Медитативный театр, Крылья бабочки

     Герои «Чайки» говорят «театрально»; пьеса играется «театрально», но без

пафоса; «Пиковая дама» и чеховская «Чайка» перекликаются. Нина Заречная явилась

к Треплеву, как бы, не по своей воле; ангажемент; она, как призрак, ходила «около

озера», около дома; говорит урывками и несвязность, оговаривается, заговариваясь: «Я

чайка... Нет, не то (Трёт себе лоб.) О чём я? Да... Тургенев...»; явилась она, чтобы

напомнить и припомнить прежнюю жизнь и дружбу: «Помните, вы подстрелили чайку?

Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил... Сюжет для небольшого

рассказа. Это не то... (Трёт себе лоб.) О чем я?.. Я говорю о сцене». И говорит она

как актриса, снисходительно, повторяя «Костя». Нина явилась пожалеть утраченную 

лёгкость молодости; а так же доказать качества актрисы, самоутвердиться;   

«Хорошо было прежде, Костя! Помните?» Читает монолог театра молодости.

Нина проявила неоднозначность, примешалось «добро» падшего естества. Треплев не может

усвоить эту неоднозначность, противоречивость; расчётливая логика, зацикленная на

самость, не может переработать «противоречие». Треплев, как и Германн,

зацикливается, не осуждая Нину; неоднозначность, символичность; и то, что

«земное», о чём мечтала Нина, не то, не главное. Треплев не может объяснить для себя и

усвоить логику Нины. Треплев «сошёл с ума» от оземления. Он, как и Германн: сначала,

что-то преступное: стреляет в чайку. Чайка, для него, символ и

реальность свободы, непостижимости; он стреляет в Чайку, чтобы завладеть этой творческой свободой.
 
Треплев не нашёл адекватное, для души дело; «комедия» - это проблема самомнения;

утратившей внутреннее духовное деланье. Нина, для Треплева, муза; Нина проявила что-то фальшивое;

самоутверждение за счёт «Кости» и «театра молодости». Нина нарушила равенство друзей и

«житейских бойцов». Нина, как и Костя, продукт проблем. Нина уезжает. 

Но баррикада самости рушится, а вечность: крылья одной бабочки: Нина Треплев,

устранив «раскол»; чайка тревожно и как чертёж замирает, но обретает – символ. Занавес.


Рецензии