Дьявол безобразен, смешон и безконечно жалок

Дьявол смешон, потому что дьявол пал, но не воплотился. Гротескный образ дьявола с рогами и с хвостом смешон потому, что это условный облик: у нечистого духа даже такого облика нет. Смехом плоть напоминает дьяволу о том, что дьяволу даже безобразной плоти не дано. В.Б.Микушевич
Микушевич часто говорил, что дьявол - это наш старый знакомый, мы его хорошо знаем, и вся эта земная жизнь дана нам затем, чтобы определить своё к нему отношение. Старец Иоанн Крестьянкин говорил, что дьявол - величайший ухажор за человеческой душой. В "Моих посмертных приключениях" Юлии Вознесенской дьявол изображён как ходульный актер, который может сыграть всё, что угодно, но сердце всегда при этом будет чувствовать некую пустоту. Он может сыграть всё, что угодно, потому что его нет. У него нет никакой собственной сущности. При всей своей гордыне он абсолютно ничтожен. И трагедия нашего положения состоит в том, что мы никак не можем высвободиться из того небытия, которое навязывает он нам. Это и суета, и ложь, и злоба, и скука, всяческая безсмыслица, страх, страсть, всё серое, унылое, мрачное, недоброе, чем изобилует наша жизнь. Как вор, он подступил к человеку в раю, чтобы отнять у него его богатство, его жизнь, его природу, его ум, его сердце, его жену... Можно сказать, что земная жизнь - это Бог вперемешку с дьяволом, бытие, смешанное с небытием, блаженство, отравленное горечью страдания, любовь, в которую вкралась злоба, горячее тепло, в которое внесён арктический холод... Всё, что мешает счастью и блаженству - это он и есть, дьявол. Не хотелось бы о нём говорить и вспоминать, но именно это ему и надо, чтобы втихаря губить человека. Нет, это наш сосед по земному общежитию, всё время нам гадящий и всё время стыдливо прячущий своё присутствие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что падшие духи ведут противоестественное для духовных существ существование. Они заняты этим вещественным миром, всячески раздувая страсти к нему и впитывая в себя испарения от человеческих удовольствий и страданий. Они хотели бы воплотиться, но не могут этого и вынуждены довольствоваться тем, что перепадает им от людей. Но так как люди не спешат идти к Богу, который мог бы защитить их от лукавого, пищи у него немало... В православном богослужении ад назван "всесмехливым", то есть достойным всяческого осмеяния - и это и есть истинное отношение к дьяволу и его безнадежным стараниям - и когда-нибудь Господь даст нам это знать, и только тогда сможем мы и пожалеть этих жалких тварей, которых нам наиболее напоминают обиженные и отвергнутые женщины, по выходкам которых можно составить довольно точный портрет этих обиженных и гордых невидимых существ, за которых молились такие святые, как Исаак Сирин, которых, может быть, и стоит пожалеть, но только тогда, когда будут сведены на нет плоды их разрушительных усилий - страдание, смерть и ад. 2.02.2019

https://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги


Рецензии