Добрый, чуткий, порядочный

    Добро и зло в понимании Гоголя
   --------------------------------

     В сознании большинства современников Н.В.Гоголь представлял собой классический образец писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Гоголя в другом его качестве, как продолжателя святоотеческой традиции в русской литературе, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв, его современники не узнали. В какой-то степени это объясняется и тем, что при жизни писателя оставались неопубликованными его письма и духовная проза, за исключением «Выбранных мест из переписки с друзьями», изданными со значительными цензурными изъятиями . По словам Б.Ф.Спорова, до православия Гоголя не смог подняться ни только XIX, но и XX век, стремившийся «удержать Гоголя в узде Белинского»
     Идеал «прекрасного человека» в духовной прозе писателя
Русская литература формировалась в русле христианской рефлексии. И тема человека в ней понималась и разрабатывалась на основе христианской традиции, так что вполне закономерна встреча литературы с православной аскетикой. Анализируя творческий путь Гоголя, В.А.Котельников в своей книге «Православные подвижники и русская литература» пишет, что красота в христианской антропологии мыслится как образ Блага. А Благо среди имен Божиих православное сознание ставит на первое место. Отсюда понятие благообразия, являющегося отблеском апофатической красоты Бога как Всеблагого. Красота есть образ Бога, доступный человеческому восприятию и переживанию, это предмет сердечного влечения и нравственного подражания. Любовь к Богу в христианской традиции есть «неутолимое влечение сердца к красоте Бога, через красоту опознается путь к нему». Мотив любви к красоте Бога лежит в основании православного богопознания и аскетики. Котельников отмечает, что русский святой, аскет, подвижник навсегда уязвлен такой любовью. Печать такой уязвленности лежит на всей послепушкинской культуре и в первую очередь на личности Н.В.Гоголя . Следуя завету Христа: «будьте совершенны так, как совершенен Отец наш Небесный», Гоголь, по его собственному свидетельству, не находил «соблазнительным томиться и сгорать явно … желанием совершенства» . Как уже было отмечено, «венцом всех эстетических наслаждений» писателя было «свойство восхищаться красотой души человека». Поэтому, он не стыдился говорить и писать о своем «желании стать лучшим» из «любви к добру». «В моем сердце обитало всегда желанье добра, – писал Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», – «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им» .
     Гоголь сжег второй том МЕРТВЫЕ ДУШИ с целью обезопасить свою страну от последних своих мыслей, зная о доверии народа, хотя и Гоголь страдал безумной самокритичностью.
     С женщинами был уважителен, но в личной жизни было не все так гладко.
     Говорят, что Гоголь страдал странным летаргическим сном, и когда его похоронили, Гоголь проснулся в могиле и даже перевернулся .
     Гоголь, так же, как и Есенин, и многие другие гении классической литературы, культуры, страдали патологией гениальности.
     Например, видимо у гениев, в жизни были такие обстоятельства, при которых мать была доброй и положительной, а отец пил и вел себя неадекватно, отсюда гены перекрещивались и происхолили патологические сбои. Одному Богу известно!
     Гениями рождаются, а не становятся.
     Гоголь родился гением, еще с малых лет он писал странные записки о жизни Человеческой ДУШИ.
     Нравственность Гоголя заключалась в высмеивании пороков.
     А вот родня Гоголя знала причину его кишечных колик: несмотря на тщедушный вид, Николай мог за раз съесть несколько блюд, которых хватило бы как минимум троим здоровым мужчинам. Вот после таких обильных обедов у Гоголя и болел живот.
     Болели у гения не только тело, но и душа. В качестве душевной болезни Гоголю с ранних лет приписывали маниакально-депрессивный психоз. Говорят, что, вероятно, болезнь эта передалась ему по наследству — тетка Гоголя тоже была «не в себе». Она хранила еду под матрасом, натирала волосы свечным воском и показывала за обедом гримасы.
     Много пересудов в своё время вызывало обыкновение Гоголя оборачиваться по утрам холодной мокрой простынёй. Поскольку общественное мнение было убеждено, что основное назначение этой процедуры – «снятие припадков у помешанных», нетрудно догадаться, какие были из этого сделаны выводы. А между тем это самое обёртывание широко применяется и сейчас. Основное предназначение подобного обёртывания – стимулирование циркуляции крови, укрепление иммунитета и общее оздоровительное действие. А по субъективным ощущениям эта процедура сродни печке – в финале обёртывания человек здорово согревается.
     Нравственная позиция самого гения? Поиск здоровой души.
     Главное? Оставаться
     ЧЕЛОВЕКОМ .
     Не меньше толков и разговоров вызывали и другие привычки Николая Василь­евича, которые, становясь достоя­нием общественности, приукрашивались и дополнялись самыми фантастическими подробностями. «Вы только подумайте, пишет и вообще занимается делами стоя, а спит – сидя! Лёжа не желает – боится, что его примут за мёртвого и похоронят…
     В итоге, всю жизнь писал второй том МЕРТВЫЕ ДУШИ.
     Добрый, чуткий, порядочный.
     В последние годы, постепенно стал сжигать второй том МЕРТВЫЕ ДУШИ.
     Гоголь понимал доверие народа и не хотел , чтобы его безумные мысли
помешали развитию его любимой страны.
     В этом есть реальная правда, уж мне это ИЗВЕСТНО.

ГОГОЛЬ, ЖУКОВСКИЙ, РУБЦОВ И ФЕТ,
ВСЕ СО МНОЮ ДЕЛЯТ ЧАЙ.
ВСЕ МЫ ЖИВЫ, СОМНЕНИЯ НЕТ,
БОГ ВЫРУЧАЕТ.

АНГЕЛЫ! АНГЕЛЫ! АНГЕЛЫ КРУГОМ.
ПРАЗДНИК! ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
ПРАЗДНИК О СВЯТОМ.

***
ЗАЖИГАЙТЕ ЖЕ СВЕЧИ
НАРОДНОЙ ДРУЖБЫ
***
    
    
    
    
    
    


Рецензии