Об осуждении

ИЗ УРОКОВ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
http://stihi.ru/2021/03/28/945
ОБ ОСУЖДЕНИИ
Даже если наш друг, укоряющий нас и сам виноват перед нами, то попытка в ответ на его критику ответить ему тем же, принесёт только вред.  Спору нет, человеку, которого мы считаем ближним, необходимо указывать на то, что губит его. Но только не в то время, когда он нас обличает. В этом случае мы попадаем во власть беса гордыни, и будем пытаться оправдать свою низость, т.е. утвердиться в своих беззакониях. Кроме этого, гнев, вспыхивающий в  душе на обличающего нас, нередко воспламеняет и в его сердце ответный огонь ярости. Когда это происходит, тогда правых не остаётся. Настоящую силу и мудрость проявляет тот, кто способен не только угасить желание самому стать судьёй в ответ на суд, но и признать свою вину. Ибо если нас открыто осуждает товарищ наш, то он, конечно же, прав. И мы должны быть ему признательны.  Необходимо помнить, слыша недобрые слова в свой адрес от друзей ли, или от врагов, что они указывают только на грязь, от которой нам, для своей же пользы, следует как можно быстрее очиститься. А если нас ненавидят за добродетели, то разве это не настоящая награда? Но  человек, способный видеть себя в свете истины, отважится ли назвать себя достойным высокой оценки?
                ***               
Нет ничего легче в жизни, чем найти повод для осуждения ближнего. И, действительно, всегда есть то, за что это можно сделать. Ибо, насколько бы издали человек не казался прекрасным, как только к нему приблизимся, обязательно увидим его недостатки. Но как только мы начинаем видеть в другом лишь то, что заслуживает несомненного отрицания, наше представление о нём становится совершенно ложным. Правду-истину о человеке открывает только любящее, сострадающее, милующее, прощающее сердце. Сердце, излучающее силу, которая  поможет развернуться к свету тому, чей путь пролегает вниз, ко дну бытия.
                ***               
Широко известные слова из Евангелия: «Не судите, и судимы не будете», «Какой мерой мерите, такой отмерится и вам»,  «Не делай другому того, что не желаешь себе» сказаны нам не для «красного словца», не ввиде благих пожеланий о том, что хорошо бы человеку поступать именно так. Они указывают на неотвратимость наступления последствий за нарушение законов духовной жизни. И эти законы, в отличие от законов и норм, установленных человеком, которому свойственно  ошибаться, отменить не возможно. Ибо их корни находятся в вечности, за границами возможностей человеческой воли. Конечно, человек имеет право  не исполнять духовные законы, но, при этом, последствия наступают немедленно. В духовной области за совершённые злодеяния ни откупиться, ни получить отсрочки невозможно. Каждый акт произвола приводит к утрате жизненной энергии немедленно. У нас на самом деле выбор не велик. Либо  движемся вверх по  «лестнице жизни», либо вниз. На каждом этапе своего движения  вступаем во взаимодействие с соответствующими силами. Если эти силы превосходят по мощи и чистоте наши, то мы укрепляем свой дух, просветляем свою природу. Если  спускаемся в  область духовной тьмы, то   светлая сила нашего духа неизбежно будет рассеиваться во мраке. Для того, чтобы определить направление нашего движения, прежде всего, необходимо исследовать сердце – определить каков характер любви, им проявляемой. Если эта любовь, на самом деле, -  есть похоть, то можно  уверенно утверждать, что мы опускаемся на дно бытия. И даже если и испытываем от этого удовольствие, то, это только «до поры, до времени».  Душа, поражённая похотью, не может испытывать ни радости, ни удовлетворения, ибо она ни чем не способна насытиться и на  окружающий мир смотрит только как на объект потребления.  Поэтому и окружающие нас люди будут к нам относится так же, т.е. будут всегда готовы  употребить нас ввиде средства для достижения своих целей. Мы всегда выстраиваем отношения с себе подобными, поэтому среди множества людей  выбираем тех, кто похож на нас. От других мы можем получить только то, что им отдаём. И не более того.
                ***
 “Не судите, да не судимы будите”., – эти слова говорят и том,  что соблюдая этот принцип, мы угашаем силу зла, всегда готового ворваться в нашу жизнь. Но это не означает того, что злодеяние остаётся без наказания. Главное, чтобы мы, по своей воле, не выступали судьями и палачами, а находили способ изменения поведения  близких, не уничтожая к ним своей любви, сострадания, милосердия. Если что-либо вызывает в нас ненависть, сначала её необходимо убрать из сердца, а после этого обязательно будет найдено и необходимое решение.
                ***
 «Если кто услышал огорчительное слово, не ответил; если кто будучи обманут, не станет мстить, тот полагает душу за ближнего». (Отечник,399). Сокрушающий свой дух несёт миру мир и, тем самым, лишает пищи злых духов, порабощающих наши сердца. Когда  пребываем в состоянии осуждения ближних, то мы становимся сами уязвимы тем же грехом, что и осуждаемый. Суд над другими  творим только для оправдания своих слабостей. Но  принятие на себя ответственности, позволяет её и проявлять, то есть решать возникающие проблемы.
                ***
Насколько бы злыми нам не казалась окружающие обстоятельства, пока  не поймём, что в нашей силе сделать их  добрее,  изменяя своё отношение к миру, до тех пор наша жизнь будет ухудшаться. Только по мере укрощения гордыни, искоренения привычки осуждать других, мы начинаем ощущать не зло мира, а тепло его любви. Мир всегда за нас – это мы сами восстаём против него. Научившись ощущать себя центром творения,  должны признать, что и любая живая душа. – такой же центр. После этого  почувствуем в душе силу Божией благодати. В большинстве случаев причиной недоброго  отношения к нам  людей является наша недобрая душа.   
                ***               
Когда  пытаемся исправить кого-либо посредством осуждения, мы опускаемся сами на его уровень. Когда  не  ведём открытую борьбу со своими недостатками, мы неизбежно вступаем в  войну со своим окружением.
                ***
Судьба нам, время от времени, показывает то место, которое  занимаем на самом деле. Как только  начинаем осуждать других, т.е., пытаться возвыситься, не уничтожая недостатки свои, а замечая их у близких,  сами “теряем лицо”.   Переоценка своих возможностей, связанная с непониманием того, что  выпадение из поля непосредственного влияния на нас Божией воли, всегда приводит к ситуациям, переживая которые,  теряем достоинство. Вспомним историю апостола Петра, струсившего перед угрозой наказания и отрёкшегося от  истязаемого Христа. А ведь считанные часы  до этого события он  твёрдо был уверен в себе. И это случилось с человеком, который непосредственно общался с Господом.
                ***
Мы должны непрерывно выявлять в себе то, что оставляет нас в несовершенном состоянии. Стоит любому из нас прямо сейчас взглянуть во внутренний круг своей жизни, проявить происходящее там в свете совести и  разве не увидим там немало того, от чего немедленно следует избавиться. Разве все наши мысли, желания чисты и добры. Разве не кипят в нас злые страсти, разве похоть не развращает дух?  Нельзя справиться с внутренними нечистотами, если нет понимания того,  что они не естественны. Разве трудно навести порядок в своём земном жилище? Не так уж и трудно  это делать и в своём сердце. И,  как говорится: “лиха беда – начало”…
               

фото автора


Рецензии