Идём дорогой бейсика

Чтобы начать программировать на языке бейсик необходимо скачать среду программирования и его компилятор.
В этом руководстве(если оно вообще будет написано) мы будем использовать бейсик,который называется qb64.В этом диалекте бейсика можно создавать исполняемые файлы.
Например,стандартная программа блокнот является исполняемым файлом.
Программы на бейсике можно писать в любом текстовым редакторе.Но ,как правило, современные языки программирования имеют свой текстовый редактор и компилятор.
Компилятор - это программа,которая,грубо говоря,транслирует исходный текст программы в машинный код,что исполняет центральный процессор.

1.Понятие переменной.

Давайте научимся объявлять переменные с помощью оператора dim.Сначала нужно понять,что такое переменная и для чего она нужна в программировании!
Имя переменной не должно совпадать со служебными словами.Поэтому необходимо следить за именованием переменных,чтобы не было совпадений со служебными словами и не возникало неоднозначностей при  разборе текста программы компилятором бейсика.
Переменная - это область памяти,в которой может располагаться какие-либо значение.Самая простая переменная - это целое число.Понятие целого числа нам известно из обычной математики.
Чтобы объявить целое число в программе на бейсике - нужно написать следующую инструкцию.
dim num1 as integer
Этой командой мы определяем переменную num1,которая имеет целочисленное значение.
Чтобы задать значение переменной num1 необходимо использовать знак =.Знак равно в бейсике является оператором присваивания.
dim num1 as integer
num1 = 10
Вывести значение переменной нужно с помощью оператора вывода print.
dim num1 as integer
num1 = 10
print num1

Самое большое целое число,которое представляет бейсик  qb64 ограничено в размере и равняется 32767,а самое малое целое число равняется -32768.

На самом деле integer в бейсике qb64   является типом данных.Тип данных - это все значения,которое может принимать переменная.

У каждой переменной должен быть определён тип данных.В бейсике qb64 существует 19  типов данных.В основном типы данных представляют числа.Каждый числовой тип данных имеет определенные характеристики,что могут использоваться в программе для достижения точности вычисления.

Тип long охватывает числа в диапазоне от -2147483648 до 2147483647.Это диапазона вполне достаточно для большинства простых математических вычислений.


2.Оператор ввода информации input.

Как я понял бейсик qb64 из коробки не поддерживает текст,написанный на русском языке.Конечно,отсутствие поддержки русского языка языком программирования никак не влияет на овладение алгоритмическими навыками.Хотя понятно,что работа программы с русскими текстами из-за этого становится затруднительной и даже вовсе невозможной.Овладение простыми алгоритмическими навыками является целью данного руководства.
Поэтому в  программах будем использовать транслит.В этом нет ничего страшного.

dim stroka as string
input stroka
print stroka

Эта программа,состоящая из трёх строк - считывает информацию и печатает на консоль эту информацию.Ввод информации осуществляется оператором input,а вывод информации оператором print,с которым мы уже имели дело выше.

Инструкция input stroka выводит на консоль вопросительный знак и ожидает ввода текста и нажатия клавишу enter.Нажатие клавиши enter сигнализирует о завершении ввода.

Инструкция print stroka печатает на консоли содержимое переменной stroka.

А что если мы хотим сообщить пользователю,что он должен ввести,а не просто какой-то вопросительный знак?)))Для этого нужно будет поколдовать с оператором input.Но ,конечно,это колдовство вписывается в правила языка программирования.

dim stroka as string
input "Vvedite imya ",stroka
print stroka


Циклы.

Циклические конструкции в языках программирования используются для выполнения повторяющихся действий.Первым рассмотрим оператор цикла for.

Dim i As Integer
For i = 0 To 10
    Print i
Next

Сначала переменной i через присваивание задается начальное значение,а после синтаксической конструкции To устанавливается конечное значение.Синтаксические конструкция next завершает тело цикла.Тело цикла - это действия,повторяющиеся данным видом цикла.Шаг цикла по умолчания равен единице.Чтобы задать другой шаг - нужно использовать синтаксическую конструкцию step.

Например,необходимо вывести все четные числа,находящиеся в диапазоне от 0 до 10.

Dim i As Integer
For i = 0 To 10 step 2
    Print i
Next

Также шаг цикла может быть выражен и отрицательным числом.

Dim i As Integer
For i = 100 To 0 Step -10
    Print i
Next

Понятно,что если выбран отрицательный шаг,то начальное значение цикла должно быть больше,чем конечное значение.Иначе цикл просто завершится так и не начавшись.Это поведение программы можно проверить следующим кодом.

Dim i As Integer
For i = 100 To 0 Step 10
    Print i
Next
print "telo chicla ne zapustilos'!!!"

Рассмотрим еще один вид цикла while.В данном виде цикла должно условие в зависимости от которого выполняется или завершается тело цикла.
WHILE 1=1
print "telo chicla!!!"
Wend

В данном случае условием является выражение 1=1,что постоянно сравнивает единицу с единицей.Естественно,единица всегда будет равна единице,поэтому и данный вид цикла будет выпонятся до тех пор, пока пользователь не закроет программу.

Конечно,в бейсике есть еще другие виды циклов,но рассмотренных видов достаточно для полноценного программирования.

Единственное,что еще не было освещено для циклов - это формирование условий в заголовке цикла.

Условие в цикле while может иметь такие операции:как равно =,который уже рассматривалась,операция больше - >,операция меньше - <,операция больше или равно >=,операция меньше или равно <= и операция неравно <>.Действие этих операций такое же,как в школьной  математике.
Вот аналог цикла for,но здесь используется цикл while с условием.
dim i as integer
i = 0
WHILE i < 10
print "telo chicla!!!"
i = i + 1
Wend

Инструкция i = i + 1 прибавляется к переменной i единицу.Этот цикл выполняется десять раз и заканчивается.


Рецензии