Реферат Предисловия к Человеческой комедии

Оноре де Бальзак — великий французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературы, который создал немало литературных произведений. Но самое крупное по своему масштабу, конечно же, «Человеческая комедия», которая изображает картину жизни современного французского общества.
Творческий путь писателя действительно интересен. В 20-е годы он был писал подражательные романы, а в 30-30 он создал «100 озорных рассказов», 95 романов «Человеческой комедии». Стремление автора раскрыть своё видение жизни Франции не могло быть воплощено в одном романе. Романы в человеческой комедии переплетены между собой, и именно поэтому родились такие разделы как, например, «сцены нравов», в которых действительность отписывалась без приукрас. Описывалась жизни таким образом, что читать мог увидеть её подлинной. Раздел «философские этюды» уже отличается по своей задаче. Теперь Бальзак выражает своё отношение и к человеческому разуму, размышляет о движении событий и т.д. А вот «аналитические этюды» менее разработаны.

Принципы своего творчества Оноре де Бальзак изложил в предисловии к «Человеческой комедии». Идея, как говорил сам автор, «предстала передо мной как некая греза, как один из невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить...» и родилась она «из сравнения человечества с животным миром». И отсюда можно проследить один из принципов — это реалистическое искусство. В своём «предисловии» он указывает имена естествоиспытателей, чтобы показать, что в основе реализма — это научность, изучение. Недаром он сравнивает человеческое общество с миром животным, отмечая простоту и понятно то последнего. На этом контрасте он раскрывает ещё одну важную деталь, которая помогает понять его принцип — это изображение общества в постоянном изменение.

Он говорит о том, что Бюффон обнаруживает у животных исключительно простую жизнь, а человек «в силу закона, который надлежит изучить, стремится запечатлеть свои нравы, свою мысль и свою жизнь во всем, что приспособляет до своих нужд». Для Бальзака реалистичная картина мира — это охват трёх форм бытия: мужчин, женщин и вещей, «то есть людей и материальное воплощение их мышления, — словом, изобразить человека и жизнь».

Задача Бальзака становится более понятной, когда он начинает обращаться к творчеству Вальтера Скотта, который смог возвысить роман до степени философии истории, внести дух прошлого, соединить диалог, пейзаж, портрет, драму, включить три элемента эпоса. Однако для Бальзака это не создание системы, сколько поиск собственной манеры. У Бальзака задачи были несколько другие:« он не задумывался над тем, чтобы связать свои повести одну с другой и таким образом создать целую историю, каждая из глав которой была бы романом, а каждый роман — эпохой». Этой цитатой можно лучше понять задачи Бальзака.

Обломиевский в своём произведении «Бальзак. Этапы творческого пути» писал о том, что « «Человеческая комедии» — «нескончаемая элегия по поводу разложения высшего общества», на горькую «иронию» и острую «сатиру», направленные Бальзаком в адрес аристократов.

Писатель, безусловно, явился новатором. Новаторство замысла и методы его воплощения отличаются от писателей-романтиков, которые предшествовали ему. Автор описывает кипение страстей французского буржуазного творчества. Его поиски идеала не выходят за пределы реальности, а продолжаются здесь, в реальной жизни. Бальзак не стремится к объективности. Он хочет увидеть реальную картину, целую, осваивая те законы действительности, которые существуют.

Бальзак осуждает одну из сил, которая заставляет разлагаться общество — деньги. Закон купли-продажи действительно преобладал, ибо многие действия были подчинены ему.

Еще один эстетический принцип — это движение истории через частные судьбы и личности. В «Этюдах о нравах» герои проходят целую войну с самими собой. Либо герои выбирают достойный выход из определённой ситуации, которая сопровождается бедностью и обращением к религии, либо поддаётся порыву, чтобы удовлетворить честолюбивые замыслы. У Бальзака сохранение чистоты духовного мира равняется отказу от честолюбивых желаний.

Стоит обратить внимание и на отношение писателя к его работе. Бальзак говорит, что « суть писателя, то, что его делает писателем, и, не побоюсь этого
сказать, делает равным государственному деятелю, а быть может, и выше его —
это определенное мнение о человеческих делах, полная преданность принципам». И ценность писательских знаний он оценивал высоко. Настолько, что писатель у Бальзака — человек, дающих знания, которыми государственные деятели должны пользоваться на практике.

Ещё один принцип, который можно выделить — это позиция автора «вечных истин»: «Я пишу при свете двух вечных истин: религии и монархии, — необходимость той и другой подтверждается современными событиями, и каждый писатель, обладающий здравым смыслом, должен пытаться вести нашу страну по направлению к ним».

Бальзак не был ковшом избирательной системы, однако отвергал её как «единственное социальное средство». Она приводила к управлению масс. Однако писатель считал избирательную систему Империи самой лучшей. А вот историком, так или иначе, должно быть само общество. Бальзак писал историю общества, в принципы, на которые он опирался, были принципами религии и монархии. Он надеялся на справедливость, которую видел в легитимной монархии.

А вот отношение автора к творчеству легко проследить через образы героев, которые создаёт Бальзак. Через Френхофера мы узнаем, что искусство — это не копировка, а выражение. Важно схватывать глубину, содержание, жизнь и выражать в том, что ты создаёшь. Нельзя снимать «гипсовую копию» с женщины, будучи скульптором. Скульптор, как музыкант, художник или поэт должен вложить в своё творение именно жизнь.

Стоит также обратить внимание ну героев «человеческой комедии». Сама задумка виднелась Бальзаку намного шире, чем просто реалистическое изображение современного общества. Если отрубиться к его произведениям, то можно проследить кое-что важное — мысль о единстве всегда волновала Бальзака. Мысль о едином строении вселенной. У всех живых существ так или иначе одна основа. Бальзак определил виды, которые относились уже не к природе, а к людям, и стал описывать типы, причём путём действительно многих характеров, черты которые старался вплетать в один. Он следил за «продвижением людей, олицетворяющих эти виды, в отведенных им сферах». Людей в «Человеческой комедии» должно было быть «не меньше тысячи».

Хотелось бы и рассмотреть как Бальзак выражал единство мира «Человеческой комедии». У него появляются «возвращающиеся персонажи». Например, банкир Нусинген действует в 31 произведении, де Марсе появляется в 27 произведении. Автор создавал персонажей, которые вводил как действующих в другие произведения. Существовали «сквозные» герои, которые как раз-таки и переходили из произведения в произведение, и для них Бальзак вносил биографические утончения, которые помогает бы читателю ориентироваться в произведении для лучшего понимания.
По задумке Бальзака в «Человеческой комедии» должны действовать все «виды». Он настаивал на том, что в произведении описаны социальные, психологические, внешние типы людей. И в общем, у автора внешность человека тоже символична. Она выражала характер человека, даже иногда и предопределяла его. Длинная шея у Бальзака обличала гордого человека, а вот сутулость говорила о том, что герой живет в мире идей, а вот манера двигаться, жестикулировать рассказывала о проявлении мысли человека. И все это — средства Бальзака. Он создаёт неповторимые образы, как художник, работая над каждой деталью, вкладывая в нее смысл. Ничего в облике, костюме, поступке, чертах характера не было у Бальзака просто так. Все описание было необходимо, чтобы раскрыть идею автора. У писателя все герои страстны. И многие идеи его героев, имея благоприятную социальную почву, могут привести к гибели. Он уделяет особое внимание как описанию быту, так и страстям, которые вступают в противодействие, ударяются об социальную действительность. Одно из утверждений Бальзака — это необходимость украшать страсть человека, его порыв, и именно в этом может помочь христианская религия и монархия. Автор также не забывает и про семью, которая тоже помогает в крошение страстей. На примере Рене, посвятившей свою жизнь любимой семье, видим, что человек в семье у Бальзака обретает счастье.

Ещё одна черта новаторства Бальзака заключается в том, что он смог сделать систему персонажей не просто единой, целостной по своему выражению, но и поражающей своей самостоятельностью. Каждый герой — это отдельная единица в целостном мире «Человеческой комедии». Он создаёт целостную картину, в первую очередь, не системы образов, а человеческих несовершенств. Бальзак наслаивает на том, что их можно исправить с помощью легитимный монархии и христианской религии. Его идея создать единую систему образов приводит к воплощению той самой «некой грёзы, одного из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить..».

Говоря о творчестве Оноре де Бальзака, конечно же, невольно обращаешься к «Человеческой комедии». Она стала не просто культовым циклом французского писателя, но и невероятным, самым масштабным его трудом всего творчества. С уверенностью можно заявить, что задумку « о человеке и жизни» ему действительно удалось воплотить, сделав каждый цикл не просто самостоятельным литературным произведением, а настоящим единицы произведением. Блузку делал акцент не реалистическом методе трактовки. Его «Человеческая комедия» разделена на три структурно-смысловые части: «Этюды нравов», в которой представлены сцены военные, деревенские, жизни Парижа, «Философские этюды», в которые пошло 22 произведения вместо 27 запланированных, а также «Аналитические этюды», в которые вошли два произведения.

Ему удаётся воплотить огромный план, невероятную идею, внедрив свой новаторский подход, создать огромное множество действующих лиц, которые были индивидуальны, но в то же время исполняли единую роль для всего произведения. Бальзак стремился охватить общество, показать его в состоянии наивысшего напряжения, описывая разные сцены: военной жизни, политической, сельской, моделируя абсолютно разные ситуации, чтобы раскрыть то многообразие образов и типажей, существующих в реальном мире. Его «Человеческая комедия» полифонична, тематически структурирована, а реализм, который лёг в её основу, включал в себя движении истории через конкретные судьбы личностей, изображение действительности такой, какая она есть. Бальзак опирается на реальный мир, воплощая свой замысел во всем многообразии типажей человеческого мира.


Рецензии