Маргарита человек разумный часть 759

Маргарита человек разумный часть 759

Русалки Урала: свидетельства очевидцев
Заброшенные горные выработки Урала со временем заполняются водой и образуют глубокие озера с берегами, поросшими густыми кустарниками. Озера эти красивы и зачастую расположены в весьма укромных местах. Именно в них, да в местных реках, по рассказам местных жителей, водится один из самых часто упоминаемых персонажей народных сказок и былин - русалка.
В древнем русском фольклоре говорится о том, что в русалок обращаются девушки-утопленницы. Днем они прячутся в водах, а по вечерам расчесывают свои длинные распущенные волосы на берегах. Уже одно это разительно отличает русалок от людей, ведь женщина в русских селениях просто не могла себе представить, что можно выйти на улицу простоволосой. Русалки заманивают в воду и топят там ночных купальщиков, рыбаков, да и всех оказавшихся ночью на побережье. Таким способом, говорят, пополняются ряды слуг водяного царя.
В старинных российских легендах обликом русалка похожа на человека. Но отличается от него землисто-серым цветом кожи, распущенными волосами, часто зеленого цвета, и огромной грудью. Простонародная фраза одной из свидетельниц русалочьего купания: «Цыцки большие - большие, аж страх берет» - уже давно вошла в оборот и цитируется практически во всех работах о русалках.
Интересно, что в наиболее старых русских сказаниях, русалка имела ноги и руки, сходные с человеческими. Лишь позже, когда до России дошли описания серен из европейского фольклора, русалка обзавелась хвостом, сходным с рыбьим. Таким образом, фольклорные традиции имеют склонность к смешиванию и напластованию, постепенно передаваясь из уст в уста. При этом, естественно, достоверность утрачивается. Поэтому попытаемся при описании русалок Урала сосредоточиться на свидетельствах очевидцев, наблюдавших их не ранее XХ века.
По рассказу жительницы села Полднево Свердловской области, ее отец регулярно ловил рыбу в реке, забрасывая браконьерскую снасть под названием «морда». И однажды вечером, отправившись на проверку снасти, не обнаружил ее. Зато из того места, где она была заброшены, вынырнула обнаженная и очень красивая девушка, которая жестами стала ему показывать, что его снасти находятся глубже. Очарованный мужчина двинулся вглубь реки и едва не утонул. Лишь в последний момент он осознал, что его заманивают, и кинулся к берегу. Морды он с тех пор не ставил и вообще к реке подходил неохотно.
Однако это свидетельство «из вторых рук». А вот жительница Нижнего Тагила Азисова рассказала, что ее отец, будучи в геологической партии в 1936 году, взял ее с собой. И там, на заброшенной, давно превратившейся в лесное озеро графитовой шахте специально показывал ей русалок. По словам Азизовой, они наблюдали группу человекоподобных существ. Рыбий хвост и чешуя у них отсутствовали, кожа была серого цвета.
Девочка с отцом из укрытия достаточно долго наблюдали за ночным купанием русалок. Существа плескались в воде, выходили на берег, залезали на деревья и снова прыгали в воду. В моменты же отдыха они пели «песню» на нечеловеческом языке. Мелодия песни так врезалась в память ребенка, что Азизова и до сих пор может ее воспроизвести. Интересен и рассказ Ефимовой из города Нижняя Салда. По ее словам раньше в местном пруду обитала некая ведьма, которую называли Опалихой. Ведьма имела длинную косу и раскаленную чугунную сковородку. Этой-то сковородкой она и разгоняла ребятишек, обчищавших соседние огороды от созревших бобов.
Откуда в пруду взялась раскаленная сковородка - понять сложно. А вот любовь русалок к поеданию бобовых, особенно гороха, в легендах описывается часто. Так что, возможно, Опалиха не столько разгоняла детишек, сколько сама приходила за бобами. Но детишки ее действительно боялись. Свидетель Фролов вспоминает: «Сидели однажды вдвоём с товарищем у нас в огороде, грызли бобы. Вдруг видим: идёт что-то волосатое с клюкой и прямо на нас». С тех пор у Фролова серьезные проблемы с сердцем, а у его товарища - сильное заикание.
Вернемся к вопросу о происхождении русалок. Согласно легендам, в русалок «водяной царь» обращает девушек-утопленниц. А вот свидетель Александр Катаев утверждает, что русалки размножаются, как люди, половым путем. 25 августа 1974 года Катаев – еще молодой, но опытный охотник, около часа ночи проходил вдоль берега реки Чусовая. Внимание парня привлек плеск воды и странное бормотание. Охотник подкрался к берегу и залег в кустах.
Увиденная им картина запомнилась Катаеву на все жизнь. На берегу сидели два человекоподобных серых существа. Существо мужского рода было лысым и всячески ухаживало за своей рыжеволосой подругой. Несмотря на серый цвет кожи, беременность подруги была очевидна. Разговаривали существа на непонятном человеку отрывистом языке. Мужская особь угощала подругу ягодами из берестяной коробки, сделанной наподобие туеска. Закончив трапезу, оба переплыли реку, взобрались по отвесной скале и скрылись за ее вершиной. Многие свидетели указывают на наличие груди по женскому образцу и у «водяных мужиков». Однако Катаев ничего подобного не заметил.
Интересно, что рассказ Александра Катаева был проверен известным московским исследователем Трахтенгерцем. Проверка проводилась методом перекрестного допроса. Ученый пришел к выводу, что свидетель говорит чистую правду. Заброшенные шахты Урала, превратившиеся в озера, уральские реки и ручьи и в наше время достаточно редко посещаются человеком. Так что существование в их водах популяции существ, до сих пор не описанной учеными, но часто упоминаемых в рассказах и былинах, кажется вполне возможным. («Репин Инфо»).

В смертельных обьятиях русалок
Русалка - персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды.
По версии Л. Н. Виноградовой - вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии. По мнению В. Я. Проппа - русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни).
В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки. Среди населения Урала было представление, что русалки - это проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей.
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно».
По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шутовке, водянице, хитке, чертовке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола - образ, близкородственный русалке. Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских - mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки - типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля). Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами».
По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох). В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги.
Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!», а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки». В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут.
В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями, ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, по другим легендам - соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняли из леса. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку.
По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом». Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово;р от так называемых «приставаний» русалки:
«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать». Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой.
Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше.
Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.
В. Медведев, проживавший в деревне Медведево Верхне-Салдинского района Свердловской области, рассказывает: «На берегу реки Тагил есть гора – Высокий камень. На ней в летние вечера русалки часто пели, да кони бегали – кажись, черти...».
«В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь».
Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба. Жительница города Сысерти Н. Макарова по этому поводу вспоминает: «У нас в воде тоже живут русалки. Какой-то мужик гребень золотой нашёл, так к нему по ночам русалки ходили и говорили: «Отдай гребень, отдай гребень».
«Мужей у русалок не бывает. Но семейной жизни им тем не менее хочется. И они всеми правдами и неправдами пытаются заполучить себе суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Как их вычисляют русалки - непонятно, однако, встретив их на узкой дорожке, они предлагают разделить с ними брачное ложе».
«Не каждый в подобной ситуации может устоять, а русалкам того и надо. Насладившись любовью с живым человеком, русалка уговаривает его отправиться с ней в подводное царство, на полном серьезе утверждая, что ее избранник ни в коем случае не утонет, а, наоборот, будет жить под водой вечно. Очарованный словами нагой красавицы иной простак действительно лезет сдуру в воду, где, понятно, тут же и захлебывается. Ну а русалка, немного погоревав над утонувшим мужем, начинает искать себе нового»... (Аномальные новости 8,2007).


Рецензии