Кто есть кто в Красногорье? 1831. Н. Б. Юсупов

          Что сделал князь Юсупов для России
и  земли родной,
что ныне уж зовётся Красногорской?
Какой оставил след(!),
что и поныне дарит негасимый свет
И в красоту влечёт, и учит быть полезным на земле,
где ныне изумительный Дворец, усадьба влекут столько лет!
                /Серж Пьетро 1/

    1831 год. Князь Николай Борисович Юсупов (15 (26) октября 1750 - 15 июля 1831) - государственный деятель, дипломат, любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов, владелец подмосковной усадьбы Архангельское.
Творил великое для Российской империи и на земле ныне Красногорской.
    Занимаемые официальные посты: главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, директор Императорских театров (1791-1796), директор Эрмитажа (1797), возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), министр Департамента уделов (1800-1816), член Государственного совета (с 1823).
   Сын московского градоначальника Бориса Юсупова, представитель богатейшего княжеского рода Юсуповых.
   Помогая приобретать произведения искусства императрице Екатерине II  и её сыну Павлу I, князь был посредником при исполнении императорских заказов европейскими художниками. Таким образом, коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская, поэтому в коллекции Юсупова находились работы крупнейших пейзажистов.
   Юсупов совершил образовательное заграничное путешествие 1774-1777 годов - пребывание в Голландии и обучение в Лейденском университете; совершил Grand Tour, посетив Англию, Португалию, Испанию, Францию, Италию, Австрию. Он был представлен многим европейским монархам, был принят Дидро и Вольтером.
   Мои книги и несколько хороших картин и рисунков — единственное моё развлечение. / Н. Б. Юсупов/.
   Н.Б. Юсупов приобрёл редкие коллекционные книги, картины и рисунки. Среди них - издание Цицерона 1774 года. Античность и современное искусство - эти два главных увлечения Юсупова и в дальнейшем будут определять основные художественные предпочтения, созвучные эпохе становления и развития последнего большого интернационального художественного стиля в европейском искусстве - классицизма.
   При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях Александра I и Николая I.
    С 1791 по 1802 год Юсупов занимал важные государственные посты: директора императорских театральных зрелищ в Петербурге (с 1791), директора императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры (с 1792), президента мануфактур-коллегии (с 1796) и министра уделов (с 1800).
   В 1794 году Николай Борисович избран почётным любителем петербургской Академии художеств. Был произведён в действительные тайные советники 22 ноября 1796 года.
    В 1797 году Павел I отдал в его ведение Эрмитаж, где размещалось императорское художественное собрание. Была проведена новая полная инвентаризация эрмитажного собрания. Составленная опись служила основным инвентарём до середины XIX века. Государственные посты, занимаемые князем, позволяли непосредственно влиять на развитие национального искусства и художественных ремесел.

    Что сделал князь Юсупов для России и  земли родной?

   В 1810 году Юсупов в 60-ти летнем возрасте приобрёл у Марии Адамовны Голицыной за 245 тыс. рублей усадьбу Архангельское: дворцово-парковый ансамбль, созданный её мужем Н. А. Голицыным. В состав проданного имущества вошли также знаменитая голицинская библиотека, завод по производству стекла
  Н.Б. Юсупов - основатель знаменитого родового собрания : большой коллекции картин (свыше 600 полотен), скульптур, произведения прикладного искусства, книг (свыше 20 тысяч), фарфора, основную часть которой разместил в усадьбе.
   Он пышно потухал восьмидесяти лет, окруженный мраморной, рисованной и живой красотой. В его загородном доме беседовал с ним Пушкин, посвятивший ему чудное послание*, и рисовал Гонзага, которому Юсупов посвятил свой театр. /А. И. Герцен. «Былое и думы»./
______
* А.С. Пушкин:
;   От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнёт зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец**,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
;Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живёшь. Свой долгий ясный век…
   Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой***
И прелесть Гончаровой.****
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всём кругообразный.
______
** Увижу сей дворец… — дом в Архангельском.
***Алябьева, Александра Васильевна (1812—1891) — московская красавица.
**** Гончарова, Наталья Николаевна — невеста Пушкина. В печати эти фамилии были заменены А*** и ***.


Рецензии