Маргарита человек разумный часть 976

Маргарита человек разумный часть 976


Крылатый человек
В 1979 году Игорь Кулешов, приехавший в село Нагорье (Переславский район, Ярославская область) на хозработы, познакомился там с девушкой, и тёплым сентябрьским вечером они отправились романтически прогуляться в поле, надо полагать, картофельное. Когда солнце ушло за горизонт, и над равниной потекли сумерки, у девушки, сидевшей лицом к закату (Игорь сидел напротив, спиной к западу), стали неестественно округляться глаза.
Обернувшись, студент не поверил увиденному: со стороны, куда только что опустилось солнце, на высоте примерно 25 - 30 метров медленно летел тёмный предмет. Когда объект приблизился до 100 - 150 метров, сомнений не оставалось: летел человек, напоминающий средневекового рыцаря в квадратных доспехах. Голова его тоже была квадратной, как опрокинутое ведро. Тело летящего человека окружал едва приметный светящийся ореол.
Вдруг объект резко изменил курс и полетел прямо к людям. Когда он пролетал над головами свидетелей, было хорошо видно, как «человек» распрямил левую руку, и направление полёта плавно изменилось в сторону леса, за которым он через мгновение и скрылся. Когда «рыцарь» находился над свидетелями полёта, был слышен шелест, напоминающий шелест листьев на ветру, хотя ветра в этот день совершенно не было.
И ещё, добавил Игорь, ощущалось по всему телу тепло и оцепенение. Не было никакой возможности пошевелиться, что продолжалось 5-7 минут. Паралич медленно отступил, но общее угнетённое состояние сказывалось ещё несколько дней. Более того, через пару дней после контакта у Игоря произошёл сердечный приступ, и его отправили домой. Врач, осмотревший молодого человека, не знавшего раньше, где у него находится сердце, изучив кардиограмму, сказал больному, что с таким сердцем лучше никуда не ездить. К счастью, со временем все признаки сердечной недостаточности прошли. (Михаил Бурлешин).

Огненный Змей
Сказки и легенды многих народов Земли повествуют о различных существах, предшествовавших человеку. Сегодня в мифологии эти существа представлены как древние, хотя во многих легендах различных народов Земли они известны под именем Спящие. Разнообразие древних столь велико, что в данной статье мы вынуждены рассмотреть только один их «вид» - «Летуны» или «Огненные Змеи».
Огненный Змей - воплощение стихии огня; и эта его функция, как и связь с потайными кладами и укрытыми богатствами, которые он часто приносит в дом, куда летает, сближает его с Жар-птицей восточнославянских сказок. Также представляется возможным связь преданий об Огненных Змеях с верованиями в древнеславянского божество Усеня, представленного в ряде сказаний в образе «Огненного колеса».
Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. «Образ Огненного Змея старше и сложнее образа черта. В представлении о них отразились понятия о животворных небесных «огненных явлениях» и о «живых» падающих звездах». В народных заговорах Огненный Змей представляется, как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. По преданиям, он может вступить в брак с любой женщиной (или насилует ее), после чего при определенных условиях может родиться существо змеиной породы. Согласно этим легендам Сын Огненного Змея часто вступает в единоборство с отцом и побеждает его (например, сербский эпос о Вуке Огненном Змее).
Древние поверья о Летунах устойчиво сохранялись у русских крестьян и в XVIII-XX веках. Они знали, что Огненные Змеи - это «дьяволы, которые летают и искушают женщин». В деревнях был широко распространен такой мотив рассказов: Огненный Змей, (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: «Рассыпается искрам над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома». (М.Д. Чулков, 1786)
«В русской народной традиции «летучий змей» («летун») представлялся в виде огненного шара, разбрасывающего вокруг себя искры. В среде старообрядчества, отличающегося устойчивостью архаики, «летун» представлялся в виде шлейфа из искр, вылетающего из печной трубы и уносящегося в ночном небе высоко в верх». Единого имени у этого существа нет. Так на Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался - Любак, на Орловщине - Волокита, в Тамбовской губернии - Любостай. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы «аршинов в шесть». Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику.

Взяла грех на душу
«К моей ныне покойной соседке приезжала иногда ее дальняя родственница, которую она звала баба Таня. Жила та в полузабытой деревне, в наш город попадала редко - только в больницу, да по каким-то делам. И всегда заходила к моей соседке переждать время до автобуса. Мы неоднократно вместе пили чай и расспрашивали ее про жизнь в одиночестве в деревне.
Однажды пришла она в соседнюю деревню в магазин за хлебом и одна из деревенских женщин в очереди ее спросила, как живет Василий. И она в сердца высказала: «Да как живет? Не живет, а мучается. Вот не послушал мать, ведь как говорила ему: не женись на ней, так нет - все равно женился. Вот теперь и таскает ее на руках, сам уже грыжу заработал». Ну люди посочувствовали ей, поохали…  А кто-то из баб передал ее слова матери Ольги Наталье. И когда бабя Таня в следующий раз пришла за хлебом, Наталья налетела на нее с кулаками и вытолкала из магазина. Даже хлеба не дала ей купить.
Идет баба Таня по дороге и плачет, а около своей деревни встречает двух цыганок, молодую и старую. Те ее спрашивают: «Чего бабка плачешь?» Она им все рассказала, пожаловалась на Наталью. Старая цыганка спрашивает: «А не хочешь ли ты ей отомстить? Давай 200 рублей, и мы ее накажем». Очень большая обида была у бабы Тани на Наталью, и она согласилась.
Пришли они к ней домой. Взяла старая цыганка у нее салфетку, набросила на край стола и стала чего-то шептать. Потом сдернула салфетку, а на столе сидит большая черная жаба. Цыганка говорит: «Бери ее и сажай в подтопок русской печи». Баба Таня ей отвечает: «Я боюсь ее, ты сама возьми и посади». А та ей в ответ: «Нет – это ты сама должна сделать, да не бойся, она тебя не укусит».
Баба Таня с большой осторожностью взяла эту жабу в руки и посадила в подтопок печи. Это было летом, печь была не топлена. Цыганка сказала: «Завтра заглянешь в печь, если жаба там, то ничего не получилось, надо переделывать». Взяли цыганки деньги и ушли. На следующий день заглянула она в подтопок, а жабы там нет. Через месяц Наталья умерла. Баба Таня всю жизнь оставшуюся переживала, что такой тяжкий грех на душу взяла». (Карпова Г.И., Ярославская обл.).

Лесной хозяин – леший
В ночь на Агафона-огуменника, по народному преданию, из леса выходит его хозяин - леший. Бегает он иногда по селам и деревням, раскидывает по гумнам снопы и дурит людей всяческим образом. Мужики почитают своею обязанностью выходить стеречь гумна, для чего надевают тулуп наизнанку, а в руку берут кочергу. Именно в эту ночь рассказывают о многочисленных проделках лешего.
В ярославском пошехонье лешего представляли почти человеком. Считалось, что он может принять самый разнообразный вид, в том числе облик родственника или знакомого. Однако его всегда легко можно узнать - главное приглядеться. Как правило, он бывает подвязан красным кушаком. Левая пола его одежды запахнута направо, а не налево, как обыкновенно носят мужчины. Перепутана и обувь. На правой ноге надет левый лапоть и наоборот. Глаза же у лешего зелены и, как угли, горят.
«Был бы лес, будет и леший», - говорили в народе. «От этой нежити не оберечься, так пропадешь!» И, вероятно, единственным утешением всему люду служило то обстоятельство, что со своим ближайшим соседом домовым жил леший примерно так, как теперь бывшие наши союзные республики. Как и многие другие представители нечистой силы, леший недолюбливает, когда его называют этим собственным именем. Поэтому у него немало интересных иных прозвищ – «лесовик», «вольный», «лешак», «ляд». Есть и еще одно – «праведный», которое используется в лечебных заговорах.
Живет леший не один, а вполне семейно. Помните известную поговорку? «Как-то леший не допил, лешачиху свою бил. Дай рубля, а не то пропью и долото. Я кормилец, али кто?» Супругу лешего называют лешачихой или лешухой, а детей его - лешеня. В этих ролях нередко выступают русалки, проклятые люди, от безделья занимающиеся шутками, подобно лешим. За проказы их еще называли «шутихами».
В былые времена лешие совсем близко сошлись с человечеством, точнее, с его лучшей частью - девушками. Лешие вообще-то отличаются редкостной сладострастностью. Для удовлетворения своих похотей они нередко похищали девушек и жили с ними в лесу. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что девушки, как правило, никогда не рожали детей от леших. Житье у леших все-таки было, надо думать, не самым плохим, потому что рассказывали, будто бы девушки в некоторых местностях Тульской губернии сами убегали в лес для житья с ними, а несколько лет возвращались с кучей денег.
Любимым местом поселения лешего являются глухие еловые леса. Их он предпочитает всем остальным за те неимоверно страшные скрипучие звуки, которые ели издают порою от самого незначительного ветерка. У леших существует своя государственная иерархия. Царь-воевода руководит всем царством леших. Для того, чтобы подать ему жалобу на неугодного лесного хозяина, достаточно написать грамотку или записку и положить ее под рябину. И без всяких взяток!..
За исключением нескольких дней в году, леший не покидает своих владений, дабы не вступать в ссору с соседями - полевиком, домовым, банником. К тому же леший, как и вся нечистая сила, ненавидит поющих черных петухов, собак, у которых над глазами пятна в виде как бы вторых глаз, и особенно трехцветных кошек. Hедаром считается, что такие кошки приносят в дом счастье.
По народным рассказам, приведенным, в частности, в хорошо известной в прежние годы книге С. В. Максимова «Hечистая, неведомая сила», лешие являются еще и чем-то вроде лесных феодалов-помещиков. В полной крепостной зависимости у них находятся зайцы, белки, птицы. Как и всякие истинные помещики, лешие любят охоту, точнее, охотников. Тем из них, кто сумел ему угодить, лесной хозяин подставляет зверей и птиц буквально под ружье; неумелый же остается с носом.
Подобно былым завсегдатаям московского Английского клуба, лешие обожают карточную игру. Разумеется, ставкой являются отнюдь не деньги, а крепостные - белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. В прежние годы поигрывали не только лешие-соседи, но и сборные команды лешаков. Так, в 1859 году большая игра велась между русскими и сибирскими лешими. Сибиряки проиграли и вынуждены были гнать свой крепостной люд через Тобольск и Уральские горы в Печеру и Мезень.
Леший очень любит петь, аккомпанируя себе хлопанием в ладоши. Если он поет во все горло, то это искусство напоминает лесную бурю. Длится такой концерт порой весьма долго. Прервать его может лишь усталость исполнителя или пение петуха. Кроме того, лешие аукаются, свистят и плачут по-людски, но вообще считаются немыми... Леший, наследник античного лесного бога Пана, все же достаточно добродушен. Его шутки редко ведут человека к гибели. Нужно лишь уметь отчураться от лешего. Прежде всего, помогает молитва, крестное знамение.
Существуют способы, заповеданные предками. Заблудившемуся достаточно сесть на свалившееся дерево, снять с себя одежду, а затем опять надеть, предварительно вывернув ее наизнанку. Если заблудилось несколько человек, им достаточно обменяться одеждой, надев ее также наизнанку. Понятно, что обувь или варежки следует надевать не на ту ногу или руку, на которую положено. Говорят, что помогает еще любимая поговорка лешего: «Шел, нашел, потерял». Можно также закричать: «Овечья морда, овечья шерсть».
Бывает, леший служит и орудием наказания. Так, рассказывают, что он унес в лес одного мужика, который матюгался, когда шел на колокольню. Также наказывает леший и за проклятия, порою раздаваемые направо и налево, особенно женщинами. Если роженица, устав от родов, проклянет своего ребенка, а ребенка и окрестить-то не успели, то леший может унести его в лес, подложив вместо него «лесное детище» - отличающееся беспокойным нравом и болезненное. Проклятого ребенка леший может увести и по достижении им семилетнего возраста - лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека. В лесу дети умирают весьма скоро, хотя бывают и исключения.
Один лишь день в году лешие могут одержать победу безусловную - на Ерофея мученика, 17 октября. Дело в том, что проживание у них в лесу сезонное. На зиму теплых квартир и дров им не полагается, поэтому на Ерофея, когда «зима шубу надевает и один ерофеич кровь греет», лешие устраивают последнюю свою шутку. Они «дурят в лесах» - кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гонят зверей. Так длится до первых петухов, когда несчастные наши лесные соседи замирают и пропадают под землю до той радостной весенней поры, когда она вновь оттает.
Не любит леший гостей в своих владениях. Даже ночевать на лесной дороге или тропе никому не позволяет, обязательно надо сойти в сторону. Но уж ежели кто уважил лешего, тому он очень помогает. В Петербургской губернии одному мужику даже скотину в лесу пас в благодарность за то, что тот его переночевать пустил. Hо тут близость столицы, цивилизация сказались. А вообще-то он все еще дикий. (А. Буторов).


Рецензии