердцах воссияет. (Снова читаю и заканчиваю.) Видите, вот он что тоже говорит – что не от человеков бывают эти слова, но от Святаго Духа Божии человеки провещевают. И конечно, вот мы с вами, конечно, у нас скромные вот эти вот чтения семейные, но – из-за того, что мы упорно с матерью, из года в год, к Богу стремимся – Господь ведь это тоже знает, - читаем священные тексты, и причем не на русском, а на священном церковнославянском языке – у нас тоже присутствует маленькая, крохотная, но благодать, в этих чтениях. И вы можете услышать действительно значительные слова, которые вам помогут в вашей жизни… Помогут… На которые вы можете ОПЕРЕТЬСЯ. Вот так.»

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/


Рецензии