1812 Русская Правда ч 315

Ч315
Русская Правда

Бросок на Красный летом удался на славу,
Оставив в памяти восторг величия души,
Теперь , идущей к роковому  пьедесталу,
Смотреть на всё , что сделано в тиши.

Отдохновения и радости в страницах,
Пылающих величием знамён ,
Привычным поклонением в столицах,
Творящих Дух Любви : «Наполеон!»

Заждавшихся внимания к особе,
Явившей счастье в облике борца,
Подать пример в открытой злобе,
Собрав народы для величия венца.

Победой европейского призванья,
Боготворить влияние войны,
На свет святого обаянья,
России ,звавшей к миру и любви.

На деле , развенчавшей дух и славу,
Величия наполеоновских времён,
Душой и сердцем сохранив  Державу,
И возвеличив Дух Любви Знамён.

Там , где веками счастье вечной воли,
Определяло радость рода и года,
Служить России , счастьем вечной доли,
Границей Веры в суть Величия Добра.

Встававшей на страницах «Русской правды»,
Великой для Отечества строкой,
Сиянием Божественной Награды,
За веру в право жизни и покой.

После лишений пережитых сердцем в ближних,
После потерь , не видевших победного конца,
Ответив лично и перед самим Всевышним,
За всё , что дарит право роду храбреца.

Достигнуть истины в Отечества каноне,
Предписанном в ведении войны,
Уставом рода жить Величием в Законе,
Творя покой любимой стороны.

Подвергнутой оголожению в причастье,
Изгнать скорей с родной земли врагов,
И обрести в любви от счастья,
Величие  Божественных Основ.

Входящих на простор Отчизны,
Великою и вечною сутьбой,
Творимой Духом Троицы и Тризны,
Творимой счастьем вечной жизни над страной .


                В Юрове Князь Кутузов имел дневку , ожидая окончательных известий о движениях Наполеона , дабы сообразуясь с ними располагать своими действиями . Милорадовичу велел он идти через Ржавку на Красненскую дорогу , и отрезать неприятеля , отступавшего к Красному . 3-го Ноября , в 4 часа по полудни , приблизился Милорадович к столбовой дороге и увидел шедшее по ней войско. То была , как после узнали , Французская гвардия , ведомая Наполеоном . Появление Русской пехоты и регулярной конницы было для Наполеона вовсе неожиданно . Он не предполагал возможности быть предупреждённым Русскою армиею , и думал , что преследуют его одни казаки . Милорадович тоже сначала не знал , какую именно часть неприятельских войск и в каком числе имеет перед собою. Он поставил батареи , стрелял по неприятелю , и произведя в нём расстройство , атаковал его конницею, но Наполеон уже прошёл к Красному . Только задние его колонны были отрезаны . Одни из них оборонялись и взяты с оружием в руках , другие бежали назад , к Смоленску , третьи рассыпались по лесам,прилегающим к Днепру . С боя взяты 6 пушек , и найдено несколько брошенных орудий . «Вообще,» доносил Ермолов , свидетель дела, «сопротивление было самое слабое : все бежит в ужасе и страхе . Одна колонна , атакованная Миллером-Закомельским , сдалась» . Наполеон остановился в Красном ждать из Смоленска Даву , Нея и Вице-Короля. Узнав , что в 4-х верстах от Красного , в Кутькове , стоял отряд Графа Ожаровского , он послал часть гвардии для истребления его. Нападение произведено ночью. Граф Ожаровский был оттеснён, потерял много людей , однако спас артиллерию. Милорадович оставил у столбовой  дороги наблюдательный отряд Юрковского , отвёл прочие войска на 4 версты в сторону , и расположился с ними на ночлег при Угрюмове.
                4-го Ноября Князь Кутузов выступил из Волкова к Красному , приказав накануне Милорадовичу перейти боковым маршем к Мерлину, для сближения с армиею. Всё утро не показывалось ни одного Француза на дороге из Смоленска . Часа в 3 по полудни казаки донесли , что Вице-Король тянется густыми колоннами из Ржавки . Милорадович поставил пехотный корпус Князя Долгорукова и 1-й кавалерийский поперёк дороги , а параллельно с нею Раевского , имевшего с собою только 26-ю дивизию Паскевича , потому что 12-ю Колюбакина , Милорадович послал на дорогу , при первом известии о появлении на ней неприятеля . Видя себя отрезанным от Красного, Вице-Король построил корпус в боевой порядок . Его сопровождали толпы безоружных солдат , кавалеристов без лошадей , канонеров без орудий .  Артиллерия , которою Наполеон снабдил в Смоленске своего пасынка , потерявшего почти все орудия на Вопи , была большей частью брошена Вице-Королём на последнем переходе из Смоленска ; у него оставалось только 17 орудий . Одна колонна Вице-Короля атаковала правый фланг Паскевича , другая пошла напролом по большой дороге , третья осталась в резерве . Неравный бой не мог долго продолжаться . Неприятель был всюду опрокинут , где штыками , где кавалерийскими атаками . Дав отпор , Милорадович послал требовать сдачи , но видя медленность в ответе , приказал атаковать . Неприятель был сбит с большой дороги и рассеялся, старясь пробраться к Красному просёлками и полями , в чём и успел, благодаря наступившей вечерней темноте , потеряв однако знамя , 1500 пленных, в том числе генерала , и 17 пушек , то есть всю , находившуюся при нём артиллерию . У Французского интенданта Смоленской губернии , Вильбланша, снесло ядром голову , как будто для того , чтобы не осталось и следов того , что было душою Наполеонова управления в Смоленске .

Александр Иванович Михайловский-Данилевский (26 августа [8 сентября] 1789 — 9 [21] сентября 1848) — генерал-лейтенант, сенатор, русский военный писатель, историк, автор первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, написанной в 4 томах по заданию Николая I.

Надежда таяла в жестокости страданий,
Спастись от жертвы в воздаянии конца,
На лоно Франции направив дух скитаний,
Колоннами ушедших и пропавших без венца.

Заявленных , основой счастья и победы Властелина,
Восторгом и Величием Божественной Судьбы,
И императора и просто гражданина,
Вписавшего себя в историю Величия Страны.

Не знавшей сути дела и  масштабов откровений,
О том , что было бранной истиной в миру,
Доставшейся в бою, творить истоки вожделений,
Собравших веру в счастье на пиру.

И дух французов угасал в истоках сечи,
Не оставляя права офицерам и чинам,
Явить величие любви при равной встрече,
Отдавшись в руки русским егерям.

Их ждущим вдоль лесной дороги
И атакующим велением в пути,
Спасти от смерти в самой гибельной тревоге,
Замёрзнуть или просто со своими не дойти.

До новой точки проявления азарта,
Собрав все силы для решительных бросков,
Способных в появлении штандарта,
Увидеть возвращение  в альков.

Русская Правда (др.-рус. Правда русьска;, или Правда рускаа, здесь «правда» в значении лат. iustitia, др.-греч.) — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Написана на древнерусском языке. Русская Правда стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV—XVI веков.

Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является историк В. Н. Татищев, в 1737 году обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, обязательственного, наследственного, семейного и процессуального права. Является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

Википедия.

         Закон , создавший право жизни и веру на Русской Земле , чётко и недвусмысленно проявил меры сдерживания разбоя и убийства людей. Будучи  применяемым многие века стал откровением рода , рождающим  православную веру в жертвенности и миролюбии при стяжании духовного венца. Зная это Князь Кутузов , сохранял жизни своих солдат и офицеров , подобно Квинту Фабию (прим. автора)

Высокие оценки заслуг Квинта Фабия перед Римом восходят ещё к Квинту Эннию, который написал:

    Нам один человек промедлением спас государство.
    Он людскую молву отметал ради блага отчизны.
    День ото дня всё ярче теперь да блестит его слава!
    — Квинт Энний. Анналы XII, 360-362

Эти строки стали каноническими для римской литературы. Их цитируют Цицерон, Тит Ливий, Вергилий, Овидий. При этом Ливий всё же высказывает определённые сомнения: «можно спорить, был ли он медлителен по характеру своему, или того требовало тогдашнее положение на войне». Полибий, не писавший о «спасении государства», тем не менее признавал, что в 217 году до н. э. тактика Фабия была максимально разумной и осмотрительной и что его военных заслуг было достаточно для прозвания «Величайший». О медлительности Фабия как главном факторе, обеспечившем Риму победу во Второй Пунической войне, пишут Луций Анней Флор, Евтропий, Псевдо-Аврелий Виктор, Луций Ампелий.

Начиная с младших анналистов, медлительность Квинта Фабия стала одним из примеров староримской добродетельности.

Википедия.


Рецензии