Конкурс 38 Лепестки сакуры. Мир человека в хайку

    Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!

 Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого. И пути назад нет, есть непродолжительные остановки и технические моменты. Итак, займёмся давно назревшим вопросом...

   Для начала, отвлечённо поразмышляем. Есть два понятия, определения, одних и тех же событий. Представим  какое-то природное явление из этого ряда: дождь, гроза, лесной пожар, цунами, смерч, наводнение... Представили? Когда можно было бы назвать событие природным явлением, а когда - стихийным бедствием? Ответ очевиден: всё решает присутствие человека. Если нет человека - это природное явление. Даже пожары для леса - вполне естественны и играют определённую роль, если они не по причине пала, конечно. А вот если рядом находится человек, которого  мы не знаем, и это природное явление как-то сказывается на его существовании, тогда мы говорим - стихийное бедствие. Разный взгляд обусловлен ореолом обитания. А теперь переходим к теории хайку...  И конечно, начнём с основ теории:

   В жанре трехстиший хайку сложилась своеобразная картина мира. Тема поэзии хайку - "поэт и его пейзаж", а цель - "создать многочисленные образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой весны, лета, осени, зимы" [Масаока Сики, т.4, с.14]

    В хайку представлен мир без его предыстории, его, так сказать, "географический" образ. История присутствует в хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, в систему повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении.

   Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства. Канон предметов, могущих быть названными в хайку, в новое время расширялся от сугубо поэтической лексики до самых широких пределов, к предметам непоэтическим, мелким, грубым и новым. Употребление традиционного круга лексики ставило перед поэтом задачу выбора необходимых слов для максимально точной передачи картины природы. Жажда общения японского поэта с природой совмещается со стремлением находится с ней в гармонии, согласии, и это сказывалось на подходе к материалу - в данном случае - к слову.
    Цель поэта - наблюдать природу и  интуитивно усматривать ее связи с миром человека; хайкаисты отвергали безобразность, беспредметность, утилитарность, абстрагирование.
***

   Итак, выделим главное: гармония, которую передаёт хайку, заключается в неразрывной связи природы и человека. Но человек - это уже история. Лес, река, море, горы и скалы существовали гораздо дольше созданного человеком в определённый исторический момент: протоптанная ли это тропинка в лесу, дощатые мостки ли это над речкой, забытая трость у ручья или потерянная кем-то ленточка, которую унёс  далеко ветер. Можно, к примеру, прямо написать: женщина сидит с книгой у реки. А можно, как бы, забыть книгу на причале с закладкой в виде кленового листика, а можно и не упоминать листик-закладку, а посмотреть на летящий кленовый листик, который мысленно можно подхватить налету и представить его закладкой, ведь часто пользуются книгой, чтобы высушить на память цветок или лист. Кто так не делал? И это уже история. Это мир не абстрактного, конкретного человека, который могут раскрыть три строчки, 17 слогов. Так мало, и в этом так много по своей сути.
    Мы научились определять киго, сезонное слово. Давайте научимся определять слова, относящиеся к миру человека. Для примера возьмём наши призовые работы с прошлого конкурса. Для наглядности выделим всё, что относится к миру именно человека, а не к природе:

   чистая заводь
 среди стеблей кувшинок
     крупная рыба        (автор   Ирина-Жукова Каменских)
*

   божья коровка
 на ветке СМОРОДИНЫ
  ПЛАТОК в горошек         (автор   Татьяна Шадуя)

/смородину высаживает обычно человек, это культурное растение. Даже одичавшие в заброшенном месте кусты расскажут о многом, потому что глаз ищет что-то, чтобы узнать, каким был здесь человек? Как жил? Что делал?/
*         

 над СУХИМ РУЧЬЁМ
   порхание стрекозы
    ГОРБАТЫЙ МОСТИК             (автор   Арина Шик)

/сухой ручей - элемент дизайна японского сада, он выкладывается из камней и это очень красиво, когда рядом высаживаются соответствующие растения, имитирующие воду, строится горбатый мостик.../
*

  по-над берегом
   кучевые облака
    ЯБЛОНИ в цвету       (автор   Наталья Степанова)
/Яблоня - аналогично, элемент сада, созданного, выращенного руками человека: сажает, растит, подкармливает, любуется, пользуется плодами.../
*

   лепестки ВИШНИ
   на поверхности ручья
       ПОЯС в горошек     (автор   Наталья Степанова)
*

    ростки КРОКУСА
   сквозь ледяную корку
     капель СОСУЛЕК             (автор   Татьяна Шадуя)

/Если крокусы можно встретить и в дикой природе, то капель — характерный звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега), падая на землю с крыш домов (и др. возвышений). Поэтому по звуку капели мы выходим на жилище человека, на весну, его ощущения/

Итак, что получается? Только текст победителя прошлого конкурса не содержит выделенных слов! Однако, что  происходит? А вот что. Чистая заводь, крупная рыба - каждый представил себя с удочкой - не так ли?
    Тонкая грань. Можно сказать, филигранная. Но какой-нибудь обрывок лески не помешал бы... Или и того, что есть, вполне достаточно? Вот мы и пришли к нашей кульминации по поднятому вопросу. Как лучше, чтобы достичь воображения и вызвать послечувствания так, чтобы к хайку захотелось возвращаться снова и снова. Заметьте, успех в конкурсе имели те хайку, в которых не было прямого упоминания человека! Это секрет успеха по решению задачи, которую мы ставим себе сегодня, поднимая эту тему "Мир человека в хайку". Давайте подойдём к этому решению творчески и посмотрим, что у нас получится.
================

  Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над хайку на предмет выявления гармонии в единении человека и природы, которая проявляется при наличии баланса. Многое от человека упрощает хайку, выводит из жанра пейзажной лирики. Мало, или совсем нет ничего, от человека - нет истории.

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «МИР ЧЕЛОВЕКА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ МИР ЧЕЛОВЕКА, ЖЕЛАТЕЛЬНО БЕЗ УПОМИНАНИЯ ЕГО САМОГО, МИР, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ, НЕ ВЫЗЫВАЕТ ПОДАВЛЯЮЩИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ НЕПРИЯТИЯ И ОТВРАЩЕНИЯ, А НАОБОРОТ, ЗАВОРАЖИВАЕТ И НАВОДИТ НА СПОКОЙНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ ПРИ СОЗЕРЦАНИИ.  Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.

 Для настроения рекомендуется тема «ЗАРОСШИЙ ПРУД», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают только на приём!

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.

Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 4 ИЮЛЯ 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!

Принято на данный момент: 25 хайку.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт. В течение дня начнётся голосование...

Маллар Ме   05.07.2021 01:17     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/07/06/80

Маллар Ме   06.07.2021 00:14   Заявить о нарушении