Древо судьбы

Мы все находимся на Древе:
Судьбу рождающем том чреве.
В ветвях его - смысл бытия.
Там есть орёл. И есть змея.

Три норны сторожат колодец.
И знают: молодость проходит.
И через много-много жертв, -
Хаос готовит Ассам смерть.

Но возродится мир опять.
И Ассы вновь будут играть.
Бросая кости на лугу
Событий на Земном Кругу.

Стихоповод: Читаю «Сагу об Инглингах». Комментируя это и другие произведения германского и скандинавского эпоса, А.Я.Гуревич в статье  «Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов» пишет: «Мировое пространство, насыщенное непрекращающейся борьбой между богами, с одной стороны, и чудовищами — с другой, и есть поприще развертывания судьбы.
Такова “горизонтальная”, или “космогоническая, модель”, общая для всех германских народов и выражающая пространственную структуру мира. С ней сочетается “вертикальная”, или “эсхатологическая, модель”, в основе которой мировое древо Yggdrasill: на его вершине расположен орел, с которым идентифицировался Один; корни древа грызет змей, а в средней части олень питается его листвой; поднимающаяся и сбегающая вниз по стволу белка как бы связует воедино этот символический бестиарий…
В “Прорицании вёльвы” рисуется не только генезис мира, — в нем предрекается и его конец. Во время завершающего конфликта между асами и силами хаоса и разрушения асы обречены на гибель. Таково предначертание мировой судьбы, ведомое обладающей предвидением вёльве (колдунье и прорицательнице). Однако в заключительных строфах песни сказано, что после своей гибели мир возродится и асы по-прежнему будут на зеленых лугах играть в тавлеи. По-видимому, имеется в виду игра в кости, опять-таки связанная со случаем и судьбой...».

На изображении: мировое древо Иггдрасиль.

25.06.2021


Рецензии