Вьюжин Лев. Удаленная тема

 11 мая 2018
Тема, которая по мнению модератора нарушает правила альбома.

 
Лагеря для лиц побывавших в плену или в окружении были. Однако в систему ГУЛАГ они не входили, представляли же они из себя фильтрационные пункты, в которых проходили проверку бывшие военнопленные и лица побывавшие в окружении. Документ – Приказ наркома обороны №0521 от 29.12.1941 ЦХИДК. Ф.1/п. Оп.23а. Д.2. Л.27. Правильное название «Формирование армейских сборно-пересыльных пунктов».
 
Кстати, проверку в этих лагерях проходили не только военнослужащие, бывшие в плену или вышедшие из окружения. Контингент этих лагерей бал разделен на 3 категории:
1-я — военнопленные и окруженцы
2-я — рядовые полицейские, деревенские старосты и другие гражданские лица, подозреваемые в изменнической деятельности
3-я — гражданские лица призывного возраста, проживавшие на территории, занятой противником
 
Кроме армейских СПП существовали и проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) в системе НКВД (опять-таки не ГУЛАГ)
О работе фильтрационных лагерей можно судить по следующему документу:
«Справка о ходе проверки б/окруженцев и б/военнопленных по состоянию на 1 октября 1944 г.
1. Для проверки бывших военнослужащих Красной Армии, находящихся в плену или окружении противника, решением ГОКО №1069сс от 27.XII-41 г. созданы спецлагеря НКВД.
Проверка находящихся в спецлагерях военнослужащих Красной Армии проводится отделами контрразведки «Смерш» НКО при спецлагерях НКВД (в момент постановления это были Особые отделы).
Всего прошло через спецлагеря бывших военнослужащих Красной Армии, вышедших из окружения и освобождённых из плена, 354 592 чел., в том числе офицеров 50 441 чел.
2. Из этого числа проверено и передано:
а) в Красную Армию 249 416 чел. в том числе:
в воинские части через военкоматы 231 034
из них — офицеров 27042
на формирование штурмовых батальонов 18 382
из них — офицеров 16 163
б) в промышленность по постановлениям ГОКО 30 749
в том числе — офицеров 29
в) на формирование конвойных войск и охраны спецлагерей 5924
3. Арестовано органами «Смерш» 11 556
из них — агентов разведки и контрразведки противника 2083
из них — офицеров (по разным преступлениям) 1284
4. Убыло по разным причинам за всё время — в госпитали, лазареты и умерло 5347
5. Находятся в спецлагерях НКВД СССР в проверке 51 601
в том числе — офицеров 5657
Из числа оставшихся в лагерях НКВД СССР офицеров в октябре формируются 4 штурмовых батальона по 920 человек каждый»
 
Путем несложных арифметических подсчетов можно прийти к выводу, что из всего количества прошедших проверку аресту подверглись менее 4%... Если учесть, что в число проверяемых входили полицаи и старосты (см. выше), показатель не впечатляет..
Да, надо пояснить..
 
Штурмовые батальоны – воинские формирования, созданные по Приказу Народного Комиссара Обороны №Орг/2/1348 (ищется яндексом).
Основное отличие от штрафных батальонов – срок пребывания в них определен 2, а не 3 месяцами, должности комсостава (до помком роты включительно) занимали военнослужащие из состава «переменного» контингента (в штрафбатах все офицерские должности занимали не штрафники), семьи «переменного» состава штурмовых батальонов пользовались теми же привелегиями, что и военнослужащих всей остальной РККА (в случае гибели «штурмовика», например, семья получала «офицерскую» пенсию, размер которой соответствовал званию военнослужащего до попадания в штурмовой батальон)
 
Направлены в промышленность – это не ГУЛАГ, это мобилизация на тех же основаниях, что и, например, гражданского населения в дни обороны Москвы или Ленинграда, страна разрушена – надо восстанавливать, позже начнется формирование т.н. рабочих батальонов для восстановления народного хозяйства на освобожденных территориях (к ГУЛАГу отношение не имеет)..
И да, проверка бывших военнопленных и вышедших из окружения это не прихоть кровожадного и подозрительного советского командования.. В условиях военного времени это необходимость. Несогласных адресую к мемуарам В. Шеленберга:
 
"В лагерях для военнопленных отбирались тысячи русских, которых после обучения забрасывали на парашютах в глубь русской территории. Их основной задачей, наряду с передачей текущей информации, было политическое разложение населения и диверсии. Другие группы предназначались для борьбы с партизанами, для чего их забрасывали в качестве наших агентов к русским партизанам. Чтобы поскорее добиться успеха, мы начали набирать добровольцев из числа русских военнопленных прямо в прифронтовой полосе"
К слову сказать, Шелленберг возглавлял VI управление РСХА (внешняя разведка Управления Имперской Безопасности), а ведь был еще и Абвер (войсковая разведка), который тоже вербовал агентуру из военнопленных…
 
А ведь у многих вышедших из окружения не было даже документов, удостоверяющих личность. Так что проверка в условиях военного времени вещь просто необходимая.
Кроме того, не все бывшие пленные и «окруженцы» напрвлялись в ПФЛ (проверочно-фильтрационные лагеря) для многих проверка заканчивалась уже на СПП (сборно-пересыльном пункте), где их проверяли армейские органы контрразведки, после чего они направлялись в строевые части (Документы и оружие на руках, свидетели есть – пропуск до места назначения и в бой).
 
Да и, кстати, многие «окруженцы» такой проверки вообще не проходили, например Чистяков, командующий на тот момент 21 армией в мемуарах пишет:
«У Гумрака (под Сталинградом) оказался лагерь наших военнопленных. Мне было приказано всех наших бойцов, бывших военнопленных, хорошо одеть, обуть, подлечить, накормить, дать им отдых 10-15 дней, а затем направить в тыл. Я побеседовал с этими воинами и убедился, что настроение у этих людей такое, что они готовы в любую минуту идти драться с фашистами насмерть, чтобы отомстить за свое унижение и муки, за гибель своих товарищей... я отобрал из бывших военнопленных 8 тыс. человек, сформировал из них восемь батальонов, вооружил их и отправил в дивизии»
Конечно мемуары цитировать не очень корректно, к делу их не подошьешь, но в качестве лирического отступления потянет..
 
К концу войны в связи с массовым освобождением бывших военнопленных и перемещенных гражданских лиц порядок их сортировки и проверки несколько упростился.
18 января 1945 г. Военным Советом фронтов и военных округов была дана директива начальника тыла Красной Армии и Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации, согласно которой военнопленные и гражданские лица, освобожденные Красной Армией, подлежали направлению:
— военнослужащие Красной Армии (рядовой и сержантский состав), находившиеся
в плену, — в армейские СПП, после проверки в них установленным, порядком — в
армейские и фронтовые запасные части;
— офицерский состав, находившийся в плену, — в спецлагеря НКВД;
— служившие в немецкой армии и специальных строевых немецких формированиях,
власовцы, полицейские и другие лица, вызывающие подозрение, — в спецлагеря
НКВД;
— гражданское население — во фронтовые СПП и пограничные ПФП НКВД; из
них, после проверки, мужчины призывного возраста — в запасные части фронтов или
военных округов, остальные — к месту постоянного жительства (с запретом направ-
ления в Москву, Ленинград и Киев9);
— жители приграничных областей — в ПФП НКВД;
— дети-сироты — в детские учреждения Наркомпросов и Наркомздравов союзных
Республик
(Ф. 9526. Оп. 4а. Д. 1. Л. .63—64)
 
Т.е. Рядовой и младший начальствующий состав – в армейские СПП и запасные части, офицеры – на проверку в ПФЛ НКВД (с них спросу больше, потому как звездочки на погонах), гражданских – по ситуации, детей в детдома, а предателей – однозначно в НКВД..
Более того, в феврале была принята практика ускоренной проверки (в 5-дневный срок) в отношении лиц не вызывающих подозрений (стариков, женщин с детьми и т.д.). После чего их отправляли к постоянному месту жительства.
 
Ладно, поехали дальше.. Война кончилась, на оккупированных территориях и в Германии освобождены миллионы советских граждан, в том числе и бывших военнопленных. Ими в СССР занималось образованное в октябре 1944 г. Управления Уполномоченного Совета Народных Комиссаров СССР по делам репатриации во главе с Ф.И. Голиковым. Докумены этого ведомства находятся в Государственном Архиве Российской Федерации, кстати, вполне доступны.. Буду цитировать по работам В.Н. Земскова «РЕПАТРИАЦИЯ СОВЕТСКИХ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ (1944-1952 гг.)» и «РЕПАТРИАЦИЯ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАНИ ИХ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА (1944—1956 гг.)», а также Филипповых Д.Н. «РЕПАТРИАЦИЯ СОВЕТСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН» (там есть ссылки на фонды, описи, дела и листы архива)..
 
Ну значит так.. Согласно одному из пунктов соглашений, принятых на Ялтинской конференции ВСЕ граждане СССР, оказавшиеся на территории ответственности союзников, а так же попавшие в плен к союзником (т.е. воевавшие против них на стороне Германии) подлежали репатриации (кроме тех, кто эмигрировал до войны – белогвардейцы и т.д., за небольшим исключением вроде атамана Краснова) Таковых к концу войны ведомство Голикова насчитало около 5 млн человек (из них около 1,7 млн военнослужащих РККА).
 
Согласно директиве Ставки №11086 от 11 мая 1945 года для приёма репатриируемых советских граждан, освобождаемых войсками союзников, Наркоматом обороны было организовано 100 лагерей. Кроме того действовали 46 сборных пунктов для приёма советских граждан, освобождённых Красной Армией. (sik!) Это учреждения относились к Наркомату обороны и к НКВД никакого отношения не имели, кстати В данном случае термин «лагерь» означал не место заключения, а сборный пункт, равно как и СПП. Большинство этих сборных пунктов находились за границей (в Германии, Австрии, Польше, Румынии и др.)
 
22 мая 1945 года ГКО принял постановление, в котором устанавливался 10-дневный срок регистрации и проверки репатриантов, после чего гражданские лица подлежали отправке к месту постоянного жительства, а военные — в запасные части. (Постановление ГКО №8670 «О мерах по ускорению проверки репатриируемых советских граждан»). На практике, правда, этот срок оказался нереальным, поэтому проверка продолжалась 1-2 месяца и больше. К 30 мая емкость СПП была доведена до 1,3 млн человек. (ГАРФ Ф. 9526. Оп. 4а. Д. 1. Л. 28—29.)
Что же касается проверочно-фильтрационных пунктов в системе НКВД (таковых было 15 штук и занимали они среднее положение между армейским СПП и проверочно-фильтрационным лагерем НКВД), то на 1.01.1946 г. проши проверку 656 533 репатриантов, из них 582 999 направлено к месту жительства, 21 512— в спецлагеря (ПФЛ), 1 426 — в народное хозяйство, 3 393 — в части Красной Армии, 31 763 — в военкоматы и 15 440 — «прочая убыль» (так в оригинале)
Что же до ПФЛ в системе НКВД, в них на 1.01.1946 г. находилось 228 018 человек (через 3 года это количество составляло уже 2 923 человека)
По статистике ведомства Ф.И. Голикова, к 1 марта 1946 г. было репатриировано 5 352 963 советских граждан (3 527 189 гражданских и 1 825 774 военнопленных). Однако из этого числа следует вычесть 1 153 475 человек (867 176 гражданских и 286 299 военнопленных), которые фактически не являлись репатриантами, так как не были за границей.
Итого получается, на 1 марта 1946 года было репатриировано 4 199 488 советских граждан (2 660 013 гражданских и 1 539 475 военнопленных), из них 1 846 802 поступило из зон действия советских войск за границей и 2 352 686 принято от англо-американцев и прибыло из других стран.
Результаты проверки (всеми органами и армейскими и НКВД) на 1.03.1946 выглядят следующим образом. (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 86а. Д. 12345. Л. 81-82; Ф. 9526. Оп. 4. Д. 33. Л. 120)
Гражданское население:
Направлены к месту жительства – 2146126 (80,68%),
Призвано в армию – 141962 (5,34%)
Зачислено в рабочие батальоны – 263647 (9,91%)
Передано в распоряжение НКВД – 46740 (1, 76%)
Военнопленные:
Направлены к месту жительства – 281780 (18,31%),
Призвано в армию – 659190 (42,82%)
Зачислено в рабочие батальоны – 344448 (22,37%)
Передано в распоряжение НКВД – 226127 (14,69%)
 
Кроме того на сборно-пересыльных пунктах и использовалось на работах при советских воинских частях и учреждениях за границей находились 61538 человек гражданских (2,31%) и 27930 бывших военнопленных (1,81%)
Если брать бывших военнопленных, нас, я так понимаю, более всего интересует цифра 226127 чел (14,69%). Остановлюсь на ней поподробнее.
Ну для начала сразу бросается в глаза, что миф о поголовном направлении в ГУЛАГ всех побывавших в плену или окружении как-то разваливается.. И кто же все-таки входил в эти 14%..
Согласно инструкциям, имевшимся у начальников проверочных органов, из числа репатриантов подлежали аресту и суду:
— руководящий и командный состав органов полиции, «народной стражи», «народной милиции», «русской освободительной армии», национальных легионов и других подобных организаций;
— рядовые полицейские и рядовые участники перечисленных организаций, принимавшие участие в карательных экспедициях или проявлявшие активность при исполнении обязанностей;
— бывшие военнослужащие Красной Армии, добровольно перешедшие на сторону противника;
— бургомистры, крупные фашистские чиновники, сотрудники гестапо и других немецких карательных и разведывательных органов;
— сельские старосты, являвшиеся активными пособниками оккупантов.
 
В соответствии с 193 ст. ч. УК РСФСР 1926 г. с правками 1940 г. за добровольный переход на сторону врага, равно как и пособничество врагу, разглашение информации, связанной с дислокацией воинских частей и соединений и многого еще чего предусматривалось только одно наказание – смертная казнь. «Жестокая карательная машина» советского правосудия заменила ее на.. 6 лет спецпоселения.. Поясняю – спецпоселение это не лагерь, жили все эти товарищи за пределами лагерных зон, в своих бараках, ходили свободно, без конвоя..
 
Всего в 1946-1947 гг. на спецпоселение поступили 148 079 власовцев и других пособников оккупантов. На 1 января 1953 года на спецпоселении оставались 56 746 власовцев, 93 446 были освобождены в 1951-1952 гг. по отбытии срока.
Что же касается лиц, запятнавших себя конкретными преступлениями, они действительно были направлены в лагеря ГУЛАГа..
Неправда ли, занимательная арифметика получилась?..
Я не спорю, были и невинные жертвы, с учетом таких грандиозных перемещений человеческих масс без ошибок и нарушений обойтись было просто нереально, но с учетом всего выше сказанного выглядят они скорее как исключения, а не правило.
Так что не надо безоговорочно воспринимать на веру все то фуфло, что течет с голубых экранов, особенно с НТВ.
 
Если тема интересует, рекомендую почитать:
В. Н. Земсков (мощные социологические и исторические исследования, с цитатами из архивных документов, самое главное, с указанием источников)
ГУЛАГ (историко-социологический аспект)
Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944—1956 гг.)
Репатриация советских перемещенных лиц (1944-1952 гг.)
Рождение «второй эмиграции» (1944-1952)
Филипповых Д.Н. –« Репатриация советских и иностранных граждан» (тоже хватает разнообразной информации)
Пыхалов И. «Великая Оболганная война» (цифры, факты, выдержки из документов, опять-таки с указанием на источник).
Все вышеуказанное находится в открытом доступе в сети – нажми на кнопку..
Перечень постановлений ГКО, Наркома Обороны, приказов Верховного Главнокомандующего, директив Ставки находятся в открытом доступе – ищутся яндексом..
Документы Уполномоченного Совета министров (СНК) СССР по делам репатриации рассекречены и находятся в Государственном Архиве Российской Федерации, о чем нас извещает Бюллетень рассекреченных документов
федеральных государственных архивов Было бы желание..
До кучи можно еще почитать Полевой Устав РККА (ПУ-39), Дисциплинарный Устав РККА (ДУ-40),
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. с поправками 1940 г. Все находится в течении считанных секунд.
 


Рецензии