Маргарита человек разумный часть 969

Маргарита человек разумный часть 969

Гиганские щуки - Кошмар севера
Спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку. Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.
Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека. Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.
В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.
В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле. Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.
Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?
Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук. Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека».
Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.Видели огромные останки и советские ученые.
Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки. А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров.

Уроды атакуют
Летом 1949 года в поселке в верховьях Малой Сосьвы (Ханты-Мансийский автономный округ) случился сильный пожар. Люди соорудили временные хижины на окраине леса. Туда-то и наведались «уроды» – так их назвали очевидцы. Ночью люди проснулись оттого, что по крышам их хижин кто-то ползал. Один из мужчин, взяв ружье, вышел наружу, и тут ему на плечи спрыгнул «урод».
«Уродов» описывали так: похожие на людей твари около метра ростом в темно-коричневой пузырчатой одежде (некоторые очевидцы утверждали, что это кожа), на спине что-то вроде гребня, голова «змеиная». Человек с «уродом» на плечах застыл, выронил ружье. Потом, не делая попыток сбросить с себя тварь, вошел в одну из хижин. Люди, находившиеся в помещении, бросились вон. Те, кто наблюдал из соседних хижин, заметили, как тварь приставила к голове мужчины небольшую металлическую трубку. Было такое впечатление, что она высасывает из человека мозг.
Появились еще два или три «урода». Они передвигались довольно быстро и могли высоко подпрыгивать. Люди в ужасе кинулись врассыпную. Тем, кто побежал в лес, не повезло. Там на деревьях сидело не меньше десятка «уродов». Они спрыгивали на людей и, вцепившись в них, вставляли им в головы трубки. Спаслись те, кто побежал к реке или к обгоревшим развалинам поселка. Оттуда они видели, как люди с тварями на спинах бродят возле опустевших хижин.
Некоторые из «носильщиков», не выдержав тяжести «уродов», опустились на четвереньки или вовсе легли на землю. Никто не пытался сбросить их с себя. Спрятавшиеся ожидали, что «уроды» доберутся и до них. Но неожиданно за деревьями показалось оранжевое свечение, как будто там низко над землей пролетел большой огненный шар.
«Уроды», оставив людей, метнулись в ту сторону и скрылись из виду. Люди еще какое-то время не решались выйти из укрытий, а потом подошли к тем, на чьих плечах побывали странные существа. Пострадавшие были живы, но не понимали, что случилось. Они жили, не проявляя признаков какой-либо болезни, еще около десяти часов. А потом один за другим стали умирать.
Последующее вскрытие показало, что их мозг превратился в желеобразную массу. Отверстий на голове не было, но у всех в области затылка или висков имелась трещина. Таинственных «уродов» не нашли. Собаки отказывались брать их след.
Странная тварь, по описанию похожая на «уродов» с Малой Сосьвы, появилась два дня спустя, вечером, во дворе дома близ поселка Сергино, что почти в 120 километрах от места вышеописанных событий. Хозяйке дома сначала показалось, что она видит собаку. Но когда существо встало на задние лапы и прыгнуло в большую пустую бочку, женщина решила, что это обезьяна. Она не растерялась и выгнала «обезьяну» из бочки. Существо забежало в дом, наделав там переполох. Подобных тварей здесь никогда не видели. Размером она была с небольшую собаку, передвигалась на четвереньках, чаще прыжками, но могла ходить и на задних конечностях, как человек. При этом рост ее не превышал метра. Голова безволосая, тело покрыто бородавками, на спине просматривался двойной горб.
В доме тварь забилась под кровать. Ее выгнали оттуда, и она скрылась на чердаке. Поднялись туда, но с чердака она куда-то исчезла… Хозяйка проснулась среди ночи от странного шороха. Прошла в комнату, где спал брат, и обнаружила, что тварь сидит у него на груди. Брат лежал с открытыми глазами, но почему-то не шевелился. По словам женщины, языком, похожим на трубку, тварь касалась головы лежащего. Женщина стала кидать в «нечистого» все, что попалось под руку, гоняла его палкой. В конце концов тварь выскочила в окно и скрылась. Больше ее не видели. Этот случай описан в рапорте участкового милиционера. Предположений о том, что это было за существо, не высказывалось.
Любопытно, что собаки, жившие во дворе дома, удрали вечером незадолго до появления твари и вернулись только под утро. У брата хозяйки в верхней части лба появилось квадратное пятно, похожее на ожог. С тех пор у него стала болеть голова. Через год он умер. Ему было немногим больше тридцати лет.

Сверхъестественные существа. Менквы
Среди сверхъестественных существ, встречающихся в мифах и сказаниях хантов и манси, выделяется ещё одна совершенно особая группа духов, которую исследователи религиозных воззрений обских угров обозначают по-разному. К. Ф. Карьялайнен называет их «демонами», а А. Канисто – «социальными сверхъестественными существами». Это менквы, менгке (у восточных хантов – Сэвэс, Сэвс-ики). Что касается самого названия, то слово менкв считается заимствованным из иранских языков в период с III в до н. э. по VI-VII вв. н. э.
Менквы – это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается, они живут до сих пор. Их эпоха называется менквенг-торум – «менквов эпоха» (манс.). Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заострённые головы, которых может быть больше одной (до семи), железное тело, длинные ногти. Менквы живут в лесу, имеют семьи, охотятся, ходят только пешком. В мансийском фольклоре менквы часто рисуются людоедами.
По представлениям сосьвинских манси, у менквов существуют своего рода общины со старшиной и десятником, они платят налоги Мир-сусне-хуму. Менквы – большие и сильные, но глупые и неумелые, это тип «глупых чертей». По другим версиям, менквы – это погибшие в лесу люди. У манси менквы тесно связаны с медведем. Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь. Выступая в высоких масках из конских хвостов, они громко кричат и хохочут. Во время фратриальных церемоний они играют важную роль: несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии.
Кроме менквов, у северных обских угров встречаются рассказы о существах миш (Хант.), мис (манс.). Иногда их считают детьми менквов, или просто называют лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, охотятся на зверей, имеющих особые признаки, при охоте собакой им служит медведь или соболь с шёлковым шнурком на шее. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Они способны подарить охотнику охотничье счастье.
Много рассказывают о лесных людоедах менквах, которые имеют человеческий облик, только головы у них заострены (иногда они имеют много голов). Они сильные и злые, но глупые. Считается, что в менквов могут превращаться погибшие в лесу люди. Сами менквы считаются родичами людей Пор. По другим мифам, менквы - это первые неудавшиеся люди: они были спущены с неба в море, но выбрались на берег. Как первобытные великаны в мифах других народов, они повсюду оставляли следы: лиственничные рощи - оставленные ими посохи, их тропы стали руслами рек. Однажды Тайт-котл-Торум сразился с менквом и поразил его стрелой: от крика раненого чудовища разверзлась земля и потекла река.
Менквам посвящены святилища, где стоят их остроголовые деревянные идолы. Им не приносили кровавых жертв, но угощали чаем и спиртным. Но и менквы помогают любимому герою обско-угорских сказок Эква-пырищу. Во время первой охоты трехголовый, пятиголовый и семиголовый менквы впряглись в его нарты, а пока он разогревал для них воду, добыли столько пушнины, что герой с бабкой могли всю жизнь жить безбедно.

Горы, где водятся менквы
древнее предание манси из книги И.Гемцева и А.Сагалаева о религии этого народа: «Это было, когда земля установилась. Людей еще не было в те времена. Эти менквы с неба в море были спущены. Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались. Где они ночевали, в тех местах заметки есть. Выше Березова и ниже Шайтанки на высоком берегу останавливались. Там деревья стоят.
У Люликар, ниже Игрима, там тоже яр на левом берегу. Там семь лиственниц стоят - это их посохи оставлены. В устье Ляпина ночевали на левом берегу. Потом ниже Ломбовожа берег есть: мэнкэт рощ (песок менквов). Потом по Малому Кемпажу свернули. Как шли, так и река пошла. Малый Кемпаж - это и есть их дорога. Прямо из Мунгеса свернули туда. И по Кемпажу поднялись туда, где сейчас живут».
Где сейчас живут... Найду ли я следы таинственных менквов или хотя бы услышу о них? ...За очередным поворотом протоки показались шалаши. Покосы. После обильного весеннего паводка - на лугах буйство трав. Герасим, выбрав сеть, занялся разделкой рыбы, спросив: «Нярху едите?»
Услышав в ответ - «да», сразу к нам расположился. Нярха - традиционная хантыйская пища из сырой рыбы. Малосольная пятиминутка. За едой завязался разговор. Немало интересного знают эти люди, но совершенно напрасна попытка выведать у них что-то. Расскажут ровно столько, насколько вы внушаете доверие.
Постепенно разговор вошел в нужное мне русло. Что самое удивительное, здесь, как и на Памиро-Алае, истории о ликом человеке чередовались с наблюдениями «огненных сфер». При этом чаще всего информаторы указывали именно на район Софьиных гор. Вот, например, что произошло в 1937 году. Тогда убили дикого человека за то, что он «повадился воровать оленя». По этому поводу «приезжали люди из центра», но ко времени их приезда от трупа остались лишь клочья шерсти.
С Герасимом и вовсе фантастическая история приключилась. Недалеко от того места, где мы сейчас находились, в 1987 году, он с товарищем перегонял лодки. Шел первым, вторая лодка - на буксире. Неожиданно заметили справа по ходу вынырнувшую из воды голову «с одним большим глазом». Герасим схватил ружье, бывшее под рукой:
- Хочу прицелиться, а не могу. Так и стрелял несколько раз, не глядя. А она, голова, выплывает то с одной стороны, то с другой.
- Попал?
- Нет, наверное.
На следующий день шли вверх по Лесмиегану. На ходу узнал от Георгия, что скоро будем проходить культовое место хантов - «святой стул».
Смеркалось, когда мы ступили на песчаную отмель. Немного поплутав в прибрежном лесу, услышали возглас Георгия. Подошли. Что собой представляет этот «стул»? Из обкатанных камней размером с кулак и более (возили их, видимо, издалека, так как тут одна глина, изредка - песок) выложено нечто вроде каменного барьера, полукругом. В основании небольшая плита - ложе «стула». Высота сооружения немногим более метра. Каким целям служил «святой стул» - выяснить не удалось. Рядом с ним на кустах и сучках деревьев сохранились лоскутки материи, кое-какие ветви закольцованы: так обычно метят особые места.
Несмотря на сумерки, я обнаружил невдалеке несколько уже поросших елями прямоугольных углублений в земле с едва намеченными траншейками-входами. Значит, несколько десятилетий назад (судя по диаметру елей) это место было обитаемо? Подтверждение догадки я услышал позже в Ямгорте: таежные реки в прошлом были более обжиты, чем сегодня. Люди просто не могли тогда селиться так кучно, как сейчас. Сегодня промысловик, охотник или рыбак, имея моторную лодку, за полчаса добирается до далекого угодья.
Следующий день показал нам, что значит вычерпывать реку ведром. Моторки дальше не шли. А мы на своей резиновой лодке еле ползли сквозь заросли ивняка. Иногда срезали излучины посуху, но это было ненамного легче - всюду дебри. На перекурах сверяли пятикилометровки и с ужасом осознавали, что за двое суток напрямую прошли около 7-8 километров! Да и дымок все чаще накатывал - горело где-то недалеко. Труднее всего приходилось моим спутникам, братьям Мазеевым. К концу второго дня я понял, что наш коллектив распадется раньше, чем было задумано. Спутники молчали...
Гул моторной лодки положил конец неопределенности. Значит, начался долгожданный подъем воды в реке. Моторка пристала к берегу. Из нее вышли двое, сели к костру. Старший - Герман Вокуев - охотник-промысловик, имеет в верховьях Лесмиегана угодья. Младший - его племянник Саша. Оба из Овгорта. Герман не скрывал, что посещение своих избушек в столь несезонное время связано с нашей группой и, отчасти, с пожарами. Одним словом, здоровое чувство собственника в эпоху массового туризма. Избушки грабят безбожно, понять хозяина легко.
Взвесив все обстоятельства, а именно: то, что время отпуска у братьев на исходе; усталость их - и физическую, и психологическую, я предложил расстаться. Предложение было принято с достоинством. Я пересел в лодку к Герману, и мы помчались вверх. Он согласился забросить меня к самому верховью Лесмиегана, но при этом не переставал отговаривать от безумной, с его точки зрения, затеи - идти одному на Софьины горы, на Кемпаж: «Ты даже не представляешь - какие там нюрмы! Уйдешь в сойм, и никто тебя искать не будет!»
Поясню термины. Нюрм, или нюр, - по-русски болото. Когда мчишься на лодке и созерцаешь стройные ряды сосен и елей по берегам, с трудом верится, что это лишь «витрина» тайги, за которой или непролазный бурелом, или непроходимое болото. Сойм - ручей. Но, применительно к превратностям пути, имеется в виду опасная часть ручья, возле устья. Почва глинистая, даже небольшой ручеек прорезает приличной глубины узкую канаву, которая совершенно незаметна из-за разнотравья. Один неосторожный шаг с тяжелым рюкзаком -и можно «уйти в сойм». Так что искать действительно никто не будет. Или будут, но слишком поздно.


Рецензии