Маргарита человек разумный часть 806

Маргарита человек разумный часть 806

Рассказ Сергея из пос. Васильево
«Произошел этот случай примерно в 1980-м году. Мы поехали на острова как обычно на выходные дни. Эти острова у нас называются «Штаны», потому что в волжских островах идет развилка в два русла. Еще деды и прадеды так назвали это место. И вот туда мы поехали. И руководителем у нас был Игорь. Тогда были деревянные лодки, у некоторых уже были «дюральки».
И мы туда добирались сначала на деревянной лодке, потом на «дюральке». Но дело не в этом. Со стороны правобережья мы въехали на остров, то есть не с нашей стороны. Там надо было объехать заливчик в острове, спокойный и тихий. Мы как-то отдыхали днем там. Он нам сразу понравился. Там хорошо рыбачить, сорожка водится. И вот с вечера мы туда приехали в этот заливчик.
И там стоял очень старый, страшный шалаш из листвы и камыша. Кто там раньше отдыхал - не знаю. Мы взяли «дымовушки», тогда они продавались для окуривания от мышей. Обкурили этот шалаш, чтобы комаров не было и всяких пауков... Там решили заночевать, рядом костер развели, дров было много. А воду не стали брать с этого залива. К этому моменту уже стало темнеть.
А стекольного завода мы взяли две круглодонки шестилитровые колбы под воду. И с этими колбами я и еще один парень, ныне уже покойный, пошли за водой. Пошли на ту сторону, через остров, потому что вода там чище была, волжская, в отличие от местной воды, застоявшейся. Пройти нужно было от силы метро тридцать-сорок, не больше. И главное - эту тропинку нельзя спутать, она ведь между деревьями протоптана.
И вот мы набрали воды, и пошли дальше. Прошли чуть-чуть, и тут я говорю, что-то мы не туда идем. Пошли в другую сторону. Ходили-ходили, долго ходили… А этот остров не сказать что большой, скорее средний по размеру. И я говорю: - Где мы ходим вообще?.. Здесь столько места не должно быть, чтобы столько ходить. Колбы с водой были тяжелые, половину воды вылили. Несли в двух руках каждую, так как это не ведро, сил не хватало. Потом слышу голоса, и женский голос, и мужские были. Мы подумали, что какая-нибудь лодка приехала. Может, рыбаки, а может знакомые какие-нибудь… Тут одна девчонка накануне с семьей рядом отдыхали. И ей показалось, что в этом заливе что-то темное подплывало. Непонятно, что это было. Она сказала, что они завизжали и убежали, когда это увидели, и всё пропало.
Мы продолжали идти на эти голоса, и поняли, что находимся как будто бы лесу. То есть это был уже не остров, а сосновый лес. И голоса идут как бы снизу, из большой воронки вдалеке. Но мы-то были наверху. И вдали горел костер, людей не было видно. Но факт – костер горит и освещает деревья… Я смотрю на всё это и говорю другу: - Я не пойму, где мы. Тут таких мест нет.
И хоть мы пацаны, но всё равно стало страшно. Голоса стали громче, то ли они что-то рассказывали, то ли спорили между собой… Но дело не в этом. В общем, мы от этого костра ушли, снова долго шли, и мы оказались на другом острове. И когда мы подошли к воде, то увидели свой остров.  Я и говорю другу: - Вон оказывается наш остров! И мы тут проезжали и вот там завернули…
Друг такой: - А как мы сюда-то попали?!
Я отвечаю: - Я не знаю! Тут пройти невозможно, так как везде вода, которая разделяет острова.
Мы опять долго ходили, пытаясь найти дорогу обратно, на нужный остров. Как в итоге мы туда вышли – не знаю. А наш «главарь» Игорь уже вышел весь из себя, перенервничал, так как считал, что на нем ответственность за людей. Ведь нас не было несколько часов. Отругал за то, что мы ходим неизвестно где. Я пытался объяснить, что мы заблудились, но Игорь не поверил.
И теперь за водой пошел он сам и взял еще одного человека. А мы остались у костра, стали варить уху. Так как воды, которую я принес, хватило только на приготовление ухи. В общем, сидим, ждем их. Они взяли одну большую колбу, и вторую, которая поменьше. Мы их очень долго ждали, уже устали ждать их возвращения.
И вдруг они появляются… Из большой колбы вода так же как и у нас - вылита, и приносят воду только в маленькой колбе. Оказалось, что они тоже заблудились и неизвестно куда ушли. Они вообще по воде шли, по топи какой-то ходили (по камышам) и таким образом на нужный остров вернулись. Причем место это они уже не смогут найти. А сосновый лес и людей у костра не видели. Зато ходили по топи. Вот такой странный случай с нами произошел тогда». («Казань Космопоиск»).

В поисках русалок
15 июля 2012 г. состоялась очередная экспедиция РО «Казань-Космопоиск». Целью которой был опрос некоторых деревень на берегу реки Свияги и осмотр местности с целью подтверждения (или опровержения) информации, поступившей от Александра Н., ранее проживавшего в этих краях. Из его рассказа следует, что когда он рыбачил на местных болотах, то иногда слышал в камышиных зарослях тихий женский смех. Но когда он выбегал на берег и осматривал болото, то никого не видел. Но он был уверен, что там водятся настоящие русалки, и даже пытался устроить засаду на берегу в попытке увидеть их.
Кроме этого, Александр утверждает, что однажды он ехал на велосипеде и местность стала резко меняться. Он был вынужден повернуть назад в целях собственной безопасности. Его двоюродная сестра рассказала, что с ним произошел еще один странный случай: «- цвет неба изменился, и он увидел мальчика в греческой тоге с козой. Говорят, что там есть места, оттуда люди не возвращаются. Но Александр смог вернутся, хотя весь седой». Нужную деревню мы нашли сразу. Она основана в 30-х гг. прошлого века, находится на берегу небольшой речки, между деревней и рекой Свиягой есть заболоченные участки и рощицы с полями. В деревне нет заброшенных домов, жителей много, в том числе и молодежи.
Первая группа местных жителей, 40-50 лет, как мужчины, так и женщины, ничего подтвердить не смогли. Отнеслись к подобным вопросам со смехом и несерьезно. Вдобавок, увидев фотоаппарат, почему-то решили, что мы работаем на местный ТК «Эфир». Но благодаря им мы узнали, где проживает местный старожил.
Ему, Тихонову Николаю, сейчас уже 85 лет, и жил он здесь всегда. Мы смогли узнать, что русалки всё-таки были. Он был еще маленьким мальчиком, лет 6-8, «в ясли ходил», когда увидел русалку. Воспитательница запрещала им кидать камни в реку, пугая тем, что может выйти русалка и наказать их. Но им было всё равно, и даже интереснее забавляться, кидая в реку камни. Он до сих пор помнит, как русалка выскочила из воды и побежала за ним. Он показал место на огороде, докуда ему удалось добежать пока она не отстала.
На вопрос, как она выглядела, он сказал, что женщина, только «голая». Подробностей по малолетству не помнит. Так же Николай поведал, что в соседнем доме жил мужчина, который рано утром выходил на рыбалку. У него была небольшая лодка, которую он оставлял привязанной у берега. Каково же было его удивление, когда он однажды утром увидел на лодку сидящую… русалку, которая расчесывала волосы. Заметив его, она сразу ушла под воду.
Николай провел нас огородом, по участку, на берег местной речки и показал место, где русалка выскочила из воды. Ширина реки метров 5-7, глубина 2-3 метра. На берегу сделан специальный мосток для купания. По берегам - ивы, на противоположном берегу - поле.
Мы поблагодарили Николая, и отошли к машине, чтобы собрать вещи для дальнейшего похода. Через пару минут нас окликнул другой мужчина, его знакомый. Его тоже звали Николаем, возраст 69 лет. Он добавил, что слухи про русалок были не только в их деревне. Но и в еще двух. Одной уже давно нет, её расселили в 1949 году. Там было озеро, которое сегодня заросло. И в соседней деревне тоже про русалок поговаривали. Про блудные места, пропажу людей никто из местных ничего не вспомнил. За исключением случая, когда душевнобольная женщина убежала в лес и там её и нашли. По поводу климата - в ближайших трех деревнях, летом полная засуха. Дожди обходят местность стороной. Только благодаря реке удается поливать огород.
Мы оставили машину и скутер, и вышли из деревни, по дороге, ведущей на восток - к реке Свияге. Хочу напомнить, что еще в 2005 году группа «Казань-Космопоиск» провела однодневную экспедицию на реке Свияга. Тогда исследовался случай появления НЛО с голубыми лучами. Объект взлетел с правого берега, недалеко от поселка Бритивно. Интересно, что Бритвино и Прибой - находятся рядом, с разницей 5-10 км. по берегу Свияги.
Вдоль дороги на восток текла местная речка. В одном месте мы встретили небольшое русло, которое чуть позже мини-водопадом впадало в речку. Слева шли поля, потом начался лес. По краям леса, со стороны дороги, всё было утоптано в тропинки. Причем, по высоте нижних веток, стало понятно, что здесь в большом количестве проходят отнюдь не коровы и даже не козы. А скорее всего, кабаны. Комары в лесу были настолько озверевшие и в таком диком количестве, что страшно вспомнить. Слепни на солнцепеке были немного более спокойные по сравнению с ними. За поворотом реки, мы встретили пастуха, который рыбачил. Стадо коров паслось чуть дальше, на полянке. Сам пастух представлял колоритную личность, больше напоминавшую бомжа.
Он тоже оказался родом из этой деревни, 1948 года рождения. То есть ему сейчас 64 года. Да, про русалок он знает, слышал, но никогда не верил и не поверит: относится скептически. Что именно он слышал?.. Когда учился примерно в 5-м классе, бабки и дедки рассказывали истории про русалок. Их видели голыми, как блондинок, так и брюнеток. Волосы были длинные, до пят. Еще в лесу водились ведьмы. Замерив радиационный и магнитный фон, который был в пределах нормы, мы вернулись в деревню. Затем мы выехали в соседнюю дер. У-но. В ходе расспросов удалось узнать, что многочисленные озера и пруды около деревни оказались искусственными - их копали вручную. Про русалок ничего не знают.
Значит, нам нужно ехать в другую деревню, тоже по соседству - У-во. Возможно, что Николай перепутал названия деревень с русалками. В У-во мы нашли саму старую коренную жительницу - 90-летнюю тетю Лизу. В виду серьезного возраста и плохого самочувствия, вспоминала она с трудом. Ей в этом помогала её дочь, которой она раньше рассказывала эти легенды. Около деревни есть несколько озер (как минимум три, в том числе Травяное и Туманное). Раньше около деревни протекала речка. Через неё был мост. Однажды мужчина из деревни шел через него и неожиданно заметил русалку, которая сидела на мосту. Она тут же, увидев его, прыгнула в воду. Мужчину это настолько испугало, что он вернулся обратно домой.
Где-то в 30-х гг. прошлого века их храм стали перестраивать под школу. Один местный житель построил шалаш и жил в нем около храма, охранял стройку. Однажды утром, по Свияге, плыла маленькая лодочка. И оттуда вышел маленький мужичок. Он долго разговаривал со сторожем, задавал вопросы про деревню и храм. Что именно он спрашивал, тетя Лиза уже не помнит.
Блудное место около деревни есть. Оно находится за озером Туманным, около ямы, где кирпич били. В этом месте люди часто терялись, блуждали. Особенно в метель и пургу. Это был не лес, а поля. Один местный парень пытался вспомнить рассказы дедушки, который был здесь коренным жителем. Деревня стоит здесь очень давно, через неё проходил Иван Грозный. Часто горела, перед самим пожаром по дороге в деревне скакали зайцы.
Мы нашли на краю деревни небольшое озеро. Оттуда открывался хороший вид на холмистый берег Свияги. Мы проехали по деревне дальше, свернули направо. С правой стороны были поля, слева - пересохшее русло реки. Местами оно было заболочено, больше напоминало болотце. Скорее всего, где-то здесь был мост, на котором сидела русалка. К сожалению, дочь тети Лизы не захотела проехать с нами и показать, где именно находится блудное место. Поэтому мы не смогли его найти.
Исходя из вышеперечисленных рассказов, можно прийти к выводу, что русалки реально водились в этой местности еще 70-80 лет назад. А если вспомнить рассказ Александра, то может быть и сравнительно недавно, лет 30 тому назад он их слышал.
Интересно, что никто из жителей не упомянул стандартный для русалок хвост с плавником. Хотя мы уточняли этот вопрос. Мало того – русалки еще и бегали. Получается, что от обычных женщин они отличались лишь наготой и длинными волосами до пят?.. Если заглянуть в Википедию, то можно прочитать, что «по традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы». То есть всё правильно - пожилые жители деревни не врут: у русалок не было хвоста, и они могли ходить (и даже бегать!). Но они исчезли. Тогда в связи с чем?
Жители сказали, что в последние годы у них царит засуха. Пересохла река в Ут-во, почти сошло на нет озеро около выселенной деревни. Одной из причин могло стать резкое изменение климата. Часть водоемов исчезла, летом дождей почти нет. Возможно, что это изменило комфортную среду для жизни русалок. Но возможно, что дело не только в окружающей среде. А в самих людях.
Другие времена, другие нравы… Никто ни во что не верит, или не обращает внимание. Старое поколение, рожденное в середине 20 века и раньше, их еще могло видеть. А сегодня рассказы о русалках, как и о других существах, полностью перешли в разряд сказок. Особенно для горожан. (Мария Петрова, руководитель РО «Казань-Космопоиск»).
 


Рецензии