Свет в оконце

Коробка, в ней карандаши
с каким-то странным ароматом,
возможно, запахом души,
забытой на листе измятом.
Там неумелый детский штрих,
плетение дрожащиx линий,
и яркий, словно хвост павлиний,
набор цветов на четверых -
на бабушку и на отца,
на маму и тебя малого,
там неумелость и ленца,
не стоящие даже слова
о том, как трудно быть собой,
рисуя то, чего не видел.
Так вкусен карандашный идол -
его касаешься губой,
прикусываешь... Странный вкус,
древесно-грифельный, тягучий.
Казалось - этим увлекусь,
да вот, увы, не вышел случай.
Бумага всё терпеть могла,
но ты - не всё, и вот, всё реже
ты спрашивал - зачем я брежу,
и грифель - острая игла
тупился быстро. Ты подрос,
потом, старея и седея,
ты игнорировал вопрос -
что это было? Смысл? Идея?
Что было? Малое в большом?
Большое в малом? Свет в оконце?
И для чего рисуешь солнце
обкусанным карандашом.


Рецензии
"..... Странный вкус,
древесно-грифельный, тягучий.
Казалось - этим увлекусь,
да вот, увы, не вышел случай."

Я посмотрел ваши графические работы. Ожидал, что увижу, копирование, фотографии или стремление постичь основы графики через реализм и методики учебных заведений. Но нет, вполне авторские и художественные работы, со своей манерой, со своим почерком. Скорее всего это иллюстрации, знать бы к чему, было бы более понятно, но и как самостоятельные графические листы хороши. Для меня ясно, что вы умеете работать не только со словом, но и с линией, пятном. И если работать с визуальным изображением так же упорно и много, как работаете со стихотворными формами, то точно будет толк.

Влад Арко   24.06.2021 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Влад. Дело в том, что я нигде не учился... Как и стихосложению, впрочем). И я давно уже не рисую, а это требует постоянного упражнения. Так что всё это в прошлом. Даже не знаю, что бы сегодня могло меня заставить взяться за карандаши снова. Ну, разве что издание сборника стихов и иллюстрации к ним. Но я уже и книг не хочу, так что... Наверное, хватит стихов, а браться за изобразительное в 61 заново я не решусь. Не вижу смысла.

Винил   24.06.2021 16:43   Заявить о нарушении
Ох, если бы учение и образование давали тот толк, на который рассчитываешь! Насиловать себя не нужно, результат будет плачевный. В любом творчестве есть усталость, разочарование, сомнения или кажущаяся недостаточность внимания. Вот тут то и наступает переосмысление, когда нужно и оценить и решить а надо ли дальше... А разве есть другая возможность, кроме поэзии или живописи самовыражаться? Если этого подспудно требует душа... (я атеист) вернее если таково природное устройство моей натуры. Ведь можно находить удовлетворение, в дачном участке, в пивном ларьке, в бытовой семейной благоустроенности. Шутка в том, что червячок самомнения гложет, требует доказать себе и попутно всем...

Влад Арко   24.06.2021 17:24   Заявить о нарушении
И да, и нет, Влад. Школа есть школа, как минимум академический рисунок стоило бы освоить). Есть определённые навыки, которые необходимы, если не хочешь оставаться на уровне наивного искусства. А доказывать себе что-то... Зачем? Я, как мне кажется, вполне трезво могу себе представить цену тому, что делаю. Она не высока, но в области стихосложения вполне стабильна. Но на это ушли годы... И в конце концов, способности, очевидно, были, без них никуда, просто я о них не знал). Плюс помощь многих людей, которые потратили время на подсказки и советы. У которых нашлось время, желание и терпение выслушивать мои неофитские гонор, спесь и прочее. И, наконец, самое главное - понимание того, что талант и даже дар, это необходимые, но не главные качества.

Личный участок, пивной ларёк и бытовая устроенность - не для меня. Первые два потому, что не увлекает совсем, последнее потому, что с этим всё в порядке, мне многого не надо).

Винил   24.06.2021 18:41   Заявить о нарушении
Было бы желание, освоить можно всё. Сколько их, которые освоили, а потом уходили в наив. И наоборот. По правде я никогда не думал что школа это крайне важно, примеров тому множество, особенно в музыке. Важнее то, что вы, например, делаете наперекор сомнениям и разочарованиям. Делаете и всё! а уж потом анализируете, шлифуете по профессиональным канонам, или наоборот вопреки им. В институте у меня был преподаватель Ефим Григорьевич Эткинд, он был настоящий ценитель поэзии, но я по юношескому максимализму не признавал этого, задиристо спорил по поводу Пушкинских французских стихов, и его кумира ПарнИ. Сейчас вспоминаю это со стыдом, и держу на столе всегда его книгу (которую он подарил) "Разговор о стихах". Пожалуй не соглашусь, что "...талант и даже дар, это необходимые, но не главные качества.", потому что талант, созданный на основе методичек и школярства, не интересен. Школу не отрицаю, нужна, если есть возможность, но изучить самому цветоведение или композицию, ноты или квинтовый круг ещё не достаточно, чтобы писать картины или играть на органе. Нужно желание, заинтересованность и практика. А желание и практика это и есть реализация дара, таланта. У вас в Одессе есть очень хорошая школа по изобразительному искусству (кажется АУРУС), где преподают Владимир и Елена Ильичёвы. Методика у них такая, что они на первом же уроке внушают ученику, что он талант, что он не похож ни на кого. Живопись растирания красок мужским носком по холсту с последующим выскребанием. Я не шучу и не иронизирую. Мне например нравится. Вам бы у них позаниматься.
Любой талант, это немного не нормальность.

Влад Арко   24.06.2021 20:04   Заявить о нарушении
Извините, пишу быстро, не соблюдая орфографии и препинания, что стало почти нормой для большинства. И я этому подвержен, как и все... А здесь редактора нет.

Влад Арко   24.06.2021 20:12   Заявить о нарушении
Опять же, соглашусь только отчасти. Учитывая, что до 48-ми я поэзией не интересовался вообще. Ну вот не нравились мне стихи, и всё тут). Даже представить себе не мог, что буду этим заниматься. От музыки далёк, так что ничего не скажу...

Что касается - "...талант и даже дар, это необходимые, но не главные качества.", это моё твёрдое убеждение. Надо просто понять, что изречение - Гений и злодейство, есть вещи несовместные - себя полностью дискредитировало, оно несостоятельно. Именно поэтому мы знали Маяковского, например, по Облаку в штанах, Краснокожей паспортине и поэме В.И.Ленин. А не по Лиличке или Флейте-позвоночник. Талант необходим, но куда важнее - на что он будет использован. Ведь такое выражение, как гений зла, оно тоже не случайно. Примеров тому великое множество.

Я не был в Одессе с 2007-го года...

Винил   24.06.2021 20:27   Заявить о нарушении
Главные, ибо дару обучиться нельзя. Гений и злодейство это не обязательный дуумвират успеха или творчества. Это лишь литературная фабула для острого сюжета. Ну грех Маяковского не так и велик. Пользы было больше. А кто безгрешен? Разве только я да вы? Тургенев и Виардо, Некрасов и Панаева, Сикейрос и Фрида Кало, Рафаэль и Катарина, Соломон и Суламифь, Пушкин и Калашникова, Нинанни и Гильгамеш.....и много ещё.
Я не был в Одессе с 74 года прошлого века.
Прошу простить, два ведра клубники!! А я же себя представляю не только художником, поэтом, музыкантом, ... но и кулинаром! Надо соответствовать!

Влад Арко   24.06.2021 22:18   Заявить о нарушении
Не грех). И я никого не виню, со своим бы разобраться. Спорить не стану, у каждого свой опыт и своё видение. И всё же ряд сюжетов я либо не использую, либо сильно ограничиваю. Гражданская лирика в виде агиток - табу. Военная тематика - крайне редко и очень осторожно. Скорее, послевоенная, я её немного застал. Есть ещё ряд других, но не хочу их упоминать. Какие-то принципы уже сформировались за все эти годы, стараюсь им следовать. Остальное - как будет, как решит читатель. Я об искушенном и вдумчивом читателе, разумеется. Всё же, стихи он делает не меньше, а иногда и больше, чем сам автор.

Винил   24.06.2021 22:43   Заявить о нарушении
Освободился. Можно и философствовать. О чём то бишь мы?. Ах, да, мне действительно интересен ваш феномен. До 48 лет (а это дольше, чем Илья на печи!),занимались обычными делами, и вдруг! Я бы на вашем месте хорошенько проанализировал, почему, что побудило, особенно как и откуда возник талант и потребность. И сразу неплохо. Я, например, с удовольствием читал любовную лирику, кажется 09-13 годов. Но больше удивляло спокойная речь в философской, вернее в смеси, в философско-бытовой лирике. Богатый язык, острые метафоры, ритм, интересные рифмы. Ощущение натянутости, сочинённости не чувствуется. Почти нет менторства. Всех и всегда восхищает простота и обыденность сюжета и сложность переживаний и скрытые смыслы. Одно время, мне казалось чрезмерными длинноты повествования или избыточная метафоричность, казалось, пока весь словарь Ушакова не зарифмуете, не остановитесь. А сейчас стали поэтический сюжет разрешать быстрее. Стихи стали короче (легче читателю), но по прежнему эмоциональны. Ваша сентенция об участии читателя мне не совсем понятна. Возможно, что какие-нибудь рецензированные мысли и с подвигнут... но чаще(как в вашем случае)прерогатива автора в выборе темы. А это уже искусство!, из малейшей детали, из смены погоды или настроения, из чайного гриба или усов клубники сделать тему для стихов. Ну, а если не подвернётся, то можно просто придумать ситуацию!

Влад Арко   25.06.2021 00:34   Заявить о нарушении
Всё решает случай... Что-то дремало, ждало своего времени. Уверен, что если бы не возможности интернета, никогда бы писать стихи не стал. Какой тут анализ? Всеобщее образование дало возможность практически любому человеку зарифмовать пару строк. Но не все поняли до сих пор, что это ещё не стихи. И я не понял этого вначале. Постепенно стал читать классиков, здешних авторов, искать в сети какие-то имена. Много подсказывали более опытные товарищи). Вы правы, было (и есть) много избыточного. Но это не объём текста, а его наполнение. Здесь, на этой странице, тоже немало довольно длинных текстов, но они (надеюсь) лучше связаны, более верно логически выстроены и т.д. Жалеть читателя, укорачивая/сокращая текст? Нет, не в моих правилах. Длинная дистанция интереснее, если суметь удержать этого читателя на ней, не дать ему заскучать. Не получается, значит, это моя вина, но не текста, как такового. Сюжеты берутся отовсюду. Вы же знаете, как делаются "зарисовки на ходу". Что угодно - лист, кусок коры, пейзажик, портрет, сценка. В поэзии так же. Буду банальным - не важно что, а важно как.

Винил   25.06.2021 00:55   Заявить о нарушении
В этом и казус! Что объектом стихов может стать что угодно. И парадокс в этом! Потому как обычному почитателю поэзии или стихоплёту (простите за банальное слово)кажется, что для приличного стиха нужна красивая тема, событие, чувственное переживание! Ан, нет! не всем дано так нетривиально мыслить, так "лепить" объём стиха, такие создавать ассоциации практически из ничего. Событие может быть ничтожным, а ассоциативный, музыкальный, ритмический ряд великолепным и захватывающим.
"Но это не объём текста, а его наполнение." Главное, чтобы не было ощущения утрамбовывания, насильного, сверх меры наполнения...
"зарисовки на ходу". Меня удивляет ваша способность делать эти зарисовки, как упражнение, где-то читал, что пишите посредством компьютера, сразу на бело! А я читаю и многие вещи мне кажутся полотнами, а не зарисовками.

Влад Арко   25.06.2021 01:19   Заявить о нарушении
Да, пишу сразу на экране. Правлю потом немного... Вот одно из здешних длинных). Какой тут сюжет, как его определить или назвать? Я не знаю.

Ничего и не хочется, жарко, и спит Нева,
что сегодня припомнилось, северная столица?
Просыпайся, твоих понаехавших узнавай,
незнакомые лица разглядывая сперва.
Принимай нас, когда-то же надо с тобою слиться.
За неделю впитаем, свой говор окоротив,
малость юнкерской чести, толику блокадной жути,
да царя убиенного тихий императив,
шепот уличных девок, жаргон театральных див.
Может, мы породнимся? Бывает. Чем черт не шутит.
Белоночная нежность, разлитое молоко,
театральная роскошь, поэты и прохoдимцы.
Неприступность красавиц ломается тут легко,
раздаются дипломы за подписью "Царь и Ко",
принимай нас, авось, мы на что-то ещё сгодимся.
Станем львами твоими, пока не красна вода,
и ступенька истории отражена в граните.
Ненадолго приедем - останемся навсегда,
мы могли бы в Москву... Но Москва нам не скажет - да.
Вот и дождь. Небеса до земли опускают нити
до крестов на церквах и на кладбищах, до любых
палачей и героев - потомок не лучше предка.
Те же твёрдые скулы и те же крутые лбы.
Перед смертью пророк отрекается от волшбы
и склоняется к ереси, это, увы, нередко.
Что, моя дорогая, как Питер тебе сейчас?
Ветер кудри ласкает, гранит выстилает ложе?
Жизнь длинна, и любовь - лишь её небольшая часть,
ты забудешь о ней потихонечку, изловчась,
и ссылаясь на то, что мы были тогда моложе.
Понаехавших много, Москва позовёт назад -
всё исчезнет, останутся сплетни да разговоры
про театры, гостиницы, Адмиралтейский сад
и про каменных львов, и про чей-то знакомый взгляд.
Неожиданный, четкий, как будто бы залп Авроры.

Винил   25.06.2021 01:23   Заявить о нарушении
Мне пора. Доброй ночи, Влад, и спасибо за интересный разговор.

Винил   25.06.2021 01:46   Заявить о нарушении
Ленинградская зарисовка, плотная пастозная. В теле стиха постоянно посылы к разным событиям и переживаниям. Это и является темой стиха. Обороты и сочетания слов как всегда крепки и многозначительны.
Ну и, надо сказать, я в оцепенении не столько от выстроенности стиха, сколько от заявленной простоты решения, сразу на экран! Мне это не понятно. И, кстати, такому нельзя научить в литературном институте.

Влад Арко   25.06.2021 01:46   Заявить о нарушении
Спасибо за беседу. Читатель не должен быть так многословен.

Влад Арко   25.06.2021 01:48   Заявить о нарушении
Нельзя. И если учесть, что я никогда не был ни в Питере, ни в Москве, то тем более - откуда всё это? Вопрос риторический... Ещё раз - доброй ночи Вам.

Винил   25.06.2021 01:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.