Маргарита человек разумный часть 930

Маргарита человек разумный часть 930

Как видим, восточная Сибирь представляется в большой степени чем-то вроде гигантской арены блуждений, сезонных и иных миграций «снежного человека». Стрелка научного компаса указывает отсюда, во-первых, в западном направлении, где в дальнейшем могут быть обнаружены более стационарные очаги обитания, во-вторых, на крайне восточную оконечность Сибири, в область обитания чукчей. Чукотский полуостров и прилегающие территории, несомненно, должны привлечь взимание в данной связи. Это тем более необходимо, что только через Берингов пролив и через Алеутские острова люди могли оттеснить на Американский континент «снежного человека», обильные данные о котором обнаружены там в последнее время.
Здесь уместно воспроизвести рассказ якута Бычы, записанный П.Л. Дравертом еще в 1908 г. в низовьях р. Лены. Согласно преданиям, здесь некогда обитало сильное, могучее племя, но Красный Дьявол наслал на них горы, задавил их, и лишь немногим, жившим ближе к морю, удалось спастись: «вместе с женами и детьми они уплыли к Теплым островам - и там, будто бы, живут до сих пор…» «А где эти Теплые Острова», спросил участник экспедиции, русский, не знавший, что так называют Алеутские острова. «Никто не знает этого, - отвечал Бычы; только старые люди передавали, что однажды к земле Чукчей (а ты слышал, как далеко она отсюда?) море выкинуло на песок тело волосатого человека с Теплых Островов. Нельзя было понять живой он или мертвый. Никто не решался тронуть его.
К нему боялись подойти даже собаки… И так лежал он на берегу целый день. А на утро его уже не оказалось там… Лишь один почтенный шаман видел ночью, как человек поднялся с земли, трижды обошел стойбище чукчей и потом ушел» (Драверт П.Л. На севере дальнем // Камско-Волжская Речь, 1913, №239). В качестве комментария к этому преданию можно лишь добавить, что в летнее время течение действительно направляется от Алеутских островов на север и могло донести выбившегося уже из сил «волосатого человека» до Чукотского полуострова.
Преодолеть вплавь или по льдам Берингов пролив для крупного животного возможно, это по силам, например, стадам оленей. Может быть еще теснее связывают Азию с Америкой Алеутские острова. О «снежном человеке» некоторые сведения на Алеутских островах уже собраны А. Сэндерсоном и готовятся к печати. В книге путешественника Тода Бенка мы находим упоминания рассказов местных жителей об «айдигадине» или «чужаке» - страшном бездомном дикаре, который рыщет по ночам в горах, приближается подчас к деревне, ворует продукты, а иногда, говорят, даже и детей (Тед Бенк. Колыбель ветров. М., 1950, с. 132). Эти связующие звенья делают правдоподобнее и казавшиеся сначала невероятными сведения о существах, аналогичных «снежному человеку», на территории западного побережья Канады, Северной Калифорнии, а также и в других местах Америки. (Борис Федорович Поршнев).


Мифология Забайкальского края
Впервые подобная экспедиция была предпринята в XIX веке К. Д. Логиновским. Кроме того, В. П. Зиновьев на протяжении многих лет целенаправленно занимался исследованием жанра современной былички, результаты его трудов опубликованы в книге «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Он был убеждён, что эти рассказы – «интересный факт поэтического осмысления жизни… в них растворён богатейший нравственно-этический, педагогический и художественный опыт» народа.
В архиве В. П. Зиновьева сейчас хранятся более 1800 текстов быличек и бывальщин, записанных в 1966–1980 годах во время экспедиций и фольклорных практик со студентами Иркутского государственного университета и Педагогического института в различных районах Читинской области и в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.
В этом удалённом от центра регионе ещё живы давно забытые представления, здесь сплетаются верования русского народа с местным язычеством – шаманизмом, а также буддизмом, и соседствуют друг с другом безо всякой вражды. Люди с одинаковым доверием обращаются и к православным попам, и к ламам, и к шаманам, и к знахарям.
В селе Горбуновка множество поверий связано со змеями. Существуют рассказы о Полозе – царе змей, самом крупном и страшном. Этот необычный образ не имеет параллелей в мифологии других областей, поскольку в Приаргунье его представляют как летающее существо. Н. Г. Орлова поведала участникам экспедиции о змее, который упал с неба прямо на лошадь, как бревно. Она утверждала, что именно змеи – причина загадочных кругов на полях: якобы огромный полоз ползёт и мнёт траву. Рассказчица описывала Полоза пёстрым, с длинным хвостом и огромной головой. Пройдясь по Приаргунью, он уходит туда, где живёт, – в Аргунь. Его подданные, змеи большие и малые, собираются везде, где есть большие ямы, там они сматываются в клубки и так зимуют. Где-то среди них – и Полоз.
Интересные былички в Горбуновке были записаны и об обычных змеях. Н. Г. Орлова рассказывала, что в полноводные годы змеи, спасаясь от разливающейся Аргуни, заползали в человеческие жилища, лезли в тёплые места и даже в постели. Изредка могли заползать и в рот спящему человеку. Поведала Н. Г. Орлова и такую историю. Поехали однажды на дальний покос муж с женой. Муж ушёл косить, а его молодая жена осталась спать в балагане. Во время сна к ней в рот заползла змея.
Рассказчица назвала даже реальное место, где это случилось: «на Яшме, у Колоброда». Муж успел заметить только хвост заползающей змеи. Вместе с тестем он запряг лошадь и повёз жену домой. Там затопили баню и уложили женщину повыше на полати, а внизу поставили таз. От жара змея выползла, её поймали и убили. Она выползла вся жёлтая, очистив внутренности женщины, «унесла с собой какую-то болезнь». Ещё в Горбуновке бытует поэтическое поверье о том, почему вокруг горы зимой стоит туман: якобы происходит это оттого, что на зиму змеи собираются под местной горой и «дышат».
Истории о духах-хозяевах – домовом, полевом, лесном, водяном – исследователям встречались в сёлах Горбуновка и Зоргол очень часто. Любимейший персонаж былички – домовой. Да и вообще о нём знают почти в каждом доме, куда заходили участники экспедиции. Домовой, или суседушка, участвует в наиболее важных событиях дома и его обитателей. А. А. Жасан из села Зоргол рассказывала о поверье, согласно которому нужно обязательно просить у него разрешения въехать в новый дом; а если переезжаешь, нельзя забывать его в старом: «Не попросишься – он будет стучать, на столе черепки бить, есть просить».
Е. А. Верхотурова из села Горбуновка дополняла, что при входе в новое жилище следует сказать ритуальную фразу: «Господин хозяин, запусти нас в дом, не ночь ночевать, а век вековать». В противном случае домовой будет проказить и устраивать хозяевам разные каверзы. Домовому также оставляют под кроватью молоко или кусочек хлеба, чтобы он не докучал.
От З. Ефимовой участники экспедиции услышали такую историю: «Жили мы в Иле, в Агинском округе, как-то муж уехал в командировку, а я осталась с двумя детьми одна. Ночью мы обычно со светом спали, но однажды под утро я свет выключила и вдруг слышу, кровать скрипнула, будто кто-то идёт. Подошёл, меня за руку взял и начал признаваться в любви. Я испугалась, лежу с закрытыми глазами и вспоминаю, как меня бабушка учила: «Хозяин, домовой, пусти меня не ночь ночевать, а век вековать!» Так три раза сказала, и после этого он ушёл».
С лешим, или лесным, тоже связано множество поверий и историй. Блуждания в лесу жительница Горбуновки Е. А. Верхотурова связывала именно с лешим, даже если его нигде не видно или он прячется: «Иногда он предстаёт в облике близкого человека и может завести в пропасть, пугать или просто «водить». У нас одна женщина блудила. По ягоду пошли, и она заблудилась в лесу, всю ночь не могла дороги найти, словно уводило её что-то. Ей удалось выйти к знакомым местам уже утром, когда взошло солнце, и то благодаря молитве».
О водяном историй гораздо меньше, с ним люди знакомы понаслышке и не знают, как он выглядит. А. А. Жасан из села Зоргол рассказывала, что он похож на домового, только живёт в воде. Бытуют истории об огородном духе, или пугале, которого в селе Зоргол называют полудница-булудушка. Его функция – отпугивать воров и шаловливых детей, но никто из интервьюеров не смог описать его внешность. Т. К. Губина вспоминала, как в детстве родители пугали им детей, чтобы не ходили в огород, не обрывали овощей: «Там сидит булудушка, не ходи туда!».
В этом же селе участники экспедиции встретили любопытное поверье о бурятских божках. А. А. Жасан рассказывала, что среди русского населения существуют строгие табу, связанные с божествами и духами соседних народов. Так, нельзя подходить к местам поклонения бурятским богам, ничего оттуда брать, даже касаться изображения божества или духа: «Однажды мы на лесозаготовке были. И вот видим, в стороне от дороги стоят три сосны, все увешанные пёстрыми, красными тряпочками. Знающие люди сказали, что там – бурятский бог и подходить русскому человеку к этому месту нельзя. Но мы молодые были, бесстрашные. Подошли поближе – видим деревянный истукан под деревом стоит, а рядом – стаканы, кружки и прочее. Один из наших ребят хотел взять фигурку в руки, но его мужики постарше остановили. Если там возьмёшь что-нибудь, потом найдут хоть из-под земли и отомстят».
В селе Ишага К. М. Чащина поведала участникам экспедиции уникальную историю о двух голубях, которые предсказали судьбу родившемуся ребёнку. Подобную быличку записал в своё время и В. П. Зиновьев: «В те времена машин ещё не было, люди пешком ходили на далёкие расстояния, останавливались в деревнях на ночлег. Один мужик попросился переночевать в дом к мужу с женой. Жена на сносях была, и потому хозяин сначала не хотел чужого человека принимать, однако путник его упросил.
Среди ночи у женщины начались роды. К колыбели новорождённого прилетели два голубя, и путник с полатей их увидел. Начали птицы спорить друг с другом о судьбе ребёнка. Один хотел дать ему долгую жизнь, а другой – всего пять лет. Решили они, что ребёнок проживёт пять лет и в колодце утонет. Путник этот утром родителям наказал колодец закрыть. Однако через пять лет ребёнок подошёл к колодцу и возле него умер».
Повсеместно распространены былички о недобрых людях – колдунах, ведьмах, которые наводят порчу. Они встречались исследователям в сёлах Нерзавод, Горбуновка, Аргунск. С большим опасением рассказывали о хомутниках и хомутах – особого вида порче. Колдовство у жителей Приангурья – дело почти обиходное. При этом наказания или побои колдунов – случаи единичные, поскольку их трудно обнаружить и поймать за руку на месте преступления. Кроме того, колдунов боятся.
Е. А. Верхотурова из села Горбуновка рассказывала исследователям, что на растущую луну хомутники наговаривают щепки и бросают их на улице. «Идёшь мимо, а она скачет». Заденет человек такую щепочку и начинает сильно болеть. Так ведьмы набрасывают на людей хомут, отсюда – хомутники.
К. К. Верхотуров из села Нерзавод поведал, как однажды его брат играл на улице с дочерью ведьмы-хомутницы. Дети что-то не поделили, и мальчик ударил девочку. Она заплакала и побежала жаловаться к матери, которая пришла и со злобой пообещала обидчику: «Я тебя изведу, помнить будешь». Смерть ведьмы – мучительная и страшная. Часто колдун долго не может умереть, и тогда разбирают конёк у крыши, чтобы душа могла выйти из тела.
В селе Аргунск ходят рассказы о встречах с умершими, с призраками, которые чаще всего интерпретируются рассказчиками как знаки сильных изменений в судьбе, порой смерти. Е. Ф. Андреева даже указывала на местное «плохое место», где водятся призраки. Люди обходят его стороной. Самой страшной в Приангурье считается Белая ведьма, рассказы о которой участники экспедиции слышали не однажды.
Много историй связывают с русалками, душами утонувших девушек. Иногда их описывают красивыми или, наоборот, страшными и волосатыми. Чаще всего они сидят на камне посреди реки и расчёсывают волосы, и если кто-нибудь отберёт у них расчёску – жизни этому человеку они не дадут. Сравнение собранного экспедицией материала с текстами, опубликованными у Зиновьева и Логиновского, выявляет новые сюжеты: о Полозе, вестниках судьбы, бурятском божестве. Появились и новые персонажи в мифологических рассказах – инопланетяне. («Русская история»).

               
 


Рецензии