В Приморске. Лютеранская кирха

                Кирха эта в Приморске - самая замечательная на всем Карельском перешейке. Выполнена она в финском национальном романтическом стиле, представляющего одну из разновидностей северного модерна. В начале XIX века петербуржцы называли его «чухонским».Чего, спрашивается на это пенять, коль сам живешь в «чухонском» крае? Мне такой стиль всегда нравился, он созвучен со сдержанной природой нашего края. Наружные стены у кирхи сложены из местных пород красноватого гранита. Такие же валуны лежат всюду по берегам Финского залива. Здание кирхи выполнено в форме латинского креста. Высота ее с острым готическим шпилем составляет 60 метров. Она стоит на возвышенности и ее видно из любой точки этого небольшого городка. В общем - настоящая северная песня… Ничего подобного нет даже в финской столице, деликатно повторяющей в своей исторической части столичный Петербург. Рука сама тянется к альбому и карандашам. С таким рисунком тебя в церкви хорошо примут, проведут по интересным местам, куда пускают не всегда и обязательно расскажут о ней много интересного…
                Каменный храм был построен по проекту известного финского архитектора Йозефа Стенбека, освящен в честь Марии Магдалины и открыт для прихожан 18 декабря 1904 года. Событие это в Великом княжестве Финляндском посчитали значительным. Он был здесь уже шестым по счету, но все прежние делались деревянными.
                В 1905 году Койвисто посетил император Николай II с многочисленной свитой. Сохранились записи из дневника русского государя. Они, как всегда, лаконичны: «14-го сентября. Среда. В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьерке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем наши отрядом…
16-го сентября. Пятница. Встали рано. В 10 час отправился на миноносец «Грозящий», который снялся с якоря и пошел к выходу в море. Долетели до острова Рондо и вернулись к якорной стоянке в час и 5 мин.
17-го сентября. Суббота. Съехали на берег и посетили в Койвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной. Осмотрел еще лесопилку».
                Император увиденным был впечатлен и даже подарил приходу Койвисто свыше 22 тысяч марок, на которые для кирхи в Кангасала изготовили орган в тридцать один регистр. В центре зала разместили «Церковный символ» койвистовцев - скульптуру судна 1785 года, которая была перенесена из прежней деревянной кирхи. Красивейшая настенная фреска «Тайная вечеря» была выполнена женой архитектора Анной Стенбек. К сокровищам ее предшественницы, пятой кирхи, в Койвисто принадлежала перенесенная сюда чаша для причастия и блюдо для облаток, подаренные королем Швеции Густавом III. Выполнены они были из чистого золота. Надпись на чаще гласила: «От Густава III кирхе Койвисто в память о благополучном прибытии готландского графа 15 июня 1777 года».
                За что он хотел отблагодарить скромную кирху в Койвисто точно уже неизвестно, но повод к тому, все же, был… Густав III был сыном слабого короля, при котором парламент и государственный совет правили страной как хотели. Первый раз он побывал в Койвисто в 1777 году, когда следовал инкогнито в Петербург. Став королем, Густав очень хотел посетить Петербург. Дело в том, что он мечтал заключить с Россией вечный мир. Для этого имелись неплохие предпосылки, поскольку Густав был троюродным братом Екатерины II. Он писал ей, что хотел бы приехать и пообщаться с ней по-родственному. Екатерина долго отказывалась от этого визита, но потом, как она сама сказала Панину, что «больше уже неприлично отказывать», и … «пора уже пригласить этого Густава». Он отправился в Петербург в июне, и как раз в Койвисто его корабль сделал остановку. Здесь Густав отдыхал, молился об успехе предстоящих переговоров в местной кирхе.
                Целый месяц Густав провел в Петербурге, терпеливо посещая военные смотры, театральные представления, Академию наук, Академию художеств, Кунсткамеру, побывал в Петергофе и Царском селе. Екатерина осыпала венценосного родственника подарками и наградами. В его честь даже устроили грандиозный праздник. Этим Екатерина совершенно сбила Густава III с толку. Никакого договора о дружбе заключено не было. По неопытности молодому шведскому королю казалось, что он очень удачно вел переговоры, и ему удалось пленить Екатерину. Она была старше его на двадцать лет, да и политиком оказалась более мудрым. Екатерина II хорошо играла, но он ей совершенно не понравился. Густав подарил русской императрице свой портрет, который она после его отъезда передала в Смольный институт, сказав, что «этот мужчина совершенно безопасен для ее смолянок». По возвращению в Швецию, король Густав III прислал в дар кирхе, в которой он «успешно» молился, всю эту золотую посуду.
                Второй раз Густав оказался в Койвисто спустя 13 лет. Ему донесли, что Россия увязла в войне с Турцией и все войска у нее на юге. Следовательно, теперь ему можно отвоевать земли, которые раньше принадлежали Швеции. Густав давно мечтал об этом. Поэтому он решил немедленно развязать войну. Но для этого королю нужно было заручиться согласием своего парламента. Без этого он не имел права объявлять войну. При этом Густаву было известно, что парламент подкуплен Екатериной, и там много людей представляющих российские интересы. В общем, он решил инсценировать нападение России на Швецию. Густав переодел роту солдат в мундиры казаков. Для этого в театральных мастерских были сшиты русские мундиры. «Русская рота» штурмовала какое-то шведское укрепление. Раз русские напали первыми, то теперь он мог начинать войну без согласия парламента.
                Таким образом, во второй раз Густав прибыл в Койвисто с военной эскадрой. Накануне сражения он целую ночь молился в кирхе. Во время стоянки шведского флота в Бьерке, которая продлилась несколько дней, был организован молебен к святому причастию. Вино для причастия разливали из золотой чаши, подаренной королем. Рассказывают, что король гостил в доме приходского священника, но именно в это время в Бьерке прибыл русский кавалерийский отряд, и королю пришлось срочно скрыться. Бежал он в такой спешке, что забыл у священника свою королевскую печать. С тех пор эта печать хранится среди церковных сокровищ.
                Молитва опять не помогла Густаву. 23-24 мая 1790 года между Красной Горкой и Бьерке произошло Красногорское сражение. Бой длился два дня без очевидного перевеса сторон. Однако, получив известие о подходе русской Ревельской эскадры, шведы отступили и укрылись в Выборгском заливе. Пытаясь выйти из залива, шведскому флоту пришлось испытать в Выборге «прогон сквозь строй», так как русские успели закрыть устье залива.
                Александр III и Николай II любили здесь рыбачить в районе Березовых островов. Кроме того они приезжали сюда на флотские учения. Летом 1884 года в Койвисто, посетив кирху, Александр III предложил отправить старую бронзовую люстру в музей и подарить новую. Сейчас эта люстра находится в Финляндии. Весьма показателен следующий факт. В июле 1891 года Александр III находился в Койвисто на рыбалке. Он хотел половить раков но, узнав, что по финскому законодательству ловля в это время еще не разрешена, решительно отказался от своей затеи.
                В 1928 году витражист Леннарт Сегерстроле сделал в окне западного фасада великолепный витраж на библейскую тему «Христос и четыре ангела». Это был самый большой по площади витраж на территории Финляндии. Поскольку кирха была воздвигнута в честь Марии Магдалины, на алтарном окне был изображен момент явления Христа Марии Магдалине. Расписывая западное окно в церкви, Сегерстроле сделал эскиз нового алтаря. И витраж, и алтарь были открыты одновременно. На южном окне церкви Лаури Вялке сделал витраж «Петр и Павел». Во внутреннее убранство кирхи кроме всего прочего входили дубовые резные скамьи ручной работы и десять хрустальных люстр, пять из которых теперь находятся в Финляндии.
                В тени примечательного события осталось другое, важное, политическое, произошедшее здесь двумя месяцами раньше. 10 (23) июля 1905 года на рейд у Бьерке встали императорская яхта «Полярная звезда» с Николаем II и «Гогенцоллерн» с германским императором Вильгельмом II на борту. День спустя на борту «Полярной звезды» двумя императорами был подписан секретный союзный договор. Это соглашение и подготовка к нему были тайной для Министерства иностранных дел, которое выступало против сближения с Германией. Все тайное, рано или поздно становится явным, так что уже к осени того же года договор был денонсирован. Вместе с кайзерской яхтой к Бьерке прибыл крейсер «Берлин», устроивший показательные артиллерийские учения для двух монархов. Надо полагать, дядя Вильгельм преподал урок своему племяннику Ники, после его поражения под Цусимой. Русский государь был снова впечатлен, но записей в своем дневнике по этому поводу не оставил.
                Сохранилась совместная фотография двух императоров, на которой Вильгельм был в русском мундире, а Николай - в немецком. Ну, кто же после этого может поверить, что скоро грянет Первая мировая война, будут убиты миллионы людей, а обе империи перестанут существовать?
Во время зимней войны 1939-1940 года кирха не пострадала. После занятия Койвисто советскими войсками в 1940 году в ней сделали Дом культуры и конюшню. Осенью 1941 года финны вернули себе Койвисто, а в кирхе провели ремонт и возобновили службы. С приходом советских войск весной 1944 года службы в храме прекратились уже навсегда...
                Ходит легенда, что у последнего пастора кирхи (Тойво Кансанен) была дочь, которая тогда не захотела покидать родной дом. Девушка добровольно сделалась смертницей - приковала себя цепью на колокольне кирхи. Оттуда она стреляла из снайперской винтовки по морякам-балтийцам до последнего патрона.
                В период военного лихолетья из церкви незаметно пропал орган. Куда он делся, доподлинно неизвестно. Не до этого тогда было. То ли вывезли куда-то или разобрали на металлолом и переплавили на грузила… Достоверных сведений нет. Зато появилось немало легенд по этому поводу. Одна из их рассказывала, как в начале 90-х годов милиция задержала финна, разыскивавшего что-то в окрестных лесах. Им оказался Тойво Кансанен (Кансанахо) - последний пастор прихода Койвисто. Он, будто бы, признался, что искал там закопанный орган, но из-за изменившейся местности вокруг кирхи не смог его найти…
                Вначале из кирхи сделали клуб моряков, и оттуда сразу исчезли резные деревянные скамейки. Потом их обнаружили в кинозале на Комсомольской улице. Здание закрытой церкви по предложению жителей города отдали под Дом культуры. Со шпиля и крыши местная молодежь с комсомольским энтузиазмом пилила кресты, роскошные витражи в окнах закладывались кирпичом. На самую вершину кирхи водрузили большой красный флаг. По закону жанра в 1990-е годы помещения бывшей церкви заняли бар, дискотека и магазин.
                Теперь на шпиле кирхи уже нет ничего. В ней расположился небольшой краеведческий музей, но большинство других помещений церкви по-прежнему закрыты и ожидают начала реставрационных работ. Рядом с церковью теперь находится небольшое финское военное кладбище, отмеченное гранитными плитами со списками погибших. Указанные на них даты возвращают к периоду Зимней войны с Финляндией и блокады Ленинграда. У финнов сохранилась традиция, когда погибших и умерших непременно везли хоронить на родину. Что же, хорошее правило и отношение здесь к таким могилам достойное. В бывших братских социалистических странах могли бы этому поучиться...
                Вместе с сотрудником музея мы входим через спрятанную за шторами дверь. Планировка помещений кирхи нарушена, а настоящий рисунок стен скрыт под несколькими слоями краски. Местами ее уже начали осторожно снимать. Стены постепенно открываются, словно спрятанное лицо. Кое-где нет света и мы погружаемся в кромешную темноту. Потом он появляется самым естественным образом из узких окон откуда-то сверху. Мы поднимаемся по узкой каменной винтовой лестнице и пространство вокруг нас сужается до малых размеров, словно ореховая скорлупа. Неожиданно мы попадаем в просторный зал богослужений, на который смотрим сверху и понимаем, что на этом месте стоял орган. Всегда казалось, что его торжественный голос раздвигал каменные стены и создавал особое настроение. Дальше снова по винтовой лестнице уже на самый верх. Каждый раз, когда приходилось подсвечивать себе фонариком, рядом появлялись чьи-то тени. Кто это был - неизвестно. Слишком много людей прошло здесь этим путем...
                Уже через два часа мы с моим другом, Виктором Егоровичем Булычевым сидим на берегу залива, и он рассказывает, как восьмилетним мальчишкой забирался на вершину острого шпиля кирхи. На короткое время он становится нашим гидом. С огромной седой шевелюрой и небритой щетиной на щеках Булычев немного похож на настоящего лешего...
                Финское поселение Койвисто прежде носило шведское название - Бьерке (березовый остров). 31 декабря 1917 года (13 января 1918 года) советское правительство предоставило независимость Финляндии, и переименованное в финский Койвисто, оно вошло в ее состав. Приморском город стал 1 октября 1948 года. Теперь его малоэтажная застройка тянется вдоль живописного зеленого берега Финского залива на несколько километров. Морской линии горизонта отсюда не видно из-за многочисленных зеленых островов. Берез вокруг действительно много, но соснового леса еще больше. Граница с Финляндией здесь рядом. Раньше в этих местах была закрытая зона. У Приморска появилась новая история, тихо исчезнувшая вместе с Советским Союзом в 90-е годы. Рядом с нами осуществлялись испытания могучих атомных ледоколов. Даже сегодня леса и бетонные заборы надежно укрывают от посторонних глаз производственные корпуса полигона знаменитого НПО «Энергия» проводившего здесь стендовые испытания космических двигателей. По местным слухам нынешнее руководство страны опять хочет вернуться к грандиозным космическим планам. Это только лишний раз подтверждает известную всем истину, что все новое у нас сейчас - хорошо забытое старое…
                Удивительно, сколько важных исторических событий вместил этот небольшой городок. А ехали сюда посмотреть только одну кирху. Ее шпиль еще долго был виден нам из окна машины, пока совсем не скрылся за высокими деревьями и очередным поворотом. Мы снова возвращались в Петербург…

На фото- рисунок автора


Рецензии
Вокруг важного места всегда крутятся тысячи историй. Если бы мы могли читать истории зданий и мест, сколько всего интересного бы открылось перед нами!

Ёжи Пилот   20.06.2021 08:43     Заявить о нарушении
Прочитаем то, что найдем. Нужно только стучаться в эти двери... )

Сергей Псарев   20.06.2021 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.