Бизнес по-советски

На заре перестройки в народе ходил анекдот:
Мы с друзьями украли ящик водки, продали его подешёвке, а вырученные деньги пропили.
Что-то подобное, а вернее, желание сэкономить за чужой счёт, приключилось с одним из пассажиров пермского трамвая в послевоенные годы.
В 1947 году тогда город Молотов, сейчас -  Пермь отмечал 300-летие первого упоминания о населённом пункте. Основанием города в архивных данных указан 1723 год.
Университет, в котором училась моя рассказчица, отметил тридцатилетие со дня открытия. В те послевоенные годы численность населения едва достигала четверти миллиона человек. К  середине XX столетия — перевалила за 500 тысяч. Это сейчас Пермь — город-миллионник.
Студентка второго курса филологического факультета, чтобы как-то финансово себя поддерживать, устроилась работать кондуктором в трамвайном депо. Обучаясь на очном отделении, будущая учительница обилечивала пассажиров с пяти до восьми утра
в рабочие дни, и полный рабочий день - в выходные и праздничные дни.
Особенно ей запомнился один из пассажиров, как она его метко обозвала — нэпман-делец.
Первым рейсом пассажиров мало, да и те ещё не отошли от ночного сна. Всем хватало места. Обилечивание проходило спокойно. Приготовленные 30 копеек переходили в кондукторскую сумку, а взамен пассажиры получали проездной билет.
На третий день её работы в трамвай зашёл седовласый пассажир с достойной, прямо-таки царственной осанкой. Сел на свободное место и  подал кондуктору сторублёвую (самую крупную) купюру, попросил один билет. Соответственно ему необходимо дать сдачу 99 рублей 70 копеек.
«С кем не случается подобный казус», - подумала кондуктор, и сославшись на отсутствие сдачи, провезла его просто так, даже не за «спасибо» - на лице пассажира было заметно недовольство, что его не обилетили.
Следующим утром всё вновь повторилось. И так заканчивалась неделя, а пассажир не смущаясь пользовался  сторублёвой льготой.
Понимая, что попала мошеннику в ловушку, студентка-кондуктор стала думать, как ей выйти из создавшейся ситуации. До стипендии в 220 рублей, а выдавали её тем, кто учился только на «хорошо» и «отлично», было ещё две недели. Ждать — времени нет. Ведь предприимчивый пассажир мог пожаловаться на неё из-за отсутствия сдачи. А время было сталинское, суровое.
И тогда, обратившись к студентам своего курса, она собрала необходимую сумму.
Наступило следующее рабочее утро. Волнение зашкаливало. На своей остановке зашёл он — возмутитель спокойствия, сел на привычное ему место. Кондуктор обилечивает пассажиров. Дошла очередь до нэпмана. Он ей традиционно подаёт сторублёвую купюру, она берёт её, словно это один рубль, и прячет в кондукторскую сумку. Здесь терпение пассажира выдало его с головой:
- Вы разве не видите, это же сто рублей!
- Вижу. Сейчас сдачу приготовлю и билет дам.
И долго, обстоятельно набирает, с вечера приготовленные, 99 рублей и 70 копеек.
Лицо пассажира выражало целую гамму чувств: от смятения и презрения, до ненависти и уничижения. Как подметили позже ехавшие в этом трамвае пассажиры, взгляд у нэпмана  был испепеляющим.
На следующей остановке он выскочил, словно ошпаренный, и опустив голову, побрёл в обратном направлении.

P.S.  А вспомнила я эту, рассказанную моей учительницей в 1968 году историю, когда наблюдала схожую картину: за подравнивание чёлки своей внучке клиентка подала на расчёт пятитысячную купюру. Мастер, кстати, достойно вышла из ситуации.
Я ей мысленно аплодировала

13 июня 2021 год


Рецензии