Дебюсси. Счастья вымоленный грош

Молодой жених  в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить ГРОШИ и накрыть хоть какой-то праздничный стол...

 Семейная жизнь Клода  ДЕБЮССИ с Розалией Тескье  начиналась в полной нищете.

…Об этом он вспоминал, находясь на  смертном  одре:  нищий, тяжело  больной, но, со  счастливой  улыбкой на лице!


... Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.

 Биографы композитора считают, что  был не только знаком с выдающимися мистиками своего времени, связан с  оккультными кружками и объединениями.
Был одним из магистров «Сионской общины».

Шотландский музыковед Рой Ховат из Кембриджского университета в  книге «Дебюсси в пропорциях» (Roy Howat. Debussy in Proportion) отстаивает  точку зрения, что композитор, чье новаторство в гармонии оказало сильнейшее влияние на поколения, применял ЗОЛОТОЕ  СЕЧЕНИЕ  в творчестве: в пьесе для фортепиано «Отражения в воде», входящей в цикл «Образы», первое повторение рондо происходит после такта 34, то есть в точке, которая делит отрывок пьесы с начала произведения до начала кульминации – такт 55 – в золотом сечении.
34, и 55 – числа Фибоначчи, а отношение 34/21 – очень близкое приближение к числу.
Та же структура зеркально повторена во второй части, разделенной в отношении 24/15 (что равно отношению двух чисел Фибоначчи 8/5 и опять же близко к золотому сечению) обнаруживается и  в трех симфонических эскизах «Море», фортепианной пьесе «Сады под дождем».

Дебюсси связывали тесные узы творчества с художниками-символистами,которые интересовались золотым сечением.
Сохранилось письмо Дебюсси к издателю Жаку Дюрану,что прилагалось к вычитанным гранкам «Садов под дождем».
Говорится о том, что выпал такт, и объясняет: «Он, однако, необходим, так как имеет отношение к числу – к божественному числу».

В письме  другу признавался: «Быть может, ты не знаешь, что мне была уготована судьба моряка и что по иному пути я пошел лишь случайно. Однако страстная любовь к нему [к морю] сохранилась у меня навсегда».

 «Море» –  самое искреннее и страстное произведение Дебюсси, музыкальный портрет моря, вдохновленный работами английского живописца Джозефа Мэлфорда Уильяма Тернера.

Очевидно,  не только изобразительная музыка, здесь и отражение бурного периода в жизни.

 Ко времени завершения «Моря»  вся жизнь Дебюсси перевернулась: Он ушел от первой жены Лили (Розали Тексье) к очаровательной Эмме Бардак, Лили пыталась покончить с собой, затем и Лили, и Эмма подали на композитора в суд.

  Дебюсси  не распространялся о своих композиторских приемах,  о подлинных  намерениях   мы ничего не знаем, относя это  всё к  метафизике высшего разума, которое  имеет  место быть в жизни  талантливого уникума, богом  поцелованного…

Фи - Число Бога.Золотое сечение - формула мироздания.


Композитор был  скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь.
Он  не всегда посещал премьеры своих опер,предпочитая оставаться в тени.

 А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего:
«ЕСЛИ бы БОГ НЕ ЛЮБИЛ  МОЮ МУЗЫКУ,
Я БЫ  НЕ ПИСАЛ  ЕЁ».

Цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси были и мистический страх, мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. ЕГО  произведения близки к предметным жанрам народного танца и песни, интерпретации предстают  в  изящном, утонченном виде.
 

В фортепианных произведениях  добился невозможного – раскрыл новые тональности инструмента, добившись  максимально выразительных, изящных оттенков.
 
Пришел к  реалистичному выражению образов, - они стали осязаемы: проявляются  в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит  целостно и закончено.

Эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению.

ПЕРВЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ!

КЛОД ДЕБЮССИ - ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ РИСУЕТ ЗВУКАМИ!
Стиль его - форма музыки, отличающаяся неортодоксальными текстурами, сказочными гармониями и эфирными мелодиями.


Импрессионист, произошло от картины маслом  Клода Моне  под названием Impression.
 Живописный стиль  отмечен тематикой, выраженной  неопределенным предложением, чем точным представлением.
Музыка Дебюсси была такой:вместо точных и ясных мажорных и минорных гамм, Дебюсси  предпочитает двусмысленность и причудливость пентатонных и цельнотоновых гамм.
 С помощью коллекций высоты тона, как пентатоническая шкала и шкала целых тонов, строит мелодии, которые блуждают без цели, наводя на мысль о сновидении - (основная черта характера музыки импрессионистов).

Дебюсси - создавая этот  сказочный  мир в музыке, в жизни был угрюм,  эгоистичен, легко обижался, друзей  было немного,больше любил кошек, чем людей…
 
 Ему не нравилось выступать и дирижировать, несмотря на то, что он был мастером и в том, и в другом.

 Необычный темперамент, стиль, талант снискали  немало недоброжелателей... и это  ВСЁ в  ПРОШЛОМ.
 
Его музыка  и сегодня звучит, наполняя души БОЖЕСТВЕННЫМ  СВЕТОМ,  а сам  АВТОР - КЛОД  АШИЛЬ  ДЕБЮССИ – заплатил  ПО СЧЕТАМ  Небесной  Канцелярии  БОГА высокую ЦЕНУ... за  своё  земное СЧАСТЬЕ -  быть величайшим  композитором планетарного  масштаба.

«Божью милость не поймёшь,
Хоть ты - раб, хоть - сын…
Счастье - вымоленный грош*,
За любви алтын**».

---http://stihi.ru/2021/06/09/6599

*- Грош - старинная русская монета в полкопейки.
**- Алтын - старинная русская монета в три копейки.


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН

ПОСТСКРИПТУМ:
"Клод Дебюсси, помимо скрипичного ключа, нашёл (изобрёл? применил?) ключ гармонии - золотого сечения! А сочетание в мелодиях пентатонных и целотоновых гамм подобно гармонии Дао, когда в миноре («инь») ощущается мажор («ян») и наоборот!
Это позволило композитору создавать импрессионистские музыкальные полотна.
Как романтично и нежно звучит его ноктюрн «Лунный свет»…!

Спасибо, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу, посвящённую
светлой памяти французского композитора, ведущего представителя музыкального импрессионизма, Клоду Дебюсси!!
Благодарю Вас за включение в эссе философского станса в качестве финального аккорда!

С искренней признательностью и теплом благодарной души соавтора,Валерий (Чёрный Водолей)".12.06.2021 19:20


PSS:

БЛАГОдарю за изящество рецензии,наполненное ДАОСской философией, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

ВЫ правы в том, что Дебюсси "...нашёл,изобрёл, применил ключ гармонии - ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ",а сочетание в мелодиях пентатонных и целотоновых гамм подобно гармонии Дао, когда в миноре («инь») ощущается мажор («ян») и наоборот"!

О чём и поВЕДал нам шотландский музыковед Рой Ховат из Кембриджского университета в книге «Дебюсси в пропорциях» (Roy Howat. Debussy in Proportion).

В подтверждение ВАШЕЙ точки зрения ДАОСа, аргументированно доказал Миру, что композитор, (чье новаторство в гармонии оказало сильнейшее влияние на творчество последователей - импрессионистов)... применял ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: в пьесе для фортепиано «Отражения в воде», входящей в цикл «Образы», первое повторение рондо происходит после такта 34, то есть в точке, которая делит отрывок пьесы с начала произведения до начала кульминации – такт 55 – в золотом сечении.
34, и 55 – числа Фибоначчи, а отношение 34/21 – очень близкое приближение к числу.
Та же структура зеркально повторена во второй части, разделенной в отношении 24/15 (что равно отношению двух чисел Фибоначчи 8/5 и опять же близко к золотому сечению) обнаруживается и в трех симфонических эскизах «Море», фортепианной пьесе «Сады под дождем».

...Тут мне "преподнесли отклик", полный цинизма, своё "фи" на гениальность открытия ДЕБЮССИ. (Неучи невезучие, неудачники необлизанные, оставляющие в своей никчёмной жизни, лишь экскременты за собой).

...Монах бенедиктинец Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo) - учитель хорового пения и выдающийся музыкальный реформатор Средних Веков изобрёл Скрипичный ключ (соль) - красивый и сложный графический знак, столь необходимый, востребованный!
ЭТО было время раннего Барокко,зарождение инструментальной музыки: появились первые оркестры,возникла необходимость единого звучания, записи звуков.
Благодаря "монашеской" реформе нотной записи, стала возможной точная "КОДИРОВКА" музыкальных произведений знаком линейной нотации, определяющим звуковысотное значение нот относительно линейки нотоносца, на которую указывает центральный элемент ключа, рассчитываются все другие высотные позиции нот. Основные типы ключей, принятые в классической пятилинейной тактовой нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», в которых и "шифровалось" таинство и восхищение, любовь и восторг, сказочность и чистота "ЛУННОГО СВЕТА"! ДЕБЮССИ!

СПАСИбо за соТВОРЧЕСТВО, соЗВУЧИЕ СОАВТОРСТВА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!



К 159-й годовщине  со дня  рождения  КЛОДА   ДЕБЮССИ.

  Надежда  Зернова


Рецензии
Я не музыкант и не специалист по классической музыке, но с огромным удовольствием слушаю её - душа отдыхает и наслаждается великолепной музыкой классиков. И, конечно же, слушал и слышал о Клоде Дебюсси, не вникая в его жизненные коллизии. А сегодня, прочитав прекрасную статью о нём, его жизни, много узнал интересного и его произведения стали более понятны и близки, ведь хорошая музыка не знает границ, она принадлежит всему человечеству.
Очень жаль, что личная жизнь К.Дебюсси была не столь прекрасна, как его произведения. Но такова была жизнь многих великих художников и музыкантов давних времён. Это сегодня "композиторы одного дня" живут в роскоши, но их "музыка" уйдёт вместе с ними, а гениальные произведения Клода Дебюсси будут жить вечно, пробуждая в людях гармонию красоты жизни, волнуя души благодарных слушателей.
Спасибо, Надежда, Валерий, что подарили нам возможность узнать больше о великом французе Клоде Дебюсси!!!
С уважением, Алексей

Балуев Алексей   13.06.2021 08:55     Заявить о нарушении
СПАСИбо за душевный ОТКЛИК, уважаемый АЛЕКСЕЙ!

Вы правы, несовершенство ВРЕМЯ перемалывает в пыль, не оставляя и следа...

Имя же Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
НЕСЛУЧАЙНО, ЗАСЛУЖЕННО!!

Его дивная музыка ЖИВЁТ самостоятельной жизнью, как желанное ДЕТИЩЕ, рождённое от большой ЛЮБВИ к ЖИЗНИ: со всеми чувствами, красками, формами, звуками!

Звучит светлой ауди дорожкой к нашим сердцам во многих экранизациях фильмов, театральных постановок, являя собой хрустальную чистоту, прозрачность, сказочность.

Врачует ДУШИ - выступая действенным фактором релаксации с изящно подобранной программой из его произведений.

А какие очаровательные пьесы написанные им для своей дочери - теперь используют для новорожденных, как успокоительное средство!

"Лунный свет" Клода Дебюсси - одна из наиболее завораживающих пьес, знакомая каждому, даже неискушенному слушателю... композитору удалось воплотить в звуках всю непостижимость созерцания ночного неба.

Так же как мириады звезд и блеск луны заставляют человека исчезнуть, раствориться в бесконечности, так и сочинение французского композитора уносит в далекие дали и создает чувство единения с природой.

Возвышенная музыка состоит не из нот, а из тихого света с магией ночи.

Ноктюрн «Лунный свет» располагает человека не бороться с судьбой, а наслаждаться каждым мгновением жизни.
Ведь счастье заключается в осознанности, в настоящем.

Будь то волшебная ночь или утренний рассвет, ты живешь только тогда, когда можешь чувствовать этот мир.

Созерцание – это и есть бесконечность!!

БЛАГОдарю, уважаемый АЛЕКСЕЙ.
Искренне

Надежда Зернова   13.06.2021 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.