Маргарита человек разумный часть 931

Маргарита человек разумный часть 931

Таинственные животные в Чувашии
Духи и существа в чувашской мифологии
Чувашская мифология и традиционная религия - комплекс воззрений, верований и культов чувашей, существовавший с IX-XIX вв. Отдельные черты мифологии и религии чувашей сохраняются и в наше время. Традиционная религия называлась самими чувашами «обычаем старых» (ваттисен й;ли), а её приверженцы - «истинными чувашами»
В Чувашской мифологии по В. К. Магницкому всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. Д. Месарош указывал: «Если последовательно, внимательно присмотримся к старой вере чувашей, особенно в том, что касается памяти Бога, находим значительные расхождения, например, с чистой шаманской верой алтайских тюрок. Культ хороших и злых духов померк, а роль шамана-жреца полностью потеряна. Однако в сегодняшнем веровании чувашей отчетливо вырисовывается понятие о единственном боге, что ни в коем случае не похоже на язычество.
Русские исследователи В. А. Сбоев, В. К. Магницкий без особых знаний языка и предмета не могли выделить это настолько характерное свойство чувашской мифологии, поэтому исходили из того: так как речь идет о язычестве, чёрной вере, то, следовательно, каждый дух и фигура воображения это и есть Бог. И под это понятие подгоняли из текстов жертвенных молитв каждое уже не имеющее значения слово, называя Богом, и даже названия определенных болезней, без какой-либо систематизации и знания языка. В главе, посвященной Богу, я подробно говорю о чувашском монотеизме».
О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один верховный бог (Султи Тура), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.
Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах. В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Тур;, обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила - луна ниже, солнце выше.
Первый надземный ярус находится между землей и облаками. Раньше верхняя граница находилась гораздо ниже («на высоте крыши ветряных мельниц»), но облака поднялись выше, когда люди стали хуже. В противовес подземным ярусам, поверхность земли - мир людей - называется «верхним миром»(;улти ;анталак). По форме земля четырёхугольная, в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Т;ват к;тесл; ;ут ;антал;к).
Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах - утки. Берега земли омывал океан, бушующие волны постоянно разрушали берега. «Когда край земли дойдет до чувашей, конец света придет», - верили древние чуваши. В каждом углу земли стояли на страже земли и людской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.
Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души верных и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги дьявола непрестанно поддерживали под котлами огонь

Арзюри - дух, хозяин леса, леший.
Духи и существа в чувашской мифологии
В некоторых мифах у арзюри черное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Наконец, арзюри наделяли такими признаками, как очень большая голова и глаза размером с просяное зернышко. Арзюри представлялся и в других обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. Согласно ряду мифов, арзюри происходят из самоубийц или убитых. Шуйтан входит в тело самоубийцы и носит его по лесной чаще, пугая прохожих.
Арзюри представляют в образе высокой голой женщины с длинными (до земли) волосами, с телом, покрытым шерстью, только её половые органы обнажены. У неё глаза размером огромные, как овсяные мешки, груди, свисающие вниз; во время ходьбы она кладет их себе на плечи. В некоторых мифах у арзюри чёрное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Наконец, арзюри наделяли такими признаками, как очень большая голова и глаза размером с просяное зернышко. Арзюри представлялся и в других обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном.
Согласно ряду мифов, арзюри происходят из самоубийц или убитых. Шуйтан входит в тело самоубийцы и носит его по лесной чаще, пугая прохожих. В некоторых местностях думают, что душу убитого в дороге или самоубийцы Тура не принимает к себе, и потому она с плачем ходит по лесу и пугает других. По другим мифам, Арзюри - души уведённых в лес и брошенных там больных, увечных, престарелых; души убитых и похороненных без исполнения традиционных предписаний, непоминаемых; души внебрачных младенцев, брошенных в лесу, овраге; покойников, чьи останки не погребены.
Арзюри сбивает людей с дороги, издевается над ними, вырывает зубы, пугает жутким хохотом. Он может дико кричать на разные голоса, лаять по-собачьи, визжать как поросенок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. Арзюри обычно гоняется за человеком в лесу, принимая всевозможные образы: овцы, зайца, вспыхивающего огонька, хлебной скирды и т.п.
В таких случаях нельзя обращаться к нему, так как он тотчас же исчезает, а вместо него в лесу начинается свист, ауканье, слышатся топот, треск, ужасные нечеловеческие голоса. Услышав это, конь только крутит головой, и невозможно его сдержать, он пугается и несется вскачь. Арзюри любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает. Питается мясом животных. Арзюри очень боится железа, кнута, огня, воды, собак и потрескивания черемухи на костре, поэтому, если у путника в лесу в костре горят черемуховые ветки, он к нему не подойдет. Арзюри любит ездить на лошадях, поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой.
Возможно, термин «арзюри» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название арзюри - «варман тура» («лесной бог») - аналогично одному из названий лешего «урман иясе» («хозяин леса») у казанских и западносибирских татар. Южные чуваши считают арзюри женой убэде, поэтому и зовут также «варман амаше» («мать леса»). Арзюри также называют бесстыжую женщину.

Албасты
Албасты - демонические персонажи в тюркской мифологии
Обычно представляется в виде уродливой обнаженной женщины с длинными распущенными желтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ албасты добавлял третий глаз и длинные когти. Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась Албаста и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Все его тело было в синяках.
Албаста истребляет маленьких детей. Она поджидает, пока ребенка оставят одного, и если дождется, кормит его своей грудью, и ребенок умирает. Чтобы Албаста не навредила, в изголовье кровати, на которой спит ребенок, кладут нож или иной металлический предмет; иногда прикалывают иголку. Также Албаста приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.

Вубар - злой дух, насылает болезни
Появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары. Мужчин вубар давит в облике девушки, женщин - в облике мужчины. Чаще всего он приходит не ко всем, а к тем, к кому уже приходил однажды. Нападая на спящих людей, вубары тем самым поправляют своё здоровье. Спящий человек при этом не может пошевелиться и что-либо сказать. В многовековом мифологическом развитии сохранил в себе, кроме бытовых понятий, космогоничные представления, что не прослеживается у других народов. Вубар на глазах у людей пожирает Солнце или Луну, что становится причиной затмений: там, где темная часть, уже съедено.
Чтобы вубар больше не приходил, рекомендовалось рассказать о его визите домашним животным. Если вубара удавалось отпугнуть во время нападения, он превращался в какой-нибудь чёрный предмет, в чёрного кота или в лоскуток войлока. Тогда рекомендовалось как-нибудь сломать найденные чужие предметы, коту же жгли морду или ломали лапы. Тогда на следующее утро человека, который в образе вубара посетил дом, можно было найти либо со спалённым лицом (если чёрному коту спалили морду), либо со сломанной ногой (если сломали лапу).
Крещеные северные чуваши, чтобы избавиться от вубара, перед сном привязывали ко лбу шейный крест, или клали его на ночь в рот. Полезным считалось также перед тем, как лечь спать, понюхать пот между пальцами ног. Вубара невозможно поймать руками. Существовал обычай после пробуждения выбрасывать за вубаром на улицу горсть золы со словами: «Вуп;р ур;х ан кил, вутл; к;л сапат;п!» (Вубар, больше не приходи, огненную золу сыплю!)
Когда вубар пожирал светило, тем самым вызывая затмения, чуваши-старики вели с вубаром борьбу (кричали и пугали его, стреляли из лука, бросали в сторону Луны или Солнца горящие поленья, металлические предметы). Пытаясь отвадить вубара от Луны или Солнца, можно также насыпать на подоконник золу или расщепить рогатину из рябины, и вубар тотчас же от светила отстанет.

Маргарита человек разумный часть 931

Вудаш - духи воды
В вудашей, по поверьям, превращались утопленники. По одной версии, это полулюди - полурыбы, по другой - такие же существа, как люди, на двух ногах, живут в больших прудах, реках и озерах. Считалось, что вудаши живут под водой, ведут тот же образ жизни, что и люди. Они имеют семьи, среди них есть и старцы, и младенцы. В полдень людям нельзя купаться, в это время купаются сами вудаши. В солнечные дни они выходят на берег в обличье красивых черноволосых девушек и усаживаются расчесывать золотым гребешком свои длинные волосы.
В таком виде они и показываются людям. Но те не должны видеть вудашей, потому что духи воды могут утащить их на дно. Однако мужчине, ставшему ее возлюбленным, вудаш носила деньги. Вудашей было бы несметное количество, но на рассвете, когда они также выходят на берег полежать, их поедают волки. Иногда вудаши засыпают на берегу, и если надеть на них крест, они не могут обратно войти в воду. В такие моменты чего у них человек ни попросит, они всё дадут, лишь бы с ее шеи сняли крест. Воздействием вудашей объяснялись болезни (кашель) и бедствия (разрыв плотины).
Вудашу полагалось жертвоприношение. При хождении за водой требовалось благодарить духа воды, возле источника соблюдалось приличное поведение. Согласно некоторым мифам, при постройке водяных мельниц вудаши требовали человеческих жертв. Иногда этих духов отождествляли с матерью воды (чуваш. «шыв амаше»), Отцом воды («шыв ашш;»), божеством воды («шыв турри») и водяным шуйтаном («шыври шуйттан»), которым также приносились умилостивительные жертвы.

Йтрех
Дух 1. хранитель домашнего очага; 2. злой дух, насылающий на людей наружные болезни.
Обиталищами Йтрех считались клети, амбары, овраги, мосты. При заболевании кожными и глазными болезнями Йтрех приносились жертвенные дары: кусочек свинца, серебряные монеты, лоскуток шелка, еда, которые клали в й;р;х п;рни - кузовок из вяза. Основное требование духа-хранителя - это мирная жизнь. Представлялся в женском облике (по преданию, он произошел от старой девы). При выходе замуж девушка брала с собой вязовый кузовок и вешала его на новом месте. Место обитания йтреха называлось Вайкилли. Это место чужим людям не показывали. Часто место это имело в названии принадлежность какому либо роду: Вайкилли Уртемея и т. д.

Эсрель - дух смерти в чувашском пантеоне
По верованиям, по наступлении определенном богом срока к человеку приходил из преисподней Эсрель и забирал его душу. Местом обитания Эсреля считался нижний мир, где он со своим хозяином Шуйттаном надзирал за душами грешников. Представляли Эсреля чаще в виде белой или чёрной фигуры (иногда очень высокой - ростом с дом), напоминающей человеческую и состоящей из одних костей, с глазами на затылке и с косой в руках

Асьтаха - злой дракон
Асьтаха показывается иногда ночью в виде внезапно вспыхивающего света. Способен принимать облик человека. В этом случае он ходит по ночам к женщинам и распутничает с ними вплоть до утра. К женщине асьтаха является в виде ее мужа, но он похож на него только спереди: зад у него, как у барана; по этому признаку его и можно узнать. Однажды повадившись к какой-либо женщине, он ходит к ней каждую ночь и насилует ее до тех пор, пока она не умрет. Чтобы избавиться от асьтахи, в него, летящего по воздуху, стреляют из ружья - он пугается и больше на осмеливается прийти.
Можно отучить его также еще и следующим образом: муж надевает на себя одежду жены и ложится на ее постель. Когда ночью приходит асьтаха, муж встает и бьет его бичом, после чего дракон не осмеливается больше приходить. Иногда в деревню прилетают несколько асьтах, садятся на крыши домов и играют. Если какая-нибудь женщина очень долго убивается после смерти мужа, асьтаха является к ней по ночам в виде покойного мужа и спит с ней. Спускается он обычно по трубе и распутничает с женщиной до тех пор, пока она не иссохнет. К мужу, оплакивающему свою жену, асьтаха является в виде его покойной жены и так же поступает с ним. Во многих местах асьтаху отождествляют с вереселенем.

Огненный змей, вереселень
Демон в чувашской мифологии, воплощение стихии огня. Огненный змей представлялся в виде огромного огнедышащего многоглавого змееподобного существа с сильными крыльями, который с наступлением темноты выходит из-под земли и летает в поисках жертвы, оставляя за собой огненный след. У него голова человеческая, волосы - будто веник, есть хвост, ноги похожи на куриные.
Огненные змеи произошли от младенцев, которые были тайно рождены и умерщвлены незамужними женщинами. Они приходят к собственным матерям и, насылая на них всякую хворь, постепенно убивают их. Также огненные змеи посещают мужчин и женщин, которые затем чахнут и умирают. Превратиться они могут в кого угодно: к женщине они приходят в облике мужчины, а к мужчине - в облике женщины.
В дом они пролезают через дымоход. Если хозяева почуяли, что к ним повадился огненный змей, нужно завести в доме свинью, так как свиньи чувствуют близость огненного змея и начинают визжать. Огненный змей убегает, поняв, что его почуяли. После трех подобных встреч он больше не приходит в этот дом. Чтобы обезопасить себя от огненного змея, одежду и постель полагалось пачкать куриным пометом, посыпать на подоконник горячую золу, оградить дом кругом, прочерченным железным предметом, стрелять из ружья.

Ашапатман
Ашапатман - мифическое существо, старушка со светлыми, серебряными распущенными волосами, одним глазом, единственным золотым зубом. Она является издалека: из-за морей, лесов и гор. Ашапатман призвана поддерживать в мире согласие, равновесие, благополучие, справедливость, порядок. В то же время, превращаясь в какое-либо существо или предмет, выступает как отрицательный персонаж. Чувашская старушка Ашапатман в своих положительных действиях, а также по этимологии восходит к древнеиранскому Аша (Истина, Порядок, Правда) и Патман («господин», «госпожа»). В учении зороастризма считалось, что Аша руководит поведением человека.
   
Огненная птица
Огненная птица - птица, переносящая огонь, предвестница пожара, который она сама и прекращает. Что-то общее она имеет с птицей Феникс.

Чупакабра в Чувашии
В селе Келте-Сюле был зафиксирован случай нападения неизвестного животного на свиную ферму.
С утра работники фермы, придя, как обычно, на смену, обнаружили, что ворота здания выломаны.  Внутри все было усеяно трупами свиней. Бедные животные были полностью обескровлены. Сначала люди предположили, что произошедшее - дело рук вандалов. Но при осмотре места были найдены несколько клочьев серой шерсти агрессора, видимо, свиньи оказывали сопротивление. Чупакабра в Чувашии испугала жителей не на шутку. Все сельчане усилили защиту входов в сараи, а ферму пришлось закрыть на время. Нападений пока больше не было.
Кстати, примерно за неделю до несчастного случая охотники села Келте-Сюле подстрелили незнакомого зверя в лесу. По описаниям он походил на чупакабру, и покров его тела, как и найденная на ферме шерсть, был серым. Выходит, что чупакабра в Чувашии появилась не одна. По-видимому, существ несколько. Чупакабра в Чувашии заинтересовала местную молодежь. Уже после случая на ферме было сделано несколько вылазок добровольцев, которые хотят защитить сельский скот от злой нечисти. Пока поиски зверя не увенчались успехом. («Х-Переход»).

Аномальные Чебоксары
Если поверить чебоксарским исследователям паранормального, то получается, что Чебоксары - в высшей степени «странное место»! Зона, где идут беспрерывные «контакты с неведомым»!...
Первые «контактные происшествия» были зарегистрированы в Чебоксарах летом 1980 года, когда никто еще в Чувашии толком ничего и не слыхивал об аномальных явлениях. В парке на окраине города обнаружили несколько больших кругов, выжженных на почве. Тут же валялись клочки какого-то вещества, похожего на зеленоватую липкую вату. Откуда вдруг взялись круги, что это за зеленоватое вещество, никто не знал... Круги постепенно зарастали травой. Разошлись по рукам любопытных кусочки зеленой «ваты».
А вечером 12 октября 1980 года тысячи людей услышали звук, похожий на вой сирены. Звук шел откуда-то с севера - из-за Волги. Далеко на горизонте появилась за Волгой неяркая точка. Несколько минут точка висела в небе неподвижно, а потом, словно бы решившись, сорвалась с места и быстро полетела к городу. В процессе полета она преобразовалась в гигантский голубой овал с красным ядрышком посередине. Достигнув зенита, объект замер над головами изумленных горожан, наблюдавших за ним с самых разных улиц Чебоксар. Потом он вдруг взорвался тысячами блестящих желтых искр. Словно звезды праздничного салюта, искры посыпались на пригородный парк, находящийся на окраине города.
Через несколько дней жильцы домов на улице Павлова рядом с парком сообщили в милицию, что в их домах «завелась чертовщина». Сами собой открывались по ночам форточки окон, смотревших на парк. Вернувшись вечером с работы домой, некоторые обнаруживали в своих квартирах кавардак - шкафы стояли нараспашку, одежда и посуда валялись на полу, и на кроватях словно бы кто-то потанцевал.
Один пенсионер надумал подкараулить «хулиганов». Он затаился на лестничной площадке возле двери, ведущей в его квартиру. И когда услышал, что кто-то бродит за дверью по квартире и тихо переговаривается там, то распахнул дверь и стремительно ворвался в дом. К собственному удивлению, он не обнаружил посторонних в доме.
Вскоре проделки незримых проказников стали происходить и в других многоэтажных жилых домах города.
Физик М. Двинский и инженер И. Яблонский нанесли на карту города места, где наблюдались все эти аномальные явления, и обнаружили, что из пригородного парка словно бы выполз на город громадный «паранормальный язык». Именно и только в пределах «языка» и происходили в квартирах всяческие «чудеса»... С тех пор прошло почти двадцать лет, а зона сохраняет свои очертания. В ней по-прежнему время от времени беснуются в квартирах невидимые хулиганы.
Кроме того, людям, живущим в пределах этой зоны, стали сниться странные сны.


Рецензии