Философские вопросы. Часть 28

 
1. Куда идёт человек, двигаясь по замкнутому кругу?

• Идущий по замкнутому кругу неизбежно стремится навстречу вечной погибели.

Замкнутый круг в пространственно-временном континууме представляет собой разновидность спирали, устремлённой в бесконечность. Движение по замкнутому кругу здесь новый виток спирали. Поскольку такой человек движется во времени, значит, он неизбежно изменяется с его течением и физически, и духовно. Душа подчинена закону развития, как и тело. Неизменяем и вечен один Бог. Так, для движущегося по спирали есть только два пути изменений: развитие в сторону добра (обожение – уподобление Богу, совершенствование в любви) либо в сторону зла – деградация.

Стремящийся к Богу, вырывается из замкнутой спирали и вступает на свой уникальный путь ко Христу и обожению, минуя повторы, тупики и ловушки. Потому-то по замкнутому кругу ходит лишь потенциальный деградант и будущий житель преисподней. Спираль духовной деградации закручивает в грехе и зле, как в мясорубке, перемалывая личность, душу, всё доброе. Вытащить из смертельной мясорубки способен только Христос при стремлении самого человека. Можно с уверенностью сказать: кто ходит по замкнутому кругу – неизбежно идёт навстречу вечной погибели.


2. В кого эволюционирует человек?

• Эволюция человеческая заключается либо в уподоблении Богу, либо в уподоблении бесу (деградация).

Эволюция человеческая возможна лишь в одном из двух противоположных направлений: развитие или деградация.
Как венец творения земного мира, человек телесно не эволюционирует. Конечно, из поколения в поколение усиливаются или ослабевают некоторые свойства, качества, способности, интеллект. Но он не может превратиться в другое существо, являясь вершиной животной эволюции.
В чём же заключается наша эволюция? Люди принадлежат и к материальному, и к духовному миру, соединяя в себе тело и душу. Божественный замысел о человечестве заключается в обожении. Обожение – и есть путь развития человека, как путь бесконечного совершенствования в добродетелях и любви, единения с Творцом всего Мироздания.

Противоположный путь – деградация во зле. Предел возможной деградации и зла – сатана. Он первым согрешил, через него зло и смерть возникли в мире. Зло не бесконечно и не абсолютно, ведь сатана по своей природе ангел (сотворён, не имеет Божественной природы и потому не абсолютен). Предел деградации для человека – уподобление бесу.
Таким образом, эволюция человеческая заключается либо в уподоблении Богу, либо в уподоблении бесу (деградация).

Следует добавить: человек, как существо, неполноценен без тела, поскольку он – единство тела и души. После Второго Пришествия Иисуса Христа люди воскреснут в своих обновлённых телах в соответствии с обликом души. Поэтому эволюция и деградация касаются и души, и тела в вечности.


3. Что больше: человеческая душа или мироздание?

• Человек – песчинка в Мироздании.

Мирозданием называется весь сотворённый мир: духовный и материальный. Духовный мир населяют Ангелы, не ограниченные физическим пространством, бестелесные, не имеющие формы. Душа человеческая составляет единство с телом (человек двусоставен), потому ограничена пространством. Душа человеческая не больше ангельской. При этом Ангелов – несчётное количество, и все они – часть Мироздания. Можно наверняка утверждать: душа меньше Мироздания.
 
Ограниченная пространством, душа человека не больше и материального мира. На Земле (маленькой точке в огромной Вселенной) живут миллиарды людей. Одна душа не больше совокупности душ и целого мира.


4. Имеет ли душа национальность?

• Души определяются не по национальному признаку, а по духу.

«Душа по природе христианка», – заметил Тертуллиан. Действительно, всех людей сотворил Христос – Бог-Слово – по Своему образу и подобию. Про национальность такое нельзя сказать. Её душа не имеет. Национальность – характеристика тела, накладывающая некий отпечаток на душу в процессе жизни. ДНК, расовая принадлежность, анатомия и другие особенности свойственны именно телу. Но с течением жизни душа развивается в определённой культуре, усваивая её признаки, менталитет, ценности. Но национальность у души всё же к концу жизни не проявляется.
Замечательная иллюстрация: православные христиане всех времён и народов приобретают схожие черты, мировоззрение, добродетели и дух. Не удивительно, ведь мы едины во Христе, Его Божественном Духе. Все же души объединяются не по национальному признаку, а по духу.


5. Какова природа человеческой глупости?

• Глупость – злой порок.

Глупость, как и любой порок, – следствие греховной, повреждённой природы человеческой, у глупости природа зла и деградации.
Глупость – отсутствие добродетели Разумности.


6. Может ли Бог творить зло, а сатана – добро?

• Бог никогда не творит зла. сатана никогда не совершает добра.

Бог всемогущ, но не творит никогда никакого зла, будучи Духом Любви и абсолютным Добром. А сатана, напротив, никогда не совершает ничего доброго, и не может. Он противник Богу(«сатана» и переводится как «противник», «клеветник». Именно вследствие его греха, зло появилось в мире, а Бог зла не создавал. Зло, по сути, противоположно Божественной природе и Духу Любви. сатана, как источник зла, может совершать только противное Богу.


7. Когда добро приносит зло?

• Добро приносит зло, когда творится без участия Бога.

Истинное добро не творится без участия Бога. Добро делает человек (или Ангел) по собственной воле с помощью благодати Божией (нетварной, благой энергии Вышнего). Любое дело, совершаемое без участия Бога, только с виду доброе, на деле часто оборачивается злом. Ни один из людей не способен отследить все последствия своего поступка. Будучи грешным, он также самостоятельно не может совершать доброе без примеси греха.
Добро, благословлённое Богом, не приносит зла, ведь Бог зла никогда не делает.


8. Если сложить ум всех земных существ, получится умнее человека?

• Ум человека иного порядка.

С точки зрения выживания и приспособления к разнообразным условиям жизни животные умнее человека итак. Кстати, животные не знают и греха, они живут по воле Божией. И в этом они умнее нас. Но если сложить умственные способности всех животных Земли, они даже не встанут на один уровень с человеческими. Ум, и разум, человека – иного порядка и принципиально отличается от ума животного: только у человека есть разумная, бессмертная душа, свобода воли, а потому и сознание, и совесть.

К похожим выводам мы придём, если дерзнём сравнить ум человека и Разум Бога. Если сложить умственные возможности всех творений (животных, человека и даже Ангелов) и умножить на бесконечность – они не сравнятся с Божественным Разумом. Разум Бога – высшего порядка и непостижим ни для одного существа. Всевышний вездесущ, всеведущ, не сотворен, а вечен, совершенен, благ и абсолютен, чего нельзя сказать о Его твореньях.


9. Можно ли пребывать в радости постоянно?

• «Действие благодати – радость».

Свойство Божественной благодати (нетварной, благой энергии) таково, что она приносит жизнь, радость, счастье, мир, любовь и добро. Вечно радуется тот, в ком живёт Дух Божий и благодать. «Действие благодати – радость», – пишет святитель Тихон Задонский. В Царстве Небесном спасённые пребывают с Богом вечно в радости, любви и блаженстве, ведь для этого нас и создал Творец.


10. Существует ли полная деградация? Из-за чего она может быть?

• Полная деградация человека заключается в уподоблении бесу и духовной смерти.

Полная деградация – по сути, извращённая сущность, личность и естество. Чем больше в человеке укореняются страсти, тем больше он деградирует. Как язва, в нём распространяется зло, превращая здоровые ткани души и тела в гной. Страсть становится новой натурой, стирается личность, полностью перерождается душа в уродливое, нежизнеспособное, злое, униженное существо. Чувства, желания, мысли, восприятие – всё извращается. Хочется только утолить ненасытную страсть, только ради неё он теперь существует. Полная деградация человека заключается в уподоблении бесу и духовной смерти.



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос
(Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии