Сезонный цикл 3. Август

                Сезонный цикл 3. Август.
                Эссе по творчеству Виктора Пашкова.


                Прекрасны молодые годы,
                Когда, не ведая утрат,
                Картины жизни и природы
                Мы начинаем изучать!
                Когда надежды беззакатной
                Звезда приветливо горит
                И нам так много говорит
                Желаний голос непонятный;

                Жизнь (Прекрасны молодые годы…)
                автор Иван Саввич Никитин (1824—1861)

       Побывала в февральских размышлениях автора, напиталась радостью в его апрельских строчках, теперь перехожу в щедрый переходный август.
Само название заставляет этот месяц быть не просто роскошным, но ещё и очень ответственным.
Великолепный июль, Julius,(Месяц рождения Юлия Цезаря)названный в честь могущественного и прекрасного императора, передаёт бразды правления не менее могущественному августу, August(Октавиан Август).

           В глубину истории удалилась , начиная разговор о стихотворении Виктора Пашкова "Прохладно. Август. Терпкий горький ветер".
http://stihi.ru/2017/10/07/2909
Почему? Это трудно объяснить, но, пришла мысль и я её записываю, не отвергая.
Всё зависит только от произведения, о котором хочу сказать сегодня.
Может быть роскошь и изобилие августа направило мои мысли в сторону происхождения названий? Может быть серьёзность темы, (в этом ответственность
автора, присутствующего всегда в своих стихах, а значит и августа- героя произведения), которая рассмотрена в стихотворении?

Тему определила так:" Смена поколений".
Идея: автор показывает трудности выбора пути молодым поколением.
Написала и задумалась. Всё дело в том, что у меня ДВА ВАРИАНТА прочтения стихотворения.

                Представлю ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.

Это стихотворение- образ.
В первой строфе - вхождение в прохладный после июльской жары , переходный в осень период. Любуюсь этими строчками:

"Прохладно.
Август.
Терпкий горький ветер.
Время
раскрасило вечерний горизонт.
Небо молчит.
Отрывки междометий
от всполохов зари
уносит в поворот."

           Кто внимательно читает стихи автора и мои эссе, узнаёт его почерк, от которого поэт, выработав его давно, не отступает. А зачем? Завораживает краткость строк, впитавшая в себя прохладу предосеннего месяца, терпкость запахов от изобилия созревающих урожаев. Слово "горький" несёт в себе состояние грусти приближающейся осени и прощание с нежностю и радостью лета.
Горечь переходит во вторую строфу:улетают птицы. Суетятся, сбиваясь в стаи, "крикливы взгляды птиц". Выделенная метафора передаёт тревожность и суету птичьей стаи, которых прохладный дождь прогоняет в тёплые края.

      Передаю суть моего понимания в ПЕРВОМ ВАРИАНТЕ осмысления стихотворения. Образ стаи птиц- не что иное, как молодое поколение идущее за нами, выбирающее своё направление "полёта", свою дорогу в жизни. Суетливы, растеряны, не определились, волнуются...
Впереди дорога длиною в жизнь. Оправдаются ли надежды, ведь
"не мал к надежде крюк".
Неопытность, бьющая через край энергия - "и силы через край у молодости птиц", заставляют стремиться безоглядно
"к теплу".
Всё ли сложится в жизни ?
Об этом в заключительной строфе:

"Но что их ждёт в немом конце полёта,
и скольких выстрелом нажива заберёт,
а сердце
не умрёт за поворотом:
за взлётом сложный путь
и долгий перелёт."

Обеспокоенность судьбой поколения, которое идёт следом. Эту тему автор муссирует постоянно в своих стихах.

           Сейчас я могу перейти ко ВТОРОМУ ВАРИАНТУ моего понимания стихов, немного сузив тему о судьбе молодого поколения.
Тема: собственные дети начинают самостоятельную жизнь.
Идея: показать волнение молодого поколения в поисках своего места в жизни и волнения отца за своих детей.
В таком случае стихотворение -образ звучит как монолог отца переживающего за судьбу своих детей. В этом случае, образ стаи птиц, только- только оперившихся, недавно вставших на крыло, это дети "вылетающие как птицы"
из- под опеки родителей в поисках счастливой жизни.
Болит сердце отца. Длинный и сложный перелёт длиною в жизнь ждёт молодых .
          Выделив два варианта прочтения, подумала: а почему не принять и ТРЕТИЙ ВАРИАНТ, и просто не описать отлёт птиц на юг в августовском переходе в осень?
Не буду говорить об этом.
Мне по душе высказанное выше.

В начале своего отклика написала, что это стихотворенип - образ. Да, великолепная работа автора, которая берёт в плен своем многотемностью, благодаря образам.

Поэтичность стихотворения в начинается с ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКИ в начальной строфе.
"Покоряют МЕТАФОРЫ:
Отрывки междометий
от всполохов зари
уносит в поворот.",
"крикливы взгляды птиц: " , "и силы через край у молодости птиц,".

Неповторимы ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
"Время
раскрасило вечерний горизонт.,
"Небо молчит...",
"и скольких выстрелом нажива заберёт,
а сердце
не умрёт за поворотом:"

Перечитывая, восторгаюсь каждой строкой, поражаясь умением автора заставить работать воображение и фантазию в хорошем смысле этого слова.

Любуюсь ЭПИТЕТАМИ:
"Терпкий горький ветер."- очень много можно прочитать в этой строке читателю, если "включить "своё воображение. Это говорить о глвбокой наполненности каждой строки произведения.

"крикливы взгляды птиц: "- глубокая характеристика состояния птиц или, исходя из образа, молодых людей.
" в немом конце полёта,"- неизвестность того, что ждёт в жизни , вылетевших из семейного гнезда и, сообразуясь с вариативностью стихотворения, улетающих птиц.

    В финальных строках описание сложностей жизненного пути, всего несколькими словами:
"за взлётом сложный путь
и долгий перелёт."

                Заключение:

"В своих стихах Виктор Алексеевич использует художественные приёмы, которые делают их выразительными. Это: неповторимые авторские метафоры, олицетворения, многообразие эпитетов, строго следит за тем, чтобы в его работах не использовались литературные штампы. Поэт постоянно и кропотливо работает над словом. Широк его лексический ряд.
Он не применяет «примелькавшиеся» рифмы. Интересен «рисунок» стиха – неровные и рваные строки. Автор выделяет отдельные слова, фразы для усиления выразительности своего произведения, но ритм стиха остаётся без нарушений"
(Из творческой характеристики поэта. Светлана Климашова(Дерягина).

Светлана. 11.06.2021 06:24   


...
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю Вас за «августовскую» встречу в июне!
Вы удивительный Человек. Дело не в том, что вкладываете профессиональные знания филолога, литературного критика в анализ работ, а в том, что анализируете образы и метафоры сердцем – в соединении виден итог понятным и доступным.
Стихотворной формой этого добиться сложно – не потому, что нет навыка писать односложными строчками, как писали раньше, например, так, как в приведённых Вами вначале строками, а потому, что в настоящее время писать необходимо иначе: мир стал информативнее, люди грамотнее. Понимаю, не все, но получившие настоящее образование, безусловно, все, да и самообразование тех, кто стремится к настоящим знаниям, а не к сдаче ЕГЭ, позволяет стать современной молодёжи грамотной и высокообразованной.
Ну а читатели разные: кому-то образы доступны, кому-то нет, а кто-то не хочет терять время, вчитываться, сказать проще – стихи понятны тогда, когда внутренняя работа автора и читателя выполняется параллельно.
Вот в Вашем материале несколько «вариантов понимания» - это ясно подтверждает вывод об анализе сердцем, а не только профессиональными знаниями. Простите, авторский смысл оставлю за рамками разговора, считая откровенность лишней: пусть каждый читатель видит своё.
То, что строка рвётся, с точки зрения профессионального подхода к стихосложению не правильно, но хочется, чтобы, читая, глазами, появлялись дополнительные паузы в совместной работе автора и читателя, причём, в унисон.
Ритмический рисунок, конечно, должен быть сохранён, иначе это даже современность не примет. Правда, послушаешь некоторые современные «песни» диву даёшься, что делают с элементарными понятиями и знаниями, если, конечно, они есть. Такое чувство, что авторы недоучки и егешники. Вот где цензура нужна, правда, кто теперь её будет осуществлять.
Лана, простите вольность изложения взглядов после прочтения Вашего материала: опять меня увело в сторону.
Заканчивая разговор, ещё раз скажу – ничего особенного не пишу, не сказал, обычные приёмы стихосложения, простой русский язык, и тем, кто его знает, понять смысл, думаю, не составит труда.
До встречи. С уважением и признательностью за Ваш самоотверженный труд, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   11.06.2021 07:37

...

Виктор, здравствуйте. Благодарю за встречу, за Ваш обстоятельный ответ по моему отклику, за Вашу всегдашнюю доброжелательность.
Стихи Ваши настолько многогранны, что мысли сами возникают, теснятся в голове, почти неуправляемы. Хочется сказать многое . Останавливаю себя.
Но главное сказать успеваю:моё понимание и моё бесконечное очарование Вашими стихами. Вы знаете, не ищу, а что бы этакое высказать.
Сажусь и пишу.
Это стихотворение постоянно в памяти, как и эти сидящие , суетящиеся , с "крикливыми взглядами птицы". Они тревожат. Его причисляю к одному из самых моих любимых.
Спасибо за встречу, за нужный разговор, за стихотворение.
С уважением, Светлана.

Светлана Климашова Дерягина   11.06.2021 08:06

...

То, что "одни из любимых", услышать приятно,
не скрываю, но уверяю Вас - обычные, какими и должны быть стихи.

Виктор Пашков   11.06.2021 08:57   


Рецензии
Уважаемая Светлана, с интересом прочитала стихотворение Виктора Пашкова и Ваше эссе.
Для меня Ваш серьёзный, вдумчивый труд поучителен.
С благодарностью, Ольга.

Ольга Петровна Попова   09.07.2021 19:08     Заявить о нарушении
Ольга, добрый вечер. Я очень благодарна Вам за внимание к эссе и стихам Виктора Пашкова.
Буду всегда Вам рада!

Светлана Климашова Дерягина   09.07.2021 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.