Покаяние

Очерк из книги.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)
Часть первая.
http://proza.ru/2018/10/28/881
 
Печатается в Литературном журнале "ПАРУС". (Русское Поле. Содружество литературных проектов). С мая 2018 г.               


Никакие средства лечения наших недугов не дадут желаемого результата без того, что в христианстве называется ПОКАЯНИЕМ. Каждому здравомыслящему человеку  понятно, что если он поражен какой-либо болезнью, то самые эффективные лекарства без соблюдения прописанной диеты не принесут облегчения.  Конечно же, хочется, что бы в нашу  жизнь как можно реже вторгалось зло. Но оно, как любая другая болезнь, поражает только ослабленный организм. Поэтому, желающим  изменения  жизни к лучшему, необходимо исследовать причины того, почему мы и наши близкие слабо защищены от наступления неблагоприятных, опасных событий.

               
Корнем зла и, соответственно, бед и болезней, нас настигающих, принято считать самолюбие и гордыню. Это действительно так, потому что когда они поражают наше сердце, оно утрачивает способность любить, воспринимать себя в единстве с другими людьми, творением и Творцом. Что характеризует  душу гордеца? То, что она личные интересы ставит превыше всего, а для их достижения не гнушается нарушением прав других людей; не усматривает преступления в деяниях, связанных с разрушением элементов окружающего мира.


Гордость, как стремление возвыситься над окружающими людьми, предполагает для получения того, что может принести ей удовлетворение, применить силу отчуждения этого из действительности. Прямые и сокрытые формы паразитирования – именно это характеризует жизнь самолюбца. Даже если человек, создавая что-либо, трудится, не покладая рук, но при этом не учитывает интересы других, разрушает природу, то он не перестаёт быть паразитом, ибо пользуется чужим, а не тем, что создал самостоятельно. Благом является только то, что является благом для всех.

Конечно же, опасно подходить к вопросу сотворения добра отвлечённо, абстрактно.
 Нам хорошо известно то, что проще всего любить не “ближнего”, а “дальнего”. Проще всего подать от своих избытков милостыню.  Любая благотворительная деятельность для того, кто её осуществляет, принесёт только вред, если она служит поводом для оправдания своего нежелания давать своим близким именно то, чего они от нас ждут на самом деле: любви, заботы, сострадания. Все мы окружены людьми слабыми, больными, несчастными, а если это наши родные люди, то совсем нередко мы и являемся одной из причин пребывания их в недолжном состоянии. Внешнее богатство в этом случае от недуга не избавит. Напротив, оно может послужить причиной ухудшения  и без того плачевного состояния. Если человека не научить создавать необходимое для своей жизни своими руками, то это обернётся для него самой страшной потерей. Потерей сил.

 
Пока наше сердце остаётся пустым, не способным отдавать любовь ближним, то мы в результате своей деятельности, кроме возрастающего в нём напряжения и неудовлетворения ни чего не получим. Только выяснение и устранение причин нахождения нашей души в недолжном, т.е., греховном состоянии поможет достичь мира и в собственном сердце;  выстроить добрые отношения с окружающими нас людьми.. Как говорит епископ Диоклийский Каллист (Уэр): “Каяться – значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх – на любовь Божью; не назад, упрекая себя, но вперёд – с доверием и надеждой.

 Это, значит, видеть не то,  чем я не смог быть, но то, чем я ещё, по благодати Христовой, могу стать”.  Покаяние – есть изменение ума.   Покаяние не возможно без ИСПОВЕДИ. Исследование совести    поход к Врачу. Это не только шаги блудного сына к отцу, но шаги Отца к нам. По словам Святого Иоанна  Златоуста  в покаяние и исповеди   «Приложим к себе спасающее врачество покаяния; примем от Бога покаяние, которое исцеляет нас. Ибо не мы приносим его Ему, но Он ниспосылает его на нас”.


Грех – есть то, что питает гордыню, как мать всех иных страстей. Когда мы ищем поводы для самоутверждения в мире внешнем, то  неизбежно вступаем в состояние войны со своим окружением, и наши чувства извращаются до страстей. Происходит это потому, что точку опоры личной жизни мы переносим из своей души в мир внешний, который, как нам кажется, мы способны подчинить себе. Но достигнутый таким образом результат удовлетворения принести не может. Этому есть несколько причин. В мире тленных ценностей, обладание ими требует непрерывных усилий для удержания полученного от разрушения или от попыток отчуждения их от нас.

Тем не менее, даже обретённое нами с большим трудом, быстро теряет  ценность уже только по причине того, что мы можем увидеть у соседа нечто, превосходящее по качествам. Это и приводит к утрате чувства меры и  порабощению души страстями. В результате перестаём видеть себя и мир в свете истины, т.е. видеть то, что на самом деле имеет значение для укрепления личной жизни.   Отсюда можно проявить значение того, что определяется, как СМИРЕНИЕ. Конечно, оно есть противоположность дерзновению, но, как говорил  сербский епископ Афанасий  (Евтич),  это только на первый взгляд.

 
Подумайте, что ещё может потребовать столько сил и мужества, чем отказ следовать туда, куда устремляет нас страсть; чем отказ признать ценность того, к чему нас устремляет сам характер обыденной практики бытия. Смирить свои страсти, умерить аппетиты во внешней действительности невозможно без упования на Бога. Но подумаем о том, что есть отдача себя во власть Его воли?  Это и есть высшая степень дерзновения, ибо отказ от практики достижения сугубо земных благ, связан  не только с надеждой на Его помощь, а с ростом уверенности в том, что эта помощь будет оказана, т.е. смиряясь, мы считаем, что Он должен дать нужное нам. И правда, тот, кто это делает на самом деле, тот и получает необходимое не просто для ведения обычной жизни, но  и такие силы, которые позволяют верующему в Него пройти немыслимые для обычного, страстного человека испытания.


Упование на Бога, конечно же, есть дерзновение. Но оно не оскорбительно, когда наши чаяния не связаны с обретением мирских ценностей, а с утверждением  на земле свободы и любви, т.е. Его воли и “на земле, как на Небе”.  Когда мы твёрдо идём по этому пути, то всё происходящее с нами – будет нам во благо:  нищета и богатство, забвение и слава, и… даже сама смерть.

   
Непонимание того, что такое смирение в сердцах и умах многих людей рождает отрицание веры. Она ложно воспринимается, как система требований, следование которым делает человека слабым чудаком, неспособным постоять за себя, обязанным пожертвовать  своим имуществом, подставляться под удар обидчикам и т.п.  Но законы, к исполнению которых должен стремиться верующий, начинают иметь силу в обычной жизни только после того, как они будут применены для устроения бытия души. Если мы укрепим её силы  до степени, позволяющей не просто сопротивляться атакующему нас злу, но и самим его уничтожать,  то это  немедленно отразится и на внешней стороне нашего существования. Человек, обладающий по настоящему крепким духом, сам управляет обстоятельствами своей жизни. Но это возможно только для тех, кто посредством смирения своих страстей, вернул своему духу возможность взаимодействия с духом Господа сил.


Суть покаяния в признании себя виновником того, что находимся в недолжном, т.е. не соответствующем человеческому достоинству состоянии раба. Раба привычек, мнений обстоятельств, кумиров, просто более сильных и успешных людей. Конечно же, на истинное покаяние способен только мужественный человек. Необходимая сила, для осуществления добрых изменений в нашей душе, просто так появиться не может. Без дерзновенной, сердечной  молитвы  о даровании помощи,  открывающаяся правда о нашем состоянии, может нас своей тяжестью и раздавить. Ведь если не на кого  свалить вину за то, что жизнь складывается как-то не так, человек может возненавидеть себя, а в себе и Бога. Только понимание того, что наши недостатки и слабости, склонность к злу и лжи не являются естественными для нас и вполне преодолимы, открывает возможность не только для покаяния, но и очищения жизни от того, за что нас гложет стыд и совесть. Когда мы начинаем реально приводить себя в порядок, т.е. смирять свой необузданный дух, сразу почувствуем не только то, что легче можем переносить трудности и болезни, но и то, что для их преодоления к нам прибывают силы.

 
Говоря о плодах, которые  может принести смирение, давайте подумаем вот над чем: что плохого случится в нашей жизни, если мы, например, угасим в себе страсть к еде или к алкоголю; откажемся от курения и сквернословия; научимся контролировать чувства жадности и зависти; перестанем гневаться и раздражаться?  Но просто освободится от гнёта страстей – мало. Ибо если  в результате смирения нашего духа,  в сердце не окрепнет способность к любви, милосердию, прощению, состраданию, то пользы особой ни нам, ни окружающим от этого не будет. Разве мы не встречали таких “правильных”, от которых становилось дурно. Вера Православная нас научает тому, как человек может стать Человеком, а  обыденная жизнь - живой Жизнью. Но не только научает, а тех, кто полученное знание воплощает в делах – наделяет соответствующей силой.

фото автора


Рецензии
Актуально и своевременно, Вячеслав...! Н-но...! Люди ещё больны этими пороками и вызывают большое сомнение, что в наш Век настанет полное исцеление от этой "Чумы" !

Буду надеяться, коль я искренне обуян желанием - ОШИБИТЬСЯ (!)

Искренне - всех Вам Благ...

Нестор Осенев   30.06.2021 13:59     Заявить о нарушении
Нестор, спасибо за внимание.
Об исцелении всех, естественно, нужно думать, но, для себя решил, что поле моей борьбы - моя душа.
С Добром В.А.

Вячеслав Александров 2   30.06.2021 14:52   Заявить о нарушении
Априори, Вячеслав, я понимаю Вас...! Но наряду с тем, я не считаю, что Душа явлена полем борьбы, хотя и несёт собой главный объект искушения, но только после плоти, как Сердце (!) Вспомните пожалуйста искушение Иова, где Творец Небес поставил искусителю строгий запрет на касание Души:- "...Делай что хочешь, но Души на касайся, ибо это - Моё". Прости меня, Отец Небесный, цитирую на память.

Полем борьбы между Светом и мраком, явлена - ПЛОТЬ, что более всего подвергнута искушению и, прежде, самим человеком...

Как - ?!

Да хотя бы страстью, к коей относятся самые страшные пороки:- Гордыня, как властолюбие, Алчность, как стяжательство, Зависть, как позарничество, Чревоугодие, как обжорство и любодеяние, Лживость, как лесть и измена...(!) Возникает вопрос, а где в сей миг находится Душа ?! Ответ ясен - в ЗАТВОРНИЧЕСТВЕ ! Через что мы испытываем мирское и мнимое "Блаженство", не через плотскую ли страсть?!

Так же, не отрицаю, что моё воззрение терпит вразумительную критику, ибо не утверждаю его непорочность в абсолюте ! Я такой же грешный, ибо не раз являлся искушённым, той же плотской страстью, за исключением - властолюбия, зависти и предательства...

Благодарю Вас, Вячеслав, за полезную и актуальную дискуссию...

Всех Вам Благ, во свете Дня...

Искренне Досточтимо...

Нестор Осенев   30.06.2021 18:34   Заявить о нарушении
Спасибо, с Вами соглашусь...

С Уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   30.06.2021 19:33   Заявить о нарушении
Искренне Благодарю Вас за консенсус...

С истой взаимностью Почтения... Н.Осенев.

Нестор Осенев   30.06.2021 19:53   Заявить о нарушении