Ген сопричастности. Тамара Зудова

Для музыканта Тамары Зудовой  нынешний год юбилейный вдвойне – пятьдесят лет педагогической деятельности в ДМШ № 5 им. В.Ф. Бобылева и свой собственный, очень серьёзный юбилей, который озвучивать не хочется, зная, как энергично живет Тамара Яковлевна, сколько всего успевает и с каким неимоверным оптимизмом относится к жизни.

    Видимо, это и есть тот самый родовой ген, который отвечает в человеке за всё – и за энергию, и за чувство юмора, и за сильный характер, который кого-то может раздражать, но тебе – навсегда в помощь, потому что всего добиваешься сама, ни перед кем не заискивая. Одни говорят про неё: «Самодостаточная». Другие, отводя глаза, добавляют: «Чересчур…». Она – сильная женщина, которой можно восхищаться, завидуя её темпераменту. И это вовсе не означает, что судьба отвела от неё трудности, которыми любая жизнь переполнена. Тамара Зудова – такая же, как все, но ярче многих, потому и не заметить её невозможно.

     Детство началось с музыки: Тамара попала в класс к Майе Наумовне Владимировой (Фейгиной) – дочери известного рязанского музыканта, и уже других вариантов при выборе пути не было. Она успешно окончила Рязанское музыкальное училище, а в  Саратовской государственной консерватории училась у Октябрины Сенокосовой – жены выдающегося Семёна Бендицкого, ученика великого Генриха Нейгауза. В  её трудовой книжке всего одна запись – ДМШ № 5. Преподаватель и концертмейстер.

    Тамара Яковлевна с большим уважением вспоминает работу с Владимиром Фёдоровичем Бобылёвым, имя которого  носит школа. Вместе они играли сонаты Грига, с ним же ездили в ЦСМШ при Московской консерватории, набирались опыта, постигали методические тонкости в работе с юными музыкантами, не пропускали ни одного отчетного концерта. Тамара Зудова, много сделавшая для развития культуры Рязани и области, была одним из первых организаторов выступления юных музыкантов именитой школы в городе, на показательные концерты талантливых детей съезжались отовсюду. Больше тридцати лет возглавляла она фортепианный отдел, а её многочисленные ученики, работая в Дании, Германии, США, стали показателем успешности талантливого преподавателя.

 Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель РМК им. Пироговых, пианистка Людмила Антифеева делает акцент на педагогической деятельности Зудовой, потому что не одно десятилетие именно в её класс отдаёт своих воспитанников Тамара Яковлевна .

 – Мне легко работать с её выпускниками, потому что они очень хорошо обучены. Тамара – педагог требовательный и профессиональный, живёт музыкой, внимательна к тем, с кем работает, вкладывается в своих ребят, потому и отдача от них, большая. Она всегда в росте, чему-то все время учится в профессии, не бывает равнодушной. Водит учеников на консультации, чтобы «не рвалась связь времён». Елена Доронькина и Юлия Буданова, Света Орлова и Наташа Тирбах, Галя Доманова – очень талантливые девочки, пришедшие от  Зудовой и ставшие прекрасными специалистами.

    Тамара Яковлевна часто брала на себя и воспитательную функцию, которая не входила в её прямые обязанности. Она возила  учеников в Москву –  в Центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Это ведь так хлопотно – ехать с чужими детьми в другой город! У неё ответ простой: «А кто, если не ты!»

 – Раньше в Москву ездили за продуктами,  теперь родители едут украсить собой столицу, погулять по Зарядью и посетить  ресторан. Чтобы повезти детей, обучающихся в музыкальных школах, в специальный музей, - об этом почему-то речь не идёт. Подобная мысль не мелькает в родительском сознании, хотя с точки зрения воспитания культуры, образования, расширения кругозора подобные поездки были бы чрезвычайно полезны. Я абсолютно убеждена, что музыкальное образование невозможно без культурного воспитания. Ребёночек требует огранки, родители же идут самой короткой тропинкой. Это даже дорогой назвать нельзя. Отдали дитя в школу (любую!), а дальше, товарищи педагоги, выстругивайте  филигрань. Вот мы и строгаем. Например, посещение концертов в моём классе – не просто давняя традиция, но и обязательная программа. Отказы не принимаются, потому что должен нарабатываться музыкантский багаж у ребёнка, если дома он не живёт в музыкальной среде. Всегда удивляют родители, которые не считают нужным пойти вместе с детьми послушать музыку.  Они могут пойти на имена, но не на музыку, которая им не понятна. А имя – известно, есть, чем козырнуть. Поэтому мы, преподаватели, должны привить детям любовь к классической музыке, если уж так случилось, что оказался в наших руках материал для работы.

 –  Удаётся?

–  На сопротивлении, но удаётся. Больше двадцати моих выпускников стали музыкантами, и много тех, кто выбрал другие профессии, но от музыки не отвернулся. До сих пор мои бывшие ученики приходят ко мне «поговорить за жизнь».
 
   Говоря о Тамаре Яковлевне, нельзя не сказать о её плодотворном творческом сотрудничестве с Геннадием Борисовичем Гинзбургом, о котором «Новая газета» писала в 2017 году.
   Гинзбургу нужен был хороший концертмейстер, и он предложил ей поработать с хором. С тех пор они не расставались ни на работе, ни в жизни. Этому семейно - творческому союзу уже 48 лет.

Заслуженный работник культуры РФ Геннадий Гинзбург:

 – Я делаю акцент на том, что Тамара – исключительно сильный, квалифицированный педагог. Очень высокого класса. Её бывшие ученики  работают у нас: Лена Савкина, Оля Корепанова, Галя Доманова. Можно долго говорить о том, какая Зудова добросовестная, я скажу коротко: она – трудоголик, потому что всё время «пашет». Именно это слово её характеризует. Если что-то делает, то с отдачей. Она – фонтан идей и их генератор, поэтому у неё всегда есть результаты и к ней стремятся отдавать на обучение. О ней наслышаны, её знают в городе, с ней считаются. К Зудовой часто переводили детей от других педагогов, потому что знали её настрой только на профессиональное обучение.  Мы работали вместе и в институтах, и на заводах, где у меня были хоры, выступали на разных площадках, и я всегда был спокоен, зная, что  концертмейстер никогда меня не подведёт. Ещё у неё прекрасное чувство юмора, очень, знаете ли… музыкантское. Она снимает  напряжение  фразой, даже интонацией. Одна хохма, и всё, можно жить дальше. Мы  почти полвека вместе, а  это что-то значит!

   Тамара Яковлевна продолжает «хоровую» тему Геннадия Борисовича:

– Благодаря Гинзбургу в  нашей школе прекрасный хор. Опять обращаюсь к родителям: водите детей на  занятия, потому что это необходимо юным музыкантам. Слух развивается (чего греха таить – не все, поступающие в ДМШ, его имеют!). Хор развивает и общую культуру человека, и умение вести себя в коллективе и на сцене, и умение слушать друг друга. Музыкальные школы очень много дают человеку в плане  эстетического воспитания, поэтому не надо ничем пренебрегать и стараться «облегчить» ребёнку годы обучения, игнорируя те или иные занятия. Да, музыка требует серьёзной, очень кропотливой и каждодневной работы. Причем не только детей, но и семьи, которая должна поддержать маленького человека в этом трудном, но очень благородном деле постижения прекрасного. Если дома на это не настроены, то, как правило, результатов ждать не стоит.

    Почётный работник общего образования РФ, ветеран труда Тамара Зудова, проработав полвека в школе и отвечая многие годы за работу  фортепианного отдела, обозначает те проблемы, о которых знает не понаслышке. Как человек неравнодушный, она старается достучаться до своих учеников, и это ей сделать не трудно. Но она хочет, чтобы её услышали и те, кто приводит своих малышей в музыкальные школы, ибо только вместе  возможны самые неожиданные творческие открытия, которых всегда ждут не только педагоги, работающие на результат, но и родители юных дарований, в глубине души мечтающие об успехах своих детей. 

26 – 27. 05. 2021
Специально для «Новой газеты»



В тему:

Под знаком Амфиона. Виталия Рязанцева
http://stihi.ru/2021/02/19/4693


Пусть всегда будет Джас!
http://stihi.ru/2021/04/08/7619


Подполковник духовой планеты Борис Моргунов
http://stihi.ru/2021/04/16/4256


Непустой звук Елены Доронькиной
http://stihi.ru/2021/05/06/2978


Ген сопричастности. Тамара Зудова
http://stihi.ru/2021/06/03/4742


Рецензии