За окном метель...

За окном метель воет, завывает,
И душа моя сильно изнывает,
Отчего так больно в громкой тишине?
Оттого, что девица снится часто мне.
Оттого, что нравится сильно мне она,
Не сыскать красавицы, чтобы ей была равна,
И любить мне хочется лишь ее всегда,
Но, увы, хохочут лишь девицы уста.
И не знаю счастья я без нее теперь,
Ничего не хочется, и в душе метель,
Ах, моя красавица, душу отняла,
Как же ты мне нравишься,
Милая моя.
Ох, метель, прошу тебя
Не смолкай в ночи,
Успокой ты хоть немного
Стон моей души.


Автор: Чадуха (Ксения Мында)


Рецензии
Вот перед нами очень сложное и, я бы сказал, претенциозное произведение «За окном метель...». Надо понимать, что это своего рода челлендж. Не каждый поэт взялся бы раскрывать затронутую в нём тему именно в такой форме.
«Да что же там такого сложного? – воскликнет нетерпеливый читатель, - В чём челлендж?» А в том, мой дорогой друг, что это стихотворение написано женщиной от лица мужчины. Кто считает, что это просто – попробуйте!
А ещё стихотворение создано в стилистике первой половины XIX века. Если бы мне кто-то сказал, что это не Ксения подарила его нам, а, скажем, это ранее неизвестное творение Жуковского, я бы поверил. Никакого диссонанса бы лично у меня не возникло. Так что это двойной челлендж.
То есть наш поэт резко поднимает перед собой планку, начинает сразу со сложного. Смело до безрассудства! Справляется ли?
Про стилистику я уже сказал. Хочу отметить, что здесь не может идти речь ни о плагиате, ни о подражании – во времена Жуковского так писали практически все. Это была литературная традиция, из которой со временем выломятся царскосельские лицеисты во главе с Пушкиным, но традиция-то останется в русской литературе, а Ксения хранит её для читателей и в XXI веке. Она не пишет так как легче бы писалось ей, а отдаёт дань литературному наследию великой русской культуры!
Теперь о самом сложном. Женщина в стихах передаёт мысли влюблённого молодого мужчины. Такую задачу она сама ставит перед собой. Я бы от лица женщины писать не решился. А Ксения справляется и с этой задачей. «Да не бог весть, какие у влюблённого парня сложные мысли!», - скажет мой воображаемый скептик и будет неправ. Мысли как раз очень сложные. Я бы сказал, что Ксения даже своему персонажу немного льстит. У этого парня из её стихотворения богатый и многослойный внутренний мир, заставляющий влюблённого рефлексировать, пытаться понять, проанализировать поведение любимой. Ксения пишет так, что читатель прямо-таки мучается вместе с этим несчастным парнем, болеет за него и подсознательно хочет, чтобы он всё же не отступил, чтобы всё же завоевал красавицу. Какими художественными средствами этого добивается автор, я с вашего позволения анализировать не буду, а то моя рецензия рискует превратиться в некое глобальное литературоведческое исследование.
Остановлюсь лишь на тончайшем психологическом нюансе, который Ксения вставляет в концовку стихотворения. Ох, какое это меткое наблюдение с её стороны! Создаётся впечатление, что поэт долго изучала поведение людей в состоянии затяжного стресса и лишь потом взялась за перо. Кстати, не знаю, может быть так оно и есть. Все поняли, о чём я говорю? Вчитайтесь. В конце стихотворения до полусмерти уставший от дум парень просит метель не стихать, находя в её монотонном вое хоть какое-то облегчение. Да за один этот штришок Ксению стоит причислить не просто к когорте крепких профессиональных поэтов, а к крайне узкому кругу поэтов-психологов, познавших множество тайн человеческой души!
Вынужден извиниться перед читателями за большой объем получившегося у меня текста. Сокращал, старался как мог. Видит Бог, пытался придраться хоть к чему-нибудь. Надеюсь, что все свои мысли я изложил аргументированно и ясно, хотя, конечно же, не так ёмко и кратко, как это умеют делать настоящие литераторы.

Александр Лосов   13.11.2023 02:29     Заявить о нарушении