Кроме

То, что слова кочуют по языку, относясь то к одной части речи, то к другой, не секрет. Интересно, что при этом происходит утрата их знаменательности, как бы понижение смыслового статуса. Мы говорили о том, что наречия сложились из существительных, предлогов, причастий, местоимений. В дальнейшем некоторые из них перешли в категории предлогов, союзов, частиц.
Возьмем слово «кроме». В древнерусском языке было существительное «крома» – «край» (ср. с современным «кромка»). Из формы его местного падежа получилось наречие «кроме» – т.е. «за краем, снаружи, вне».  В тексте XII века читаем: «И отъсекъше главу отъвьргоша и («и» в данном случае древнее местоимение со значением «её») кроме». Здесь «кроме» – наречие, которое можно заменить современным «в строну». Заметим попутно, что прилагательное «кромешный» первоначально выражало значение «тот, который находится за краем». «Тьма кромешная» – «тьма внешняя, находящаяся за краем видимого мира».
Затем вследствие частой повторяемости перед существительными в одной и той же форме наречие «кроме» начинает отдаляться от глагола и примыкать к идущему следом существительному. Вместе с тем значение в наречии постепенно утрачивается, а само наречие становится принадлежностью следующего слова – сначала препозиционным наречием, а затем и предлогом. Формальным признаком этой перемены  является утрата самостоятельного ударения и подчинение ударению существительного или местоимения: «кроме того», «кроме всего прочего».
Основное значение предлогов – выражать пространственно-временные отношения предметов между собой и к действию. Поэтому наречия, перешедшие в предлоги, также относились к типу пространственно-временных (ср. «близ», «около», «вдоль»). Обычно существительные с такими предлогами употребляются в родительном падеже. Так существительное «крома» образовало наречие «кроме», которое стало предлогом. Не исключено, что в будущем оно перейдет в разряд приставок.


Рецензии
Родственными предлогу "кроме" является и прилагательные "укромный" и "скромный". И то, и другое первоначально выражали мысль - "находящийся у крома", т.е. "где-то скраю, в стороне, не навиду". К этому же корню восходит и устаревшее существительное "закрома". Первоначально "закром" (ед.ч.) - отгороженное место в амбаре, т.е. "находящееся за кромом" (за перегородкой).
Иногда опричников Ивана Грозного называли кромешниками. Дело в том, что «кроме» и «опричь» – синонимы. «Кромешники» (они же опричники) – особая каста, выделенная из прочего народа, т.е. как бы «находящиеся отдельно от всех остальных».

Дмитрий Муравкин   13.01.2022 15:18     Заявить о нарушении
В текстах 15 века встречается написание "опричь" как "опрочь", что еще более выявляет связь "опричники" - прочие, другие; не такие, как все.

Дмитрий Муравкин   09.02.2022 17:16   Заявить о нарушении