Две школы женская, мужская

Не помню уже, что искал- случайно в интернете вышел на сайт Андрея Вознесенского в стихи.ру и узнал, что всемирно известная песня "Миллион роз" в исполнении Аллы Пугачёвой- на его стихи 1981г и что им же написаны, стихи, ставшин песнями "Подберу музыку к глазам","О чём ты, скрипка Паганини" и многие другие на его прижизненном сайте в стихи.ру.

Но в данном случае об ином- всколыхнула память мало понятная сегодняшнему читателю,(что моложе девятого десятка лет)первая строка стиха:

Две школы – женская, мужская.
Две школы – проза и стихи.
Зачем их разлучать? Не знаю.
Я пел хоралы и хиты.

Классификатор скрупулёзный,
поди попробуй разними –
стихами были или прозой
поэтом прожитые дни?
1981

Фото 1945, первого послевоенного, когда пришёл в 1-й класс ещё смешанной школы. А со второго по 10-й(тогда были десятилетки) обучение проходило уже раздельно в мужских и женских средних школах.

И через годы, после этой настольгической строки поэта захотел выяснить- чем же было вызвано  такое решение, вскоре после смерти Сталина, упразднённое.

Из интернета
............

Зачем Сталин ввёл раздельное обучение мальчиков и девочек в школах. И почему этот эксперимент не удался
5 декабря 2018

Спор о совместном либо раздельном обучении девочек и мальчиков существовал, вероятно, с устройства первых школ. И дискуссии не прекращаются по сей день. До революции 1917 г в России практиковалось раздельное обучение. С приходом большевиков к власти вопрос о равенстве женщин и мужчин стал политическим. И немедленно отразился на самых юных представителях обоих полов: с 31 мая 1918 года постановлением Народного Комиссариата Просвещения обучение в школах стало совместным. Скорее всего, большевики ничем, кроме революционных идей, не руководствовались, принимая решение о коренном, важнейшем переустройстве образовательной системы.

Но с 1940 года началась подготовка преобразований в школе. В 1943 году, когда Победа Советского Союза в войне стала уже неоспорима, обучение в школах вновь стало раздельным. Принятие этого решения инициировал сам Сталин, но подходили к реформированию не с "шашкой наголо", как большевики в 1918 г. Вопрос был всесторонне изучен в Академии Педагогических Наук, была продумана экономическая составляющая школьной реформы.

Почему в такой тяжёлый для страны период И.В.Сталин уделял вопросу обучения в школе такое пристальное внимание - ведь реформа, даже в усечённом, пробном варианте, потребовала больших средств? Причина вполне доступно и понятно народу была изложена в постановлении Совета Народных Комиссаров:

... совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, ... при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся...
Война показала многие недочёты в воспитании мальчиков. Ещё в древности было подмечено, что для осознания мужского начала мальчишкам необходимы испытания, направленные на развитие силы, смелости, выносливости, преодоление трудностей. Воспитанию лидерских качеств, умению взять на себя ответственность, готовности встать на защиту слабых, стать главой семьи, - при совместном обучении уделялось слишком мало внимания. Это - главные недостатки, которые должно было исправить обучение раздельное.

Раздельное обучение было организовано в 81 городе Советского Союза. Школы, а не отдельные классы, стали мужскими и женскими. Директорами в мужских школах назначались мужчины, в женские - женщины. Были подготовлены учебные программы, школы оснащались необходимым оборудованием и пособиями. Советские школы раздельного обучения задумывались как элитные, по аналогии с лучшими гимназиями царской России. Иначе: цель Сталина заключалась в создании всей системы школьного образования высочайшего уровня. По-другому и быть не могло: СССР обязан был стать лучшей страной, иначе он перестал бы существовать.

Но в 1953 году вождя не стало. В следующем году эксперимент по превращению советского образования в элитное был прекращён. Основание - нет положительных результатов. Но истинная причина, скорее всего, совершенно другая.

Руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом.
................

Не знаю, насколько убедительны доводы неизвестного автора статьи- быть может и меньше было вседозволенности тех лет, но танцевать так и не научился, хотя
в старших классах мальчишки бегали на организованных в женских школах вечера
классических танцев

1945г
Симферополь
(я- второй ряд сверху, слева)


Рецензии
Я тоже пошёл в школу в 1945 году, но раздельного обучения у нас не было!

Игорь Белкин   18.06.2021 10:19     Заявить о нарушении