Стихотворение месяца 98 - обзор Анонимного Арбитра

1. "Про секс"
 
В том, что известно подробно и полностью
Властвует скука, а не интерес.
Вот потому-то с девической скромностью
Я не люблю разговоры про секс.

Пусть невербальной останется тайною,
Пусть не совсем, ну хотя бы на треть.
Лучше в сто лет сомневаться отчаянно,
Чем в двадцать пять ко всему охладеть.

В знании – сила, а вера – в незнании,
С верой – надежда, а также любовь.
Тот, кто последствия знает заранее,
Для настоящей любви не готов.

Эта романтика от бэби-бумеров,
Вышедших в космос и строивших БАМ,
Их поколение нравственно умерло,
Постмодернизм им был не по зубам.

А, например, современные школьники
В сказки не верят, а с сексом – на ты,
Люди плодятся быстрее, чем кролики,
Скоро на всех не найдётся еды.

Если уж сдерживать рост населения,
Нужно ускорить культурный процесс:
Юным трансгендерам Z-поколения
В детском саду демонстрировать секс.
*****

То ли это ирония, то ли на полном серьёзе автор считает, что романтики вымерли, а дети в сказки не верят... Не понял.
Не соглашусь, что верит (верует!) тот, кто НЕ знает. Получается, что для настоящей любви только блаженные и годятся )
По технике: невербальнОЙ тайнОЙ или же невербальнОЮ тайнОЮ. Надо выбирать )  В остальном – гладко, ровно, но ничего интересного в плане рифм и пр.
3/3
--------------

2. "Трудности перевода..."

Родившись, не умея говорить,
Общаясь с миром через смех и слёзы,
Вселенную готовы разбудить...
Но, вырастая, погружаясь в грёзы,
Мы вместо сердца ставим блоки слов,
Которые узнали по дороге,
И сбросить груз напыщенных оков
Даровано, увы, совсем не многим:
Богам, убогим или дуракам.
Ещё бывают родственные души,
Которые читают по глазам
И в полной темноте умеют слушать...
Вот с ними можно молча "говорить",
Не возводя словесные барьеры!
Мы с возрастом пытаемся любить,
Речистой наслаждаясь атмосферой...
Не слышит нас, кто к звукам сердца глух,
Не видит мир твоими он глазами,
Ему читаешь громко, чётко, вслух,
Но вскоре понимаешь со слезами:
Он слышит так, как выгодно ему.
Поэтому нет башни Вавилонской!
Все говорят, но я их не пойму,
Как-будто разговоры на японском...
*****
Всё стихотворение выдержано в стиле «высокого слога», что уже похвально ) Тема хоть и не нова, но понятна и грамотно изложена.
Однако: слёзы-грёзы, дуракам-глазам, глазами-слезами, говорить-разбудить, говорить-любить – не порадовало меня как слушателя.
3/4
--------------

3. "Соловушка"

Свисти, соловушка, свисти,
Семнадцать щуплых граммов
Легко поместятся в горсти,
Но как же филигранно
 
Ты выдуваешь пузыри,
Из крохотного горла
Летят до розовой зари
Серебряные зёрна.
 
Свисти, мой легкокрылый птах,
Дроби полночный воздух,
Рождённый с дудочкой в устах,
Ведь ты для песни создан.
 
Твоё бурлящее "фьюить"
Прогонит сон и грозы.
Как хорошо, как просто жить,
Свисти, сладкоголосый!
*****
Странное какое-то у меня осталось послевкусие после прочтение этого стихотворения.
С одной стороны – про соловушку написано тепло, даже с нежностью… А с другой – какие-то математические выкладки! (Скока будем вешать в граммах?(с))
Ещё не понял про пузыри... Это трель соловья вы сравнили с пузырями?
А насчёт веса – даже интересно стало, специально ознакомился:
«Распространенный представитель вида – обыкновенный соловей весит 25 г, длина тела у самцов и самок – 16-17,5 см, размах крыльев 24-27 см. Окрас оперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Выглядит соловей достаточно обычно, больше походит на воробья, нежели на птицу с выдающимся голосом».
4/3
--------------

4. "Под окошком цветочек синенький"

Под окошком цветочек синенький
Был милее прекрасных роз.
Я любила тебя, мой миленький,
Я любила тебя до слёз.
 
Ты уехал, сказав ненадолго,
И заплакал дождём рассвет.
Разноцветьем сияла радуга,
Как предвестница скорых бед.
 
Были сны о тебе обманами,
Жгло на пальце огнём кольцо,
Боль ложилась на сердце ранами,
Забывалось твоё лицо.
 
Ты уехал в края далёкие,
И завял под окном цветок,
И плывут облака высокие
Над землёй, где так мир жесток.
 
Отпоёт до зари соловушка,
Отзвучит колокольный звон,
Отболит по тебе головушка
И пройдёт всё, как странный сон.
*****
Стилизация под русскую народно-слёзно-хороводную )
Вот только, простите автор, ничего своего, ВСЁ с «чужого плеча», увы. Сплошные штампы.
2/2
--------------

5. "Мой друг, расстался я с тобою"

Мой друг, расстался я с тобою
Надолго. И душой грущу.
Воспоминанья предо мною,
Успокоения ищу.
Мне памятны все наши встречи,
Слова улыбки, голоса.
Зачем? Пожалуй не отвечу,
Но предо мной твои глаза.
В них блещут огненные стрелы,
Летучей молнии огни.
Они вонзаются. И сердце
Зажечься может от любви.
*****
Как и в предыдущем стихотворении, тема расставание-грусть-тоска )
Но в этом стихотворении хотя бы есть что-то авторское, а не сплошь народно-пушкинское.
Мне показалось, что зпт пропущена вот здесь: Слова, улыбки, голоса… Иначе не логично )
И тут: Зачем? Пожалуй, не отвечу…
3/3
--------------

6. "Билет в детство"

Купить бы билет до детства,
плацкартный как раз по средствам.
Меня на перроне встретят
знакомые и друзья.
 
Пройдём возле средней школы,
где в секции волейбола
часами терзали сетку.
Иначе никак нельзя))
 
Всё жизненно и знакомо...
Калитка, трава у дома,
мальчишки в соседней роще
смолят на троих бычок.
 
Там бабки мусолят сплетни,
как Людка с Петром намедни
орали что было мочи,
а щас не слыхать. Молчок))
 
"Москвич" дядь Серёжа чинит,
серьёзный такой мужчина -
пока барахлит подвеска,
останется в гараже.
 
Привычно хлопочет мама
и моет на кухне раму...
 
Как быстро проходит детство.
Его не вернуть уже...
*****
Прочитал и… защемило сердце. Спасибо, автор.
И даже «мама моет раму» порадовало )
А вот последние две строки поменял бы на что-то более тёплое, например:
Моё дорогое детство
На памяти витраже.
5/5
--------------

7. "Лопата"

Небо сегодня светится
пробками от шампанского -
классная ночь в окрестностях:
праздник лопаты шанцевой.

Льётся веселье литрами.
Труд у лопаты аховый:
ей и окопы вырыты,
и огороды вспаханы.

- Ну! За лопату! - катятся
тосты под птичье пение.
В клёнах, как-будто в кратерах,
майская зелень пенится.

Люди танцуют, кружат их
наигрыши банальные.
Счастье душой натруженной
дышит в боках баяна и
клавиш - взмывает лестница
(выше лишь спутник гостовский)...

Скромной лопате лестно стать
частью народной гордости.
Вот она - робко зыркает
где бы ещё что выкопать.

Каждый окоп - как дырка под
орден на старом кителе
родины.

Хватит войн-то нам.
Горе всегда огромнее
подвигов,
                лучше вовремя
оберегать гармонию
песней и верить в светлое,
сеять добро и овощи.

Майская ночь наседкой - всем
землю согрела. Общую.

Льётся веселье. Знойные
ветры в причёсках шарятся.

Время - людей с мозолями.
Праздник - лопаты шанцевой.
*****
Улыбнули, автор, ничего не скажешь ) Ода лопате!
Всё понравилось! А рифмы какие… ммммм…
5/5
--------------

8. "Сказка"

- Расскажи мне сказку, мама,
Сказку - расскажи!
... В сизом облаке тумана
Тонут гаражи,
Расклевали булку птицы,
Кот сидит в кустах,
Дети Нинки-крановщицы
Прыгают с моста,
Но вода не так, чтоб очень,
Даром что июнь...
Рассказать бы (кроме прочих)
Про любовь мою,
Сказочную - всем на зависть,
Только без кольца.

Дочка - с черными глазами
Своего отца.
*****
Это разве сказка? Это страшилка – детей на ночь пугать…
Мама пытается переложить на дочку свою досаду за то, что папы нету.
А зачем дети прыгают с моста? Какой-то суицидальный намёк… И опять же, не на детей, а на душевное состояние мамы.
4/2
--------------

9. "О чудесах"

Мне восемь. Занятия в школе
закончены. Лето пришло.
Бездельно, бездумно и вволю
смотрюсь в прудовое стекло,
где от нестерпимого сверка
невольно зажмуришь глаза,
но меряет гладь водомерка
так, что оторваться нельзя.
Шестнадцать мне. Я не "ботаник",
но каждой осенней порой
еще не пустой палисадник
меня восхищает игрой
и чистых цветов, и отенков,
как позже Матисс и Моне
на залитых светом простенках
появятся будто во сне.
Мне двадцать. И женское чудо,
закрывши весь мир пеленой,
от общности душ и до блуда
еще позабавится мной.
Мгновением жизнь пролетела,
часами Дали утекла,
но дивное женское тело,
но тихих прудов зеркала
по-прежнему кажутся чудом,
а что до души, то душа
бродяжкой пришла ниоткуда
и так же уйдет без гроша.
*****
Начну с конца, т.к. совершенно не понял почему душа (литгероя, как я понял?) пришла бродяжкой ниоткуда и ушла без гроша ??? Речь велась, вроде, совсем о другом…

Попытка «уложить» всю жизнь в 30 строк не удалась. Жизнь получилась какая-то…скудная. Любование красотами пруда, полисадника и женскими прелестями.

«прУдовое стекло» - ударение на 1-м слоге и никак иначе!
Отсюда ритмический сбой «прудовОе».
3/3
--------------

10. "Самум"

Чужак  черноглазый, пропахший доныне
Кумином, гвоздикой, зирой –
Твердил: ничего нет прекрасней пустыни -
И в зное и в ливне.
Живя на чужбине,
Её вспоминал он, как храм и святыню,
Любой подходящей порой.
Свои повторял бесконечные речи,
Как будто какой-то мулла:
Пустыня накормит, пустыня излечит,
И выпустит крепче
Из доменной печи.
В ней даже тоска переносится легче,
Ведь рядом с тобой там Аллах!
 
Но вдруг на вопрос: кто же ждёт тебя дома?
Замкнулся от тягостных дум.
И стало лицо его вдруг незнакомо:
И брови – изломом.
И кудри – соломой.
Как прозвище зверя, тирана, дракона
Он глухо промолвил: самум.

Живёшь ты, вкушая привычную пищу.
Как вдруг среди белого дня
Небес обнажается медное днище,
И смерть хищноглазой лисицею рыщет.
Кого она ищет?
Кого она ищет?
Кого и во тьме распознает из тыщи?
Кого она ищет? Меня…
*****
Таинственности нагнали, автор ) Не всё понял, но… понравилось. Красиво изложено, красиво звучит.
5/4
--------------

11. "дурак"

из двувосьмого в однодесятое
без остановок без расписания
за чудом-юдом посланный далеко
на рубеже нулевых веков
то васей то как тебя то иваном
явился дурак в никакие страны

где колется ветра игла
впиваясь в куницу ствола
мелькнут солнца лапки беличьи
с гор прорасти смогла
река и мужья-ручьи
ласкают как могут реки непокорный стан
среди берегов и порогов
в этом матриархате
оползнями
завалами
мат дребезжит на мате
забудь сибирь
очнись
ведь это - может африка может левант
пуля свистит
рвётся снаряд

и чудится
там в глубине лесов
на разломах тектонических плит
бесстыжая смерть раскинулась голой и спит
меж её грудей нецелованных
ельник порос вороньём да совами
страх растворился в груди
возьми что нужно дурак
но попробуй уйди
*****
Интересно, конечно, но с первого раза сложно читается ) И  смысл воспринять сразу – никак ) да и много их, смыслов этих, что уже хорошо.
4/4
--------------

12. "Под обстрелом"

Опять весна, в которой мало счастья,
И где сирени меньше, чем сирен.
Под вздохами потерянных колен,
Накрыла Вечный Город тьма-ненастье,
 
Исчезли краски. Мир угрюмо сер.
Лишь рвётся небо криком муэдзина.
Сбегают облака из карантина,
Как караваны призрачных галер.

И им вослед не молимся. Кричим,
Не понимая, кто тут провинился.
Как ненависти ядом отравился
Наш Мир, что болен? Трудноизлечим?

Как мне не превратить свой дом в острог?
Не знаю. Может быть, поможет Бог...
*****
Стихотворение написано в форма сонета? Нет, слишком много отступов от этой твёрдой поэтической формы )

Согласен, война – это страшно, а если ещё глазами очевидцев… И когда уже Израиль с Палестиной насытятся? Риторический вопрос…
4/4
--------------

13. "На радуге"

Прогибаться не умею и не буду,
хоть не каждому такое по плечу,
но однажды я исчезну отовсюду
и на радугу достойно улечу.
 
Там с лошадкой встречусь ласково игривой,
а ещё - с одним загадочным ежом.
Пусть лошадка улыбнётся мне и гривой
обовьёт, и с нею вместе мы споём.
 
Ёж снабдит меня фисташками и койкой,
разноцветные шары подарит мне,
а потом чуть слышно скажет: "Здесь спокойно.
Только знаешь… всё же лучше на Земле".
*****
Такое впечатление, что о смерти рассуждает ребёнок, а не взрослый человек. Лошадки, радуги, ежи, шары…
Причём начало-то повествует о взрослости!

Задумался… Неужели, когда я умру, меня тоже приветят ТАМ зайки да мишки плюшевые? Подобная «незрелость» совсем не радует.
4 по технике за чудную рифму «игривой – и гривой». Настоящая находка, браво!
4/2
--------------

14. "Безымянная сила"

Свет безымянный, тонкий луч
вначале брезжит, после — льётся,
рисует алым по стеклу
да ищет мрак на дне колодца,

чтоб всколыхнуть, не расплескать
пойти узорами по ряби —
и глубина уже близка,
а он — не тонущий кораблик.

Жив, пробивая толщу вод
и облака лучом пронзая —
какая сила в нём живёт —
не тает и не промерзает!

Ласкает мальвы и люпин
и растекается, стекает…
В нём сила неба и любви,
хоть безымянная такая.
*****
Очень художественно! И фонетически грамотно, интересно. Понравилось, спасибо.
5/5
--------------

15. "Игры игристого"

Психоделическую чушь
Несло побитое сознанье.
Ты мне не муж. Копытца луж.
Ужи - поэтов наказанье.

Дубов развесистая сень
Приют последний дровосека.
Слагала в строки дребедень,
Помножив осень на просекко.

В шипящий падали бокал
Маслинами шальные мысли,
И сатисфакции алкал
Пегас непознанной харизмы.

Я, подбородок подперев
Мозолистой не женски дланью,
Ругалась мысленно "пся крев",
И чушь вертала в подсознанье.
*****
Эдакая игра слов. Не более. И при чём здесь "пся крев" -кровь собачья? Это ругательство такое?
Понятно, что поэт перепил игристого и просто решил в рифмы «поиграть». А уж про ужиков уже же и промолчу же )
2/2
--------------

16. "Моль"

Из трёх путей какой ни выберешь –
везде обман и западня.
А польза для здоровья в рыбе лишь,
и той хватает на два дня.

Свекровь теперь такая нервная,
прям плотник с новым долотом.
А мне по шёрстке гладить некого,
но я нежна, как моль в пальто.

Стихи выходят непечатные.
Не надо сказок и поэм,
рисуйте комиксы с зайчатами.
А я пока пальто доем.

«Везде обман и западня»… Как-то пессимистично по смыслу, хоть и написано в ироничной форме.
Свекровь есть, а по шёрстке гладить, значит, некого. Почему?
Моль пришлась по сердцу )
4/4
--------------


Рецензии
Здравствуйте. От №5.
Конфуз, промашку допустил.
Да,тема пахнет нафталином.
Я дважды два уже сложил.
Но всё равно меня с почином!

С уважением В.Б.

Добронравов Виктор Борисович   11.06.2021 11:56     Заявить о нарушении
Опубликовал с учётом замечаний. Если не затруднит короткая рецензия, буду признателен. http://stihi.ru/2021/06/11/2056

С увжением Виктор Борисович.

Добронравов Виктор Борисович   11.06.2021 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.