Почему крымский хан собака, а русский царь мясник

3 июня 1571 года,  крымский хана Девлет  Герей сжег Москву. Перед этим
в 1551 году, убив своег родного дядю Сахиба, Девлет Герай сделался ханом Крыма и пошел брать Тулу, думая, что все войска русских стоят под Казанью. Но ошибся. Орда была разгромлена. Всех пленных крымчаков Иван Грозный убил, после чего татары его стали называть "касапом" - мясником. Их этих событий проиходит ещё одно прозвище для русских данное татарами - "москали" от "moskvalar", что значит - москвичи.

Крымский хан, которому пришлось позорно спасаться бегством, пообещал отомстить русским и таки отомстил.
В 1571 году Давлет, заручившись поддержкой турок и поляков, предпринял знаменитый поход на Москву в очень «неудобное» для русских время Ливонской войны за выход к Балтийскому морю.
Москву охраняли лишь 6 000 бойцов. В Новгородской летописи говорится, что крымчаков было 120 000, однако, эти данные преувеличены.
Нападение  оказалось полной неожиданностью. Царь писал: «Передо мной пошло семь вoeвод со многими людьми, и они мне о татарском войске знать не дали... а хотя бы тысячу моих людей потеряли, и мне бы двоих татар привели, и то бы с великое дело счел, а силы бы татарской не испугался», — возмущался Иван Грозный и принял решение уехать из Москвы в Ростов.
Подойдя к Москве, Девлет не стал осаждать город, он поджег не защищенные стенами посады где располагались торговцы, ремесленники и беженцы, стекавшиеся из городов, по которым ранее прошло крымское войско.

Москва имела каменные стены только вокруг кремля. Город не был защищён, город был деревянным.
В огне погибли десятки тысяч людей, например первый боярин Москвы, князь Иван Дмитриевич Бельский, задохнулся на своем дворе в каменном погребе. Произошли взрывы в пороховых погребах, обрушившие часть крепостных стен. Пожар проник в Кремль, в Грановитой палате лопались железные прутья, полностью сгорел дворец царя, где расплавились даже колокола.
Осаждать Кремль хан не стал, он ушел с множеством пленных до 150 000.

Уходя Девлет написал Ивану: «Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатство применяю к праху, надеясь на величество Божие. Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы; но ты не пришел и против нас не стал, а еще хвалишься, что-де я московский государь!
Были бы в тебе был стыд и дородство, так ты б пришел против нас и стоял".

Никто никогда так не уничтожал Москву как крымчаки. Только уборка трупов, заняла два месяца. Город пришлось заново заселять.

Девлет-Гирей вдохновлёный успешным набегом заявил о намерении подчинить себе все Русское государство.
Спустя он вновь предпринял поход на Москву, однако на этот раз русские его уже ждали и разгромили в битве при Молодях.
О том походе была сложена песня, начинающаяся строками: «А не силная туча затучилася, а не силнии громы грянули: куде едет собака крымской царь?»


Рецензии