Псевдолитература Эссе

ПСЕВДОЛИТЕРАТУРА
ЭССЕ


     Я помню что давным давно на рубеже 1991 - 1992-го годов я был по приглашению моих французских друзей во Франции и по их предложению прочитал лекцию о грядущих судьбах литературы в новой России.
      Это было в Лилле и в Лилльском Университете где профессорами состояли мой друг Луи Аллен и его супруга.
        Помню что слушать мою лекцию собралось много людей - студентов и преподавателей - и что лекция моя носила трагический характер.
           Я пафосно говорил что значение литературы в России катастрофически падает, что в будущем русскую литературу ждет едва ли не забвение и что свою роль в обществе она быстро и безвозвратно уже потеряла.
            Определенные способности к предвидению и «пророчествам» у меня всегда были. Но честно признаюсь что тогда я не отдавал себе в полной мере отчета в том что говорил….
               Увы это было именно так.
              Лекцию свою я тогда подготовил лихорадочно -  за одну или две ночи когда узнал что возможность прочесть такую лекцию мне предоставлена. И как-то не успел всерьез задуматься - да что же я такое говорю, что же за «мрачное озарение» на меня накатило…
              А ведь я говорил страшные вещи прежде всего для себя самого.
               Я тогда работал старшим научным сотрудником в Пушкинском Доме ( Институте Русской Литературы Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге), занимался и историко-литературными изысканиями, но все творческие силы свои отдавал свободной литературе - писал и литературную критику, и философическую эссеистику и весьма новаторскую поэзию «без рифмы» в жанре верлибра и свободного стиха.
          Я был молод, полон веры в себя и жизнь и полон великих надежд.
          Уже тогда вышла в свет моя «молодая книга» - «Аполлон Григорьев. Судьба и творчество.» Первая книга об Аполлоне Григорьеве в России.
            Вышла она в свет в Москве в престижном тогда издательстве «Советский Писатель». И немалым тиражом - 10 тысяч экземпляров.   
         Немалым был по тем временам и мой первый значительный литературный гонорар за эту книгу в 1990-ом году -    около 7 тысяч рублей, на которые я в момент получения этого гонорара мог бы купить и автомобиль «Жигули» и «Волгу».
            Реформы Гайдара еще не начались. И рубль не успел полностью  обесцениться.
           Были у меня на рубеже 1990-х годов и  значимые журнальные публикации в ведущих тогда журналах - «Новый Мир», «Звезда», «Нева», «Север» и др.      
          И гонорары за эти публикации были внушительные. И тиражи журналов были фантастические тогда - «Новый Мир» например выходил в то время тиражом более 1млн. экземпляров.
             У меня был литературный талант и талант настоящего поэта в особенности. И я конечно верил в свое светлое и замечательное будущее в литературе.
              И вдруг я такое проговорил в своем выступлении  во Франции - совершенно противоположное тому на что сам надеялся в своей жизни и во что сам упоенно верил…
               Французы были в восторге.
           Они разрывались от бурных аплодисментов.
             Они подходили ко мне по окончании лекции и радостно говорили - а у нас давно уже так, у нас давно уже литература не играет никакой роли в нашем обществе… И везде в Европе так… Вот и Россия тоже становится настоящей европейской страной где литература никакой роли играть не может… Браво! Спасибо вам за замечательную лекцию!
              Хотя я и был тогда действительно очень молод, хотя и отличался и наивностью и молодым задором и желанием «пустить пыль в глаза», я уже тогда сразу понял сомнительный характер моего «успеха» с этой лекцией в Лилльском Университете начала 1990-х годов.
                А вдруг я сдуру «наговорил» настоящую всю правду… А вдруг все так и будет на самом деле… начало мерещится мне уже тогда.
                И когда я наконец вернулся из Франции (где и был-то в тот раз немногим  более месяца) я понял с болью что зря я так безрассудно «прокаркал» свои пророчества.
                Вернувшись в Санкт-Петербург я прежде всего пошел конечно «собирать гонорары» набежавшие за время моего отсутствия в России - в журналы «Нева» и «Звезда» в частности…
                Но это был февраль  или март1992 года. Реформы Гайдара уже начались. Литературные журналы были приватизированы.
                И платить эти журналы сразу стали авторам сущие копейки - пришел рынок.
                И вот эти копеечные гонорары я тогда и получил.
                Для меня это было неожиданно и печально конечно.    
                Дело впрочем было не в жадности новоявленных хозяев литературных журналов (а это были прежние главные редактора этих журналов занявшие свои посты еще в советское время) а в том, что реформы Гайдара в итоге которых цены на все все все в России взлетели в сотни раз настолько парализовали ужасом сознание россиян что им было уже не до чтения книг и журналов…
                Тиражи литературных журналов упали до минимума (как тогда казалось), всем стало не до литературы, платить писателям было уже нечем.
                Но реформы Гайдара, позволив чудовищно разбогатеть немногим и бросив в яму позорной бедности основные массы населения России, все таки закончились…..
                Трудно сказать когда именно действие этих реформ Гайдара в основном закончилось. Но к 2000-ым годам наступила уже новая эпоха.
Гайдар и Чубайс с их жестокими и безрассудными экспериментами оказались в прошлом.
                А литература так и осталась на обочине жизни России…
                Для меня это был огромный удар.
                В 1990-е годы и даже позднее я был этим ударом по всему содержанию и смыслу своей жизни, по всем своим сокровенным мечтам и надеждам фактически парализован.
                Я уже не видел в своей жизни будущего.
                И только  в 2015-ом году после 20-ти лет молчания я вновь стал писать стихи.
                Эти свои новаторские для России стихи я смог без труда опубликовать во множестве литературных журналов и в России и за рубежом.
                Но вскоре я заметил - никакого особого значения все эти поэтические публикации не имеют.
                Гонораров за журнальные публикации я не получаю. Аплодисментов тоже не слышу как поэт и эссеист.
                Вступить в какой-то из множества нынешних союзов писателей?
                А зачем? Эти нынешние писательские союзы не имеют государственного финансирования. Они живут за счет взносов своих членов.
                И если кто «жирует» за счет этих взносов - как это Председатель (и обычно основатель) такого писательского союза вместе с обслуживающими его секретаршами и пр.
                И когда общее число писательских союзов в России достигает уже 50 штук то о какой серьезности этих союзов можно говорить?
                Кругом теперь в Интернете литературные сайты и сайты поэзии. Каждый «сочиняло» помещает на них свои вирши… И такие стихоплеты находят друг друга на этих сайтах и расхваливают только друг друга и себе подобных - кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку.
                «Сработал» в реальной  жизни и давний анекдот: чукча не читатель - чукча писатель.
                И теперь не только «чукчи», но все население нашей огромной страны - писатели, сочинители…. А вот читателей не осталось.
                Когда же читать если все подряд взахлеб сочиняют и помещают плоды своих фантазий в Интернете находя тут же тех кто сочиняет точно то же самое и потому с восторгом расъваливая их - здорово Вася! Ну Маша ты новая Анна Ахматова! Петр - ты прямо наш Пушкин.
                И все счастливы.
                Зачем им серьезная поэзия и серьезная литература? Конечно же незачем.
                Я помню один случай когда я еще не разобравшись в глупой сути всех современных сайтов поэзии вздумал критиковать на одном из таких сайтов чьи-то довольно неуклюжие и бездарные стихи.
                И этот сочинитель мне ответил - нет не злобно, а по своему откровенно и честно: вот, говорил он, и одно-то стихотворение сложно написать, тут и рифма и многое другое, ну наконец напишешь стих … а тут еще и критики появляются! Не дают спокойно сочинять…
                Так бы мог и какой-нибудь горе-футболист говорить - поле футбольное большое..,  бежишь бежишь по нему… ну наконец добежал до ворот и пробил… пусть и мимо - но пробил же все таки… Итак трудно по футбольному полю бегать… А тут еще критики появляются, орут - мазила, какой ты футболист… сами бы попробовали побегать по этому полю.
                ----------------------------------------------------
                Честно говоря сейчас мне кажется что западное (а теперь и наше) общество ХХ и ХХ1 столетий в котором литература никому не нужна - мещанское. 
                Если человека предоставить самому себе - он превращается в пошлого и меркантильного мещанина.               
                Искусство жило при монархах Европы и при древних правителях - императорах, царях, фараонах…
                Так прошли многие сотни лет, если не тысячи лет.
                Потом в какой-то очень короткий период литература стала коммерчески выгодна - условно говоря с середины Х1Х-го века по середину ХХ века, когда литературу окончательно вытеснили со сцены массовой культуры кинематограф и телевизор.   
                Почему исторически сильны школы русского балета? - Да их поддерживала российская Императорская власть.
                Театры в России и не только в России поддерживала власть местных царственных «владык».
                И как будто Рубенс и Веласкес не жили при императорских дворах и не пользовались милостью своих властителей.
                И наш Державин и великий Гете зависели от благорасположения владык своей страны и своего времени.
                Нам надо понять - в демократическом обществе лишенном влияния верховной власти искусство и литература не выживает и не выживет никогда. 
                Литература - это не просто собрание блестящих в художественном отношении текстов.      
                Литература - это огромный и живой мир со своей внутренней организацией и иерархией.
                Должен быть какой-то отбор публикуемых литературных текстов.
                Должна быть литературная критика, способная оценить достоинства и недостатки новоявленных литературных произведений.
                Должна быть какая-то шкала достижений писателя и поэта, в которой он стремится занять все более высокое место. 
                Ничего этого сейчас нет в России.
                Все развалилось. Весь литературный мир превратился в жалкие осколки прежнего величия.
                И надо прямо сказать почему это произошло - потому что наше государство перестало обращать на литературу какое бы то ни было внимание.
                Нынешнему российскому государству плевать на литературу.
                Это очевидно.
                Но наши государственные вожди очень ошибаются в этом своем пренебрежении к литературе - мы что вспоминаем о войне с фашизмом? «Судьбу человека» Шолохова мы вспоминаем…
                Моральная роль литературы может быть огромной.
                И даже наоборот - роман Пастернака «Доктор Живаго» научил не только не верить в коммунизм но и не любить Россию, хотя он пронизан сочувствием к трагическим русским судьбам…   
                Возможности художественного слова огромны.
                Оно в состоянии творить подлинные чудеса.
                И не отдельные люди, но Государство не вправе, совершенно не вправе забывать про могущественную и животворящую силу слова.
                А наше нынешнее Государство об этом забыло.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-ом году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 22-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Петербурге.

               
               
               
               
 


Рецензии