Из жизни студентов

Очерк-размышление об интеллектуальной самостоятельности студентов

   Отвечая на данный вопрос, хочется отметить, что тема интеллектуальной самостоятельности студентов в нынешнюю эпоху носит достаточно актуальный характер.

   Цифровизация образовательной среды, наблюдающиеся в последние несколько десятилетий, как в России, так и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья даёт студентам широкие возможности для свободного получения больших объёмов данных из различных областей знаний. Процесс получения информации стал весьма доступен, а вместе с тем и понизилось ощущение ценности информации, используемой для обучения и всецелого развития человека.

   Информационные ресурсы всемирной паутины пестрят всевозможными сайтами, предлагающими образовательный контент. Количество образовательных ресурсов и ресурсов, содержащих потенциально полезную в обучении информацию, настолько велико, что в ряде случаев становится затруднительным выбрать достоверный и проверенный источник информации. Однако безусловно и то, что интернет-ресурсы, содержащие нормативно-техническую (ГОСТ, ОСТ, СТП, РД, регламенты и т.п.) и нормативно-правовую информацию, в подавляющем большинстве случаев содержат наиболее достоверные сведения, хотя и здесь стоит обращать внимание на актуальность документа и его полноту. К следующим (по сути своей равным) по достоверности представленных данных, стоит отнести интернет-ресурсы, представляющие собой сайты крупных предприятий (Институт им. Патона, Всероссийский Институт авиационных материалов – ВИАМ и пр.), образовательных учреждений (МГУ, УПИ, РГППУ и пр.), представляющих ссылки на учебные и методические материалы, статьи и публикации как работников научной и образовательной среды, так студентов, аспирантов и т.п. Стоит относиться с доверием к сайтам популярных научных изданий (сайт издания журнала «Автоматическая сварка» Киевского института им. Патона, сайт издания журнала «Наука и жизнь», а также ряду других сайтов и электронных ресурсов).

   В этой связи важно отметить, что обилие и разнонаправленность сетевых информационных ресурсов играет немаловажную роль в процессе подготовки работ в студенческой среде. Простота, доступность и универсальность электронной среды, сделала её неотъемлемой частью образовательного процесса. Наравне с очевидной пользой предоставляемых данных, всемирная паутина, и теперь уже открыто, демонстрирует нам нарастающий кризис в образовании. При подготовке контрольной или практической работы, если это позволяет учебное заведение, наиболее простым и рациональным является заимствование данных с информационных ресурсов с предоставлением только этого материала в контрольной работе без попыток изложения материала студентом.

   Фактом является и то, что человеческая природа, несмотря на всю пытливость людского ума, не редко стремится оптимизировать энергетический баланс организма, сознательно и неосознанно экономя на уровне активности головного мозга, поскольку последний является достаточно энергоёмким органом. Также рациональным является и то, что в случае, если для решения задачи возможно затратить меньшие силы и меньшую энергию, получив при этом требуемый результат, зачем прилагать большие усилия и тратить гораздо большее время на самостоятельную работу? Однако именно здесь кроется крайне опасная ловушка, которая умело «замаскирована» под рациональность, простоту и элемент экономии всевозможных ресурсов. Речь идет об частичном отказе студента от самостоятельной работы.

   Безусловно стоит понимать, что, к примеру, для студента-заочника, который, уже имеет стабильную работу, занят в любимой и интересной профессии, некоторые предметы курса, возможно и не будут играть большой роли в его дальнейшей деятельности, и сдавая рефераты или экзамены (а особенно при дистанционном обучении), студент прибегает к помощи интернет-ресурсов, копируя в работы необходимую информацию. Будем честны, но, к сожалению, такова сегодняшняя реальность.

   Говоря о цифровой образовательной среде, также стоит отметить, что крайне велики и её преимущества. Возможность получения многообразных данных, включая доступ к редкой литературе, открывает широкие возможности для обучения и самоподготовки, расширения границ познания. Как уже говорилось выше, на многочисленных сайтах представлены словари, энциклопедии и учебники, также есть достаточное число вебинаров и видео мастер-классов на различные темы. Одновременно с некоторым обесцениваем информации, мы живём в крайне интересную эпоху, когда несколькими нажатиями клавиш возможно получить доступ к широчайшей базе данных общемирового значения!

   Как раз здесь важно обратить внимание на отношение студента к изучаемым дисциплинам, на его мотивированность, целеустремлённость и желание/нежелание получать новые знания, развивать когнитивную и коммуникативную сферы. На мой взгляд, студент, понимающий какую пользу, принесут ему новые знания, станет стремиться их получить. Также немаловажным фактором является и интерес к изучаемым дисциплинам, диктуемый как самим студентом, так и преподавателем, который многопланово взаимодействует с учащимся.

   Рассматривая вопрос самостоятельности студентов при изучении ими дисциплин и выполнении необходимых заданий, стоит (на мой взгляд), отметить ряд необходимых в обучении факторов.

Со стороны студента:

- целеполагание и мотивированность студентов в процессе обучения;

- максимально возможная самостоятельность при выполнении требуемых заданий;

- самодисциплина студента в процессе обучения;

- соблюдение принципов тайм-менеджмента студентом;

- уважение к преподавателям и их труду;

- чувство ответственности при получении образования, связанное с необходимостью эффективного применения полученных знаний в своей профессиональной сфере.

От системы образования, а также со стороны учебного заведения:

- постановка задач, требующих нестандартного и творческого подхода, осложняющего возможность заимствования информации из всемирной электронной среды;

- формулировка заданий нестандартным образом, так, чтобы у студента была возможность путём размышлений и анализа понять, что требуется сделать;

- в процессе дистанционного обучения, по возможности, разнообразить задания, повысить число вебинаров;

- ставить перед студентом задачи творческого характера, активизирующего его интерес и креативное мышление;

- ставить перед студентом задачи по анализу сложных философских и психологических текстов, произведений классической литературы, делая упор на информирование студента об использовании преподавателем при проверке работ программы анти-плагиат, указывая на требуемый объём авторского текста студента для получения зачёта;

- развитие соревновательной деятельности студентов за право предложения лучшей бизнес-идеи или написания лучшей статьи в научном издании, за право получения гранта и т.п.;

- организация посещения студентами выставок «Иннопром», «Экспо» и т.п.;

- проведение дискуссионных собраний преподавателей совместно со студентами по значимым социальным, гуманитарным или научным проблемам (согласно действующему законодательству).

   К сожалению, существующая система образования, да и что скрывать, отношение некоторого числа студентов к процессу образования, далеки от представленной выше модели. Есть ряд сложностей в организации вышеописанных мероприятий, как на областном, так и на федеральном уровнях (эта тема требует отдельного обсуждения). Сегодня достаточно остро стоит вопрос об эмиграции российских учёных за рубеж с целью поиска лучших условий для ведения научной деятельности и более высокой заработной платы. Это только одна из сторон разрастающегося кризиса в образовательной сфере.

   Стоит надеется, что решения для вышеописанных проблем двустороннего взаимодействия образовательной среды с учащимися будут найдены.






10.06.2021


Рецензии