СССР был в рамках библейского проекта истории

http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме.

06/06/2021 Пушкинский день.
14:20-16:16(2ч)

В х/ф "Ищи мою судьбу", ссылка на которую выше см, и который я внимательно неотрывно пересмотрела на следующий день, подметив детали, остающиеся незамечаемыми в первом чтении", особенно переслушала идейные споры героев о религии и атеизме. Есть Бог или нет? Но на втором плане, а в фильме на первом плане - выступает тема "Люцифера". В комментариях зрители также заметили сколь значительна эта тема в фильме. Несколько раз она является и в лирической теме взаимоотношений священника о.Александра и юной прихожанки, студентки техникума Любы. Гуляя по набережной, Александр Григорьевич говорит Любови о том, что если бы она назвали в техникуме на вопрос преподавателя литературы "кто ваш любимый литературный герой" - Люцифера - вместо Христа, то реакция была бы та же.

"Ведь крайности сходятся", - объясняет он девушке свою мысль.
Предшествовала этому история с сочинением. "Ваш любимый литературный герой", а книги попрошу на стол!". И студенты выкладывают на край парт потрепанные томики, крупные названия в кадре: "Овод" Войнич, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Спартак" Джованьоли - стандартный набор советской героической литературы для воспитания юношества.

И вдруг  Иванова Люба(нарочно самая русская фамилия у сестер Веры, Надежды, Любови в фильме?)отказывается писать сочинение и с вызовом заявляет, что её любимый герой-"Исус Христос"!

Эта беседа на набережной окончательно располагает к себе нового попа - к Любови. Она уже подпадает под его сильное влияние и сама принимает решение оставить техникум и семью, друзей - хотя поп о. Александр просто ужаснулся бы, если бы ему приписали подобные внушения пастве, нет-нет! Он вполне лоялен не только Советской власти, а почти претендует в публичной светской дискуссии в клубе на "лавры марксиста" в сане священнослужителя, сожалея, что это лишь желание, а не настоящее владение маркситской философией, но уверено цитирует Энгельса, называет Маркса и Энгельса "более глубокими мыслителями", чем принято поверхностно воспринимать марксизм в советском агитпропе.
Да и читает он Гельвеция, например, спрашивая второй том в библиотеке. А Гельвеций, между прочим, не богослов, а классик атеистической литературы! То есть он не ортодокс, а постоянно знакомится с точкой зрения своих оппонентов-из лагеря дореволюционных в том числе европейских "гуманистов"-атеистов и марксистов-ленинцев.
Он пишет сочинение для себя, трактат о вере и сомнении, восхитивший глубиной мысли и остроумия старшего настоятеля отца Климентия -случайно прочитавшего тактат(хотя о. Климентий "случайно" все время шпионит за о.Александром, явно стуча на него). Но о.Климентий и озадачен нотками вольномыслия в сочинении и проповедях, опасного сомнения!
Спор о сомнении о.Александра и старшей сестры Надежды; затем двух священников о.Александра и о. Климентия; затем о.Александа и Владимира Михайловича, учителя истории, в доме культуры на стихийной дискуссии. То есть красной нитью через идейную канву дискуссий в фильме(а фильм этот философский, сложный, не для просто развлечения)проходит снова и снова тема СОМНЕНИЯ. Имеет ли право вера на сомнение?
"Сомнение - начало познания"-парирует о.Александр Владимиру Михайловичу.
Надежде он дает книжку-"я вас же не Псалтырь предлагаю, берите, это Бэр"-чтобы она получше узнала кто такой Люцифер. Заметим, что ранее он уже воспитал в этом ключе ее младшую сестру Веру и она испиала словом Люцифер весь листок, попавшийся в руки Надежде. Она приходит к попу домой и требует прекратить встречаться с ее сестрой Верой. что поп охотно обещает и тут же почти моляще-силой держит ее у себя, не отпуская ее на собсвтенное новоселье, к гостям, которые ждут хозяйку и тревожатся куда исчезла, и оригинально завоёвывая Надежду - не чем-то обыкновенным в таких случаях, и даже не попытками обратить в свою веру, даже не книгами нейтрального содержания для начала "дать почитать"-но Бэром, у которого она прочтёт кто такой Люцифер.
И почему он наказан Богом-"за ум и сомнение". Бог, выходит, отправил в преиподнюю конкурента!
Оригинально. Отец Александр, сравнительно молодой и начитанный священник, очень формально выполняет свои обязанности батюшки пред старушками-прихожанками, автоматически, не глядя, протягивая руку для лобызания("благослови, батюшка"), произносит формальные штампы в тяжелой жизненной ситуации("на всё воля божья")-на вызов к старушке, потерявшей внучку-монашку. Проповедь его в церкви выразительна, но тоже стандартные слова о непротивлении воле Бога.
 А вот в личных беседах не в сутане, а в цивильном костюме на набережной, у себя в квартире в рабочей рубахе, застигнутый за распиливанием досок для мебели, обустройством нового жилища - с молодыми девушками и женщинами - он ведет совершенно другие речи! Двоемыслие по-советски захватило тогда и Церковь? Он даже не пытается обратить в свою веру-которой у него нет! Ибо весь в сомнениях. А ту и другую сестру - воспитывает на поклонении...гению падшего ангела Люцифера, называя его также Прометеем!
Очень странно.
В х/ф яркие кадры первомайской демонстрации, ностальгия для заставших СССР.
Огромный портрет Ленина наряду с ликующими первомайскими колоннами с транспарантами, лозунгами и гуляньем с танцами. Ленин выглядит как Бог.
Советские зрители возможно не уловили бы возможного подтекста, а имел ли его в виду писатель и режиссер?
Тема Люцифера, бросившего вызов Богу - и тема Первомая - ярко переплетены и ведущие в фильме.
Да здравствует 1 мая -день международной солидарности трудящихся! -несется из рупоров демонстрации. И почему-то не в тон вдруг вспоминается сатирическая проза Салтыкова-Щедрина "История города Глупова", в котором классик сатиры возвысился до пророчества о будущем городе Глупове, городе всеобщего счастья, в котором всё будет распланировано и разграфлено линейкой и будет отмечаться два праздника. Один: воспоминание и скорбь о павших за дело победы революции. И второй:радость и приготовление к мировым победам новых революций. 7 ноября и 1 мая, как два основных праздника этого Города Счастья, прочитаны в этой пророческой щедринской сатире - пером визинёра-мистика Даниила Андреева в "Розе мира".

Но ведь советские зрители в этом фильме вряд ли бы уловили, за исключением редких  знатоков оккультизма, что 1 мая это ещё и старинный праздник масонства и оккультизма, шабаш ведьм! Вальпургива ночь. На шабашах обычно устривали согласно литературе, сатанинские пляски и марание Христа и христианства.
Задолго до Энгельса, провозгласившего 1 мая Днем международной солид. трудящихся на 1 конгрессе Коминтерна. В 1879 г.после событий в Чикаго, когда полиция устроила побоище на первомайской стачке рабочих. Вот снова тень Энгельса в фильме.
Случайно ли это совпадение-или?.. Про чикагскую стачку, как повод объявить 1 мая всемирным днем борьбы трудящихся, - знали все. Как и про традиционные дореволюционные маёвки рабочих, вполне мирные гулянья на природе, с трапезой. А про шабаши, да боже упаси!
В советском агитпропе большое место занимал образ Прометея, похитившего огонь у Бога и наказанный им за дерзость вольномыслия.
В частности, логотип книжной серии "Пламенные революционеры" -это Прометей с факелом. Серия, выпускавшаяся издательством "Молодая гвардия", и имевшая большое пропагандистско-воспитательное значение, многие книжки писались на заказ издательства видными советскими писателями, и сейчас эта серия востребованный книжный раритет.

Итак, Чикаго и рабочие маёвки или метафизика, масонские обряды и Прометей - первопричина Первомая? Может быть, весна?..
 Так вот, выходит, что поп о. Александр в фильме- тайный "красный поп" в рясе, коли агитирует в беседах с молодыми и думающими тет-а-тет вне Церкви, приватно,- не столько за Христа, сколько за Люцифера-Прометея!
И так ли на фоне этого внезапного вывода случайно то, что он постоянно видимо сомневается в вере  и в конце концов выскакиает на ходу  из поезда. который мчал его на новое повышенное по должности назначение патриархии РПЦ - и убегает на волю, в травы и долы, к возлюбленной им Надежде, что не принимала его веру и рясу, но сейчас он свободен от веры! А ведь предупреждал его старший поп о.Клементий, следивший и за тем кто навещает его подчиненных на дому:"так и до греха недалеко", намекая на визит Надежды. О о котором быстро настучала любезная монашка, якобы зашедшая справиться о чем-то и прорваав оборону о.Александра, не пускавшего ё дальше двери, но она прорвала блокпост и напрямик нежно спросила гостью, не внучка ли она Степаниды Никитичны. Её.
-А мы с отцом Климентием всё пытались угадать, кто же это у отца Александра".
Благостное фарисейство и соглядатайство.
отец Климентий, возможно, имел чин в КГБ. Или по меньшей мере -винтик в системе всеобщего донесения на ближнего.

о. Климентий, открыто признаваясь ему. что завидует его таланту,  что ему суждено быть солистом, пытается удержать о.Александра от принятия решения снять сан:"бывший поп, ныне заведующий красным уголком, сколь жалка  эта участь", "без сана вы ничто". Статус советского попа. как видим, мог быть даже почетным! Почётнее заведующего красным уголком в клубе!
И прибыльным! Дважды в фильме в церкви носят чашу для подаяний:"на хор" и "на храм"-куда благостные старушки, отказывая себе подчас в линей еде(вначале фильма Надежда кричит на бабушку Степаниду Никитичну. что в доме нечего как всегда есть-вся пенсия на храм! и еще цветочки с старушками ("за работу!" командует   старушкам. Это что за халтурный цветок?!-на искусственую розу)делают для веночков и продают и тоже в церковь сдают деньги!)
-Дебоширка. при госте постыдилась бы - упрекает бабушка, и то все на виду у нового попа.о.Александра.
недвусмысленный в конце фильма:о.Климентий приглашает о.Александра на спрыснуть у него "достойную покупку":новенький автомобиль "Волга". И сразу за этим следует всё та же чаша для подаяний..
Так что "всё унес в секту" - было и при "Совке":))

И герой бы мог дослужиться до чуть не Патриарха - если бы не полюбил женщину-атеистку, но с его отступничеством от веры, не исключен и сценарий возвращения - тем более что отрёкшись, он всё же возвращается в сан, и снова отрекается.
 

Так был ли СССР атеистическим государством? Если попы были агентами КГБ. А наиболее даровитые священники тайно проводили среди интеллигентных и молодых пытливых - агитацию в вполне советском духе:за величие Люцифера, а отнюдь не Христа. И им за это было не выговор и в расстриги(при системе подслушивания и соглядатайства это было известно, как и система подсадных "послушников") - а назначение наверх Патриархией.
Именно пытливых, ищущих ответы на свои вопросы - и  большинство в фильме такими вопросами не задается, атмосфера всеобщего почти счастья(новоселья. Первомай. весна. танцы. маленькие радости, вот подсвечники подарили и они пригодились, свет отключили во время танца Надеждой "Барыни" в новой подаренной красной шали -перекличка с красным уголком?).

Вопросов нет даже у Владимира Михайловича, учителя истории, он оптимистичен, он насквозь советский, хотя и не плосок, как учительница литературы и директор дома культуры, может позволить себе немного свободы от казенных инструкций для педагогов, неформальный тон с учениками и студентами, даже потанцевать со студенткой, с широкой улыбкой, дружелюбно подискутировать с отцом Александром(не то что спор отца Серафима с парторгом Дроновым "Все остается людям", там парторг менторски и с явно-враждебной интонаций выговаривает попу, безапелляционно-плакатные лозунги).

У него нет своих вопросов - у него есть только ответы. На любые вопросы.

В фильме вопросами о смыслах задается одна Любовь, из паствы церкви, и из среза советского социума вокруг. Но и она в конце танцует с тем  парнем, от которого отмахивалась вначале презирая его глуповатость и безмыслие о смысле жизни, на дискотеке 1 мая и кажется тоже счастлива, как все вокруг.

И вот этот общество, миновало 3 с лишним десятилетия...
Даже 4
СССР давно почил в бозе.
И подошел социум бывшего Союза - к году 2021-му.
И вокруг такое же безмыслие и тупое счастье, чуть омрачнное известными событиями ("Великая перезагрузка"-перестройка).
И на теперь впаривают, простит за сленг, Новый мир, но только почему-то он скроен по ветхим лекалам. Призрак "Антихриста" - не сходит с уст и страиц соцсетей, каналов  ю тьюб.
А кто он такой? Да тот же Люцифер!
И даже появился новый термин "ген люцифераза".

Странные параллели..
Мой анализ старого но такого  актуального советского фильма - и сегодняшняя действительность. какие удивительные пересечения!
Значит что тогда. что сейчас, нами правили те, кто тогда тайно, а ныне явно, маски сорваны, возносят хвалы некому Прометею-Люциферу и никакого гос атеизма не было, это камуфляж, а вполне теократия.

Выходит, что СССР был теократическим государством, построенном по масонской символике и с официальной апологетикой "Люцифера-Прометея" который в Библии - соперник Бога, которому он временно уступил приоритет. А сейчас вроде реванша?

Так значит СССР все время оставался в парадигме Библейской истории? Не выходил за его рамки, библейского проекта. И новым по сути в нем ничего не было. и сейчас мы в тенётахъ той же ветхозаветной мифологической конструкции.

06/06/2021


06.06.2021 16:14


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.