Синдром сцены

Любой автор или исполнитель, или автор-исполнитель хорошо знает что такое синдром сцены. Это особый мандраж, связанный с выходом на сцену и представления себя и своего исполнения перед зрителями. Ты можешь прекрасно знать слова, отлично знать музыку, хорошо исполнять произведение в любом месте кроме магической площадки перед зрителями. Это синдром знаком практически всем артистам. И он практически не лечится. Только во у некоторых он мобилизует на более вдохновенное исполнение, а у некоторых ( в том числе и у меня) отбивает мои нормальные навыки и умения.
Сейчас я на своем собственном примере покажу как можно испортить свое выступление исключительно из за волнения. Перед выступлением в кровь выбрасывается большое количество гормонов стресса катехоламинов. Это адреналин, норадреналин и еще кое что. И весь этот коктейль заставляет сердце работать более интенсивно. Повышается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений. Холодеют руки и ноги и тело начинает сотрясать дрожь.

В эти выходные состоялся очередной слет-фестиваль московского КСП, который (если кто не в курсе) расшифровывается как Клуб Самодеятельной Песни. Слет этот носит название Слет Гитарных Школ, традиционно он проводится в последние выходные мая в подмосковном лесу. На него съезжаются любители авторской песни, в частности те, кто обучается в Центре Авторской Песни (ЦАП).

Сам я обучался в ЦАПе с начала 90-х годов. Два года назад я впервые стал выходить на сцену со своими песнями. Но избавиться от синдрома сцены мне до сих пор не удалось.
Вот перед вами короткое любительское видео, снятое моей дочерью на телефон. Есть и нормальное профессиональное видео, но это сейчас неважно. Я на этом примере хочу показать как с одной стороны не надо играть и петь, но с другой стороны что же делать если синдром сцены никак не проходит.

Итак, на представленном видео две песни. В первой я являюсь полным автором, во второй автором музыки. В первой песне есть два эпизода, где я не попадаю в нужный аккорд. Причем я понял что музыка перестала соответствовать тональности и прекратил звукоизвлечение. И только через три аккорда я вернулся в нужную тональность. От окончательного провала меня спасло то, что петь я не перестал.

В общем если забыл какой аккорд брать, то переставать петь не надо. Для зрителей нет хуже впечатления,чем прерывание песни и продолжения через паузу. Лучше уж петь песню вовсе без аккомпанемента или с прерывающимся аккомпанементом.

Второй момент в исполнении, это нужно понимать то, что поешь и пытаться донести это до зрителей. Я для этого использую такой прием, как обращение к аудитории. Все те слова, что я хочу спеть, я как бы обращаю в зал.

Интересно то, что волнение на сцене касается исключительно физиологической реакции организма. Мое рассудочное "я" никакого волнения не испытывает. Аудитория которая слушает концерт на слете исключительно доброжелательная, это одни и те же люди. Наша прослойка очень узкая, мы все друг друга знаем много лет. Можно сказать, что в зале присутствуют только друзья.

Вообще для самодеятельной песни излишний профессионализм наверное даже вреден. Такой исполнение теряет в душевности. Но откровенная лажа, не попадание в ноты или фальшивое исполнение портит впечатление даже от хорошего музыкального и поэтического материала. Сегодняшнее мое выступление дает мне стимул продолжать работать над собой. И также показывает в каком направлении следует работать.


Рецензии